§ 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда
Конституция РФ в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений - сфере труда.
Существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций по созданию соответствующих безопасных условий для работников. Основная цель деятельности этих органов - не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче построенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными, способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.
Принято считать, что надзорные функции носят властный государственный характер, их выполняют государственные органы. Контроль же в большей мере связан с общественными функциями, осуществляемыми преимущественно профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам.
Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридически обязательные указания об устранении выявленных нарушений или о воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Статья 244 КЗоТ РФ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля, называет кроме специализированных государственных органов профсоюзы и местные органы власти. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.
Законодательство различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.
Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ РФ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
В эту систему входят:
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)* и его органы. Осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;
* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 37. Ст. 1181; 1992. № 3. Ст. 98; № 47. Ст. 2716.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)* и его органы. Осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;
* См.: ВВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1338; 1992. № 47. Ст. 2716.
органы Государственного энергетического надзора*. Осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок;
* См.: САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1765.
органы Государственного пожарного надзора*, входящие в систему МВД России. Осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой и других правил пожарной безопасности;
* См.: САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3454.
Федеральный санитарно-эпидемиологическйй надзор России (Госкомсанэпиднадзор России)* и его органы на местах. Осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний, проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.
* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 49. Ст. 1732; 1992. № 47. Ст. 2716.
Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда и профсоюзы (ст. 248 КЗоТ РФ). Однако переданные профсоюзам еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда функции надзора и контроля недавно вновь были возвращены государственным органам.
В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция), сказано, что Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:
а) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;
б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
в) разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных правовых актов о труде и охране труда;
г) обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функции*.
* Подробнее см. упомянутое выше Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Ростру динспекция) от 20 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. •№ 13. Ст. 1476.
В частности, государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:
беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
налагать в установленном законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.
Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право:
приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений*;
* Право принимать решения о приостановке работы всего предприятия в указанных случаях предоставлено руководителям государственных инспекций труда (п. 10 Положения).
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.
Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (п. 13 Положения).
Как указывалось выше, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы. С этой целью они вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными самими профсоюзами.
В соответствии со ст. 19 Закона о профессиональных союзах профсоюзные инспекторы труда могут беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективных договоров и соглашений; участвовать, в расследовании несчастных случаев на производстве с целью защиты прав и интересов работников.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию .труда для принятия неотложных мер.
При невыполнении требования по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. При этом работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.
- Л.А. Сыроватская трудовое право вВедение
- Раздел I. Общая часть
- Глава I. Предмет, метод и система трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- Трудовые отношения
- Отношения, тесно связанные с трудовыми (производные от трудовых)
- § 2. Метод трудового права
- § 3. Система трудового права
- § 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- § 5. Предмет, метод и система науки трудового права
- Глава II. Источники трудового права § 1. Понятие и виды источников трудового права
- Указы и распоряжения Президента рф
- Постановления и распоряжения Правительства рф
- Нормативные акты Министерства труда и социального развития рф
- Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов рф
- Нормативные акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативные акты
- Акты Пленума Верховного Суда рф
- § 2. Действие нормативных актов во времени и пространстве. Единство и дифференциация
- Действие нормативных актов во времени
- Действие нормативных актов в пространстве
- Глава III. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов
- § 2. Виды принципов права
- § 3. Межотраслевые принципы правового регулирования труда и принципы трудового права
- Глава IV. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Граждане как субъекты трудового права
- § 3. Организации как субъекты трудового права
- § 4. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права
- § 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов
- Глава V. Правоотношения в сфере трудового права § 1. Понятие и система правоотношений в сфере трудового права
- § 2. Трудовое правоотношение
- § 3. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми (производные) Организационно-управленческие отношения в сфере труда
- Социально-экономические отношения в сфере трудового права
- Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях
- Отношения по трудоустройству
- Отношения ответственности сторон трудового договора
- Отношения по рассмотрению трудовых споров
- Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства
- Глава VI. Коллективный договор и соглашения по социально-экономическим вопросам § 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений
- § 2. Осуществление принципа социального партнерства в зарубежных европейских странах
- Раздел II. Особенная часть Глава VII. Правовое регулирование занятости и трудоустройства § 1. Экономическая реформа и рынок труда
- § 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере
- § 3. Правовой статус безработного
- § 4. Правовая организация трудоустройства
- § 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан
- § 6. Пособие по безработице
- § 7. Скрытая безработица
- Глава VIII. Трудовой договор (Контракт) § 1. Понятие трудового договора
- § 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов)
- § 3. Испытание при приеме на работу и аттестация работников
- § 4. Содержание трудового договора
- § 5. Виды трудового договора
- Трудовой договор о работе на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях
- Трудовой договор о работе по совместительству
- Трудовой договор с работником, принимаемым по конкурсу
- Трудовой договор с временными работникам*
- Трудовой договор с лицами, занятыми на сезонных работах*
- Трудовой договор с надомниками*
- Трудовой договор с лицами, работающими у граждан по договорам (домашними работницами и др.)
- § 6. Переводы
- Временные переводы по инициативе работодателя
- Переводы по инициативе работника
- Переводы на другую постоянную работу
- § 7. Прекращение трудового договора
- Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации
- § 8. Порядок увольнения работников
- § 9. Трудовые договоры с некоторыми другими категориями работников
- Глава IX. Рабочее время и время отдыха § 1. Понятие и виды рабочего времени
- Нормальное рабочее время
- Сокращенная продолжительность рабочего времени
- Неполное рабочее время
- § 2. Режим и учет рабочего времени
- Режим с раздробленным рабочим днем
- Режим со скользящим (гибким) графиком работы
- Режим с вахтовым методом организации работ
- Учет рабочего времени
- § 3. Сверхурочные работы. Ненормированный рабочий день
- Сверхурочная работа
- Ненормированный рабочий день
- § 4. Понятие и виды времени отдыха
- Перерывы в течение рабочего дня
- Междудневные (междусменные) перерывы
- Еженедельный отдых
- Праздничные дни
- § 5. Ежегодные очередные отпуска
- Виды ежегодных отпусков и их продолжительность
- Глава х. Правовое регулирование оплаты труда (заработной платы) § 1. Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы)
- § 2. Понятие тарифной системы и ее элементов
- § 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих
- § 4. Нормирование труда
- § 5. Системы оплаты труда
- § 6. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий
- § 7. Гарантии и компенсации
- § 8. Исчисление среднего заработка и порядок выплаты заработной платы
- Глава XI. Дисциплина труда и ответственность по трудовому праву § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- § 3. Меры поощрения за успехи в работе
- § 4. Ответственность по трудовому праву
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность
- Глава XII. Охрана труда § 1. Понятие охраны труда
- § 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях
- § 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью Охрана труда женщин
- Охрана труда несовершеннолетних
- Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
- § 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда
- § 5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда
- Глава XIII. Трудовые споры и порядок их разрешения § 1. Понятие трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность трудовых споров
- § 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Судебный порядок рассмотрения трудовых споров
- Общий порядок рассмотрения трудовых споров
- § 4. Порядок исполнения решений и постановлений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров искового характера
- § 5. Подведомственность индивидуальных споров, вытекающих из иных правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- § 6. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения
- Раздел III. Международная организация труда, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений Глава XIV. Мот, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений
- Свобода объединения и права человека в области труда
- Нормы, связанные с условиями труда
- Охрана и гигиена труда
- Приложение Конвенции мот, действующие в Российской Федерации
- Содержание