§ 6. Пособие по безработице
Одной из важнейших социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу.
Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым.
Размер пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.
Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудовую деятельности после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
Для определения размера пособия имеет значение, за какой по счету месяц оно начисляется. Первые три месяца пособие составляет 75 процентов, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальнейшем - 45 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы.
При наличии лиц, находящихся на содержании у безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторной величины минимального размера оплаты труда.
Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В случае, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не предложено, безработным и членам их семей может быть оказана материальная помощь.
При оценке размера установленного пособия следует иметь в виду, что соответствующая конвенция МОТ предусматривает это пособие в размере не ниже 50 процентов последнего заработка безработного. Как видно, величина пособия, установленного Законом о занятости, превышает принятую МОТ. Однако при растущей инфляции в нашей стране действительная ценность получаемого перед увольнением заработка, равно как и минимальный размер заработной платы в период оформления пособия, т.е. по прошествии определенного времени, существенно уменьшается.
При установлении размера пособия законодателем всегда правомерен вопрос о том, будет ли оно играть мотивирующую или дестимулирующую роль в поисках работы. Практика показывает: если работник, став безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, то он может затянуть поиски новой работы ожидая, когда подойдет окончание срока выплаты пособия. Другой дестимулирующий фактор заключается в том, что если уровень пособия по безработице достаточно высок, то соответственно высокими будут и требования безработного к заработной плате на новом рабочем месте, а это также может затруднить устройство на работу.
Соответствующее обследование, проведенное в 10 странах ЕЭС, в семи странах выявило дестимулирующий эффект пособий (значительный в США, Канаде и Великобритании и менее значительный во Франции, Бельгии и Германии). Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. В США, например, они составляют около 50 процентов средней заработной платы. Размеры пособий варьируются в разных штатах. Так, минимальное пособие колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальное - от 95 до 330 долл. В Канаде размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в Австрии в зависимости от количества уплаченных страховых взносов пособия составляют от 30 до 60 процентов средней заработной платы. В Бельгии в течение первого года безработицы размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в течение второго года - 40 процентов заработной платы (50 процентов - если у безработного есть иждивенцы). В некоторых странах устанавливаются твердые размеры пособий (Италия, Великобритания).
В ряде стран пособие исчисляется по двойному принципу. Например, во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от трех до шести месяцев, составляет 36 франков в день плюс 30 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы. Максимальный размер пособия - 56 процентов заработка. Для безработных со страховым стажем в шесть месяцев и более размер пособия составляет 44 франка в день плюс 40 процентов средней заработной платы. Минимальный размер пособия - 112 франков в день. Пособие не может превышать 75 процентов среднего заработка.
Работник лишается права на получение пособия по безработице, если он уволился по собственному желанию, был уволен из-за плохого поведения, участия в забастовке или отказался от предлагаемой работы, соответствующей его специальности и квалификации. Так, законодательства Германии, Бельгии, Финляндии, Австрии предусматривают дисквалификацию такого работника на четыре месяца.
Законодательством ряда стран предусмотрено увеличение пособия по безработице при наличии иждивенцев (Великобритания, Финляндия, Австрия, Италия).
Упоминание о страховом стаже связано с тем, что в большинстве развитых, стран фонды страхования по безработице формируются в основном из взносов предприятий и самих работников. В разных странах доля участия работников и предприятий в создании таких фондов различна. Так, в Германии работники (с заработной платы) и предприятия (из фонда заработной платы) выплачивают в страховые фонды по 2,15 процента. В ряде стран предприниматели выплачивает больший процент, чем работники (например, в Канаде, Франции). В некоторых странах взносы делают только предприятия: в США они выплачивают 0,8 процента от фонда заработной платы в федеральный страховой фонд по безработице и 5,4 процента - в фонды штатов.
Активное участие в формировании фондов страхования по безработице принимает государство. Так, в Японии оно покрывает 25-33 процента расходов на пособия по безработице, в Швеции - 40,4 процента, во Франции - 34,9 процента.
Продолжительность выплаты пособий зависит от двух факторов: периода ожидания до начала получения пособия и ограничения самого периода выплаты пособия. Период ожидания выплаты пособия обычно равен неделе, хотя могут быть и другие сроки. Конвенция МОТ № 102 предусматривает выплату пособий по безработице по системам страхования не менее 13 недель за 12 месяцев. Однако со времени ее принятия (1952 г.) максимальная продолжительность выплаты пособий по безработице была увеличена в большинстве промышленно развитых стран до года с небольшими колебаниями по отдельным странам. В США пособие выплачивается в течение 26 недель, в Канаде- 25-50 недель (в разных провинциях по-разному). В Германии продолжительность выплаты пособия зависит от продолжительности страхового стажа, но не может составлять больше года.
Если безработный исчерпал свое право на пособие по безработице, он может получить пособие по системе вспомоществования*.
* См. Труд за рубежом. 1991. №1. С. 48.
- Л.А. Сыроватская трудовое право вВедение
- Раздел I. Общая часть
- Глава I. Предмет, метод и система трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- Трудовые отношения
- Отношения, тесно связанные с трудовыми (производные от трудовых)
- § 2. Метод трудового права
- § 3. Система трудового права
- § 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- § 5. Предмет, метод и система науки трудового права
- Глава II. Источники трудового права § 1. Понятие и виды источников трудового права
- Указы и распоряжения Президента рф
- Постановления и распоряжения Правительства рф
- Нормативные акты Министерства труда и социального развития рф
- Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов рф
- Нормативные акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативные акты
- Акты Пленума Верховного Суда рф
- § 2. Действие нормативных актов во времени и пространстве. Единство и дифференциация
- Действие нормативных актов во времени
- Действие нормативных актов в пространстве
- Глава III. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов
- § 2. Виды принципов права
- § 3. Межотраслевые принципы правового регулирования труда и принципы трудового права
- Глава IV. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Граждане как субъекты трудового права
- § 3. Организации как субъекты трудового права
- § 4. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права
- § 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов
- Глава V. Правоотношения в сфере трудового права § 1. Понятие и система правоотношений в сфере трудового права
- § 2. Трудовое правоотношение
- § 3. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми (производные) Организационно-управленческие отношения в сфере труда
- Социально-экономические отношения в сфере трудового права
- Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях
- Отношения по трудоустройству
- Отношения ответственности сторон трудового договора
- Отношения по рассмотрению трудовых споров
- Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства
- Глава VI. Коллективный договор и соглашения по социально-экономическим вопросам § 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений
- § 2. Осуществление принципа социального партнерства в зарубежных европейских странах
- Раздел II. Особенная часть Глава VII. Правовое регулирование занятости и трудоустройства § 1. Экономическая реформа и рынок труда
- § 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере
- § 3. Правовой статус безработного
- § 4. Правовая организация трудоустройства
- § 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан
- § 6. Пособие по безработице
- § 7. Скрытая безработица
- Глава VIII. Трудовой договор (Контракт) § 1. Понятие трудового договора
- § 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов)
- § 3. Испытание при приеме на работу и аттестация работников
- § 4. Содержание трудового договора
- § 5. Виды трудового договора
- Трудовой договор о работе на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях
- Трудовой договор о работе по совместительству
- Трудовой договор с работником, принимаемым по конкурсу
- Трудовой договор с временными работникам*
- Трудовой договор с лицами, занятыми на сезонных работах*
- Трудовой договор с надомниками*
- Трудовой договор с лицами, работающими у граждан по договорам (домашними работницами и др.)
- § 6. Переводы
- Временные переводы по инициативе работодателя
- Переводы по инициативе работника
- Переводы на другую постоянную работу
- § 7. Прекращение трудового договора
- Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации
- § 8. Порядок увольнения работников
- § 9. Трудовые договоры с некоторыми другими категориями работников
- Глава IX. Рабочее время и время отдыха § 1. Понятие и виды рабочего времени
- Нормальное рабочее время
- Сокращенная продолжительность рабочего времени
- Неполное рабочее время
- § 2. Режим и учет рабочего времени
- Режим с раздробленным рабочим днем
- Режим со скользящим (гибким) графиком работы
- Режим с вахтовым методом организации работ
- Учет рабочего времени
- § 3. Сверхурочные работы. Ненормированный рабочий день
- Сверхурочная работа
- Ненормированный рабочий день
- § 4. Понятие и виды времени отдыха
- Перерывы в течение рабочего дня
- Междудневные (междусменные) перерывы
- Еженедельный отдых
- Праздничные дни
- § 5. Ежегодные очередные отпуска
- Виды ежегодных отпусков и их продолжительность
- Глава х. Правовое регулирование оплаты труда (заработной платы) § 1. Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы)
- § 2. Понятие тарифной системы и ее элементов
- § 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих
- § 4. Нормирование труда
- § 5. Системы оплаты труда
- § 6. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий
- § 7. Гарантии и компенсации
- § 8. Исчисление среднего заработка и порядок выплаты заработной платы
- Глава XI. Дисциплина труда и ответственность по трудовому праву § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- § 3. Меры поощрения за успехи в работе
- § 4. Ответственность по трудовому праву
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность
- Глава XII. Охрана труда § 1. Понятие охраны труда
- § 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях
- § 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью Охрана труда женщин
- Охрана труда несовершеннолетних
- Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
- § 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда
- § 5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда
- Глава XIII. Трудовые споры и порядок их разрешения § 1. Понятие трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность трудовых споров
- § 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Судебный порядок рассмотрения трудовых споров
- Общий порядок рассмотрения трудовых споров
- § 4. Порядок исполнения решений и постановлений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров искового характера
- § 5. Подведомственность индивидуальных споров, вытекающих из иных правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- § 6. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения
- Раздел III. Международная организация труда, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений Глава XIV. Мот, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений
- Свобода объединения и права человека в области труда
- Нормы, связанные с условиями труда
- Охрана и гигиена труда
- Приложение Конвенции мот, действующие в Российской Федерации
- Содержание