Л.А. Сыроватская трудовое право вВедение
Переход к новым экономическим условиям, к так называемой рыночной экономике, к сожалению, не повлек за собой роста производства, без которого немыслимо и развитие всего общества. За семь лет реформ по данным Академии социальных наук уровень промышленного производства снизился практически в два раза*.
*См. беседу с директором Института социально-политических исследований РАН акад. Г. Осиповым Труд. 1998. 22 апр.
В условиях такого спада происходит и резкое расслоение общества: существенно возросли доходы одних и упала, а точнее - уменьшилась заработная плата других.
Экономисты объясняют рост доходов при сокращении производства, во-первых, развитием теневой экономики (коррупция, рэкет, проституция и другие виды подпольного бизнеса) и, во-вторых, "проеданием" природных сырьевых ресурсов.
По данным, приведенным той же Академией, резко увеличился разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан; доля населения, живущего за чертой бедности, составляет более его четверти; разница между минимальным и средним заработком увеличилась в 11 раз и уровень безработицы (с учетом скрытых ее форм) составляет 13 процентов населения.
Сама по себе поляризация свойственна рынку, и сказанное не означает тоску по прошлой уравниловке, которая в условиях рынка неприемлема. Дифференциация действительно должна быть, но перекосы в этой области, которые имеют место в нашей действительности, нельзя признать нормальным явлением.
Изменение основ экономики общества не могло не повлечь за собой определенные отрицательные последствия. Адаптация производства к новым условиям не могла быть совсем безболезненной, и потому в какой-то степени естественной должна была быть и более высокая стоимость производимого, и далеко не всегда соответствующее качество многих видов продукции отечественного производства, не выдерживающее конкуренции с импортными аналогами, отличающимися более низкой себестоимостью при более высоком качестве.
Но сутью реформы, возродившей частную собственность, прежде всего должно быть пробуждение в работающем заинтересованности в результатах своего труда, ибо только собственность дает реальную уверенность, хотя и связанную с риском, обеспечивает наиболее прочную зависимость получаемого дохода от вложенного труда.
Только труд должен быть основой нормальной жизни и благосостояния граждан общества, а эта задача пока не входит в число приоритетных в обществе. Для многих сейчас выгоднее посредничать, нежели трудиться в реальном секторе экономики. И именно заинтересованное участие граждан в труде - реальная гарантия необратимости реформ и их нормальной жизни в обществе.
Проблема побуждения людей к производительному труду сама по себе, конечно, не нова, ибо только трудом во все времена создавалась и создается материальная и духовная культура.
Общество, пренебрегающее трудом, обречено. Как же заинтересовать работника в результатах труда в новых условиях? Какими должны быть теперь мотивы к высокопроизводительному труду? Повлияло ли возрождение частной собственности на эти мотивы? Принято считать, что собственник на себя плохо работать не может. Между тем социологические исследования показывают, что работники не осознали себя в достаточной мере совладельцами средств производства. И что самое досадное, проведенная в России приватизация не способствовала этому. Она, к сожалению, не дала положительных результатов.
Основные пути выхода из переживаемого нами кризиса связываются с решением финансовых проблем, ибо на поверхности лежат: неплатежи, задержки по заработной плате и т.д.
Разумеется, успешную экономическую политику, направленную на развитие производства, можно проводить только в стабильной экономике. Сегодня же эта политика вырабатывается в условиях финансового кризиса, оправдывающего в какой-то мере пожарные меры, включающие совершенствование налоговой системы, внешние займы, что должно привести к определенным сдвигам. Но игнорировать в этой новой политике вопросы правового опосредования той ее части, которая касается регулирования трудовых отношений, нельзя.
И при определении путей выхода из сложившегося кризиса, и при выработке рекомендаций должен быть обеспечен комплексный подход к исследуемой проблеме как экономистов, так и юристов, причем не только цивилистов, но и специалистов именно в области трудового права.
К сожалению, в нормативных актах, устанавливающих статус новых, не известных нашему обществу в советский период организационно-правовых форм хозяйствования, закреплен практически лишь имущественный аспект их деятельности, полномочия этих организаций и отношения членов лишь в этой сфере (кроме Закона РФ «О производственных кооперативах», в котором достаточно четко закреплены права и обязанности членов (совладельцев) и наемных работников). Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит лишь две статьи, касающиеся отношений руководителей исполнительных органов с обществом, т.е. внутренних, трудовых отношений, а Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» - всего одну, которую с определенной натяжкой можно считать регулирующей трудовые отношения, - об исключении из членов общества.
И хотя это базовые законы о новых формах хозяйственной деятельности, в которых занята практически вся трудоспособная часть населения, они не содержат четкого ответа на вопрос о соотношении трудового и гражданского законодательства и, в частности, на вопрос о том, какими нормами регулируются трудовые отношения работающих в них лиц. Соответствующие статьи Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» отменены.
В акционерных обществах, преобразованных из государственных предприятий путем нашей, мягко говоря, нестандартной приватизации, основная часть работающих как работала по трудовому договору, так и осталась работать на этом же основании и потому с точки зрения формальной логики подпадает под действие трудового законодательства, хотя этот признак - наличие трудового договора - в новых условиях не позволяет отграничить наемного работника от совладельца, участвующего в собственности акционерного общества. В обществах же с ограниченной ответственностью вопрос о заключении трудового договора с членами этих обществ вообще остается открытым, поскольку понятие трудового договора содержит признаки, отличающие его от договора подряда и других гражданско-правовых договоров, но не дает ответа на вопрос о том, должен ли он быть заключен с каждым из совладельцев или только с наемным работником, не участвующим в отношениях собственности.
Между тем мелкое и среднее предпринимательство у нас (так же, впрочем, как и в других странах) составляет основную форму хозяйствования. Сейчас здесь трудятся примерно 9 млн. человек, а в перспективе должно быть около 30 млн. работников, ибо это основная форма трудоустройства излишков рабочей силы, высвобождаемых в целях повышения рентабельности с государственных предприятий.
В результате отсутствия четкого правового регулирования все эти работники оказались в некоем правовом вакууме, породившем неопределенность в регулировании трудовых отношений.
Более того, в последние годы принят ряд нормативных актов, ошибочно определяющих правовую природу трудовых отношений, относя их к гражданским, хотя в действительности они носят трудоправовой характер.
Следствием такой подмены является несоблюдение целого ряда норм, крайне необходимых для защиты работников, начиная с правил по охране труда и технике безопасности и кончая другими нормами-гарантиями, которых гражданское право, естественно, не содержит.
Кстати, такая же тенденция проявляется сейчас в одном из проектов Трудового кодекса, который предстоит принять Государственной Думе. Под видом освобождения от государственного вмешательства и опираясь на якобы существующее равноправие сторон в трудовом договоре, предлагается исключить из Кодекса четкий перечень закрепленных в действующем КЗоТ РФ оснований увольнения работника и включить возможность заключения срочного договора по желанию сторон. Предлагаются и другие новеллы, опирающиеся на мнимое равенство сторон в трудовом договоре, хотя в действительности экономически работник зависим от работодателя, стороны здесь не являются полностью равноправными, и работник, разумеется, нуждается в защите государства, объем которой должен быть тщательно продуман.
Незащищенность работника, а сейчас еще и неопределенность правового положения не способствуют формированию его заинтересованности в результатах труда и стабильности трудовых отношений (а только в этом случае он будет хорошо трудиться, в чем, как уже отмечалось выше, заинтересовано общество), создают неразбериху в регулировании этих отношений.
Игнорирование особенностей трудового права как самостоятельной отрасли при выработке концепции механизма воздействия на трудовые отношения не может дать положительного результата. А это требует как минимум внимания к изучению вопроса о предмете данной отрасли, об объеме гарантий, которые должны быть установлены государством, и о других задачах, которые стоят перед наукой этой важной для общества отрасли.
Рыночная экономика поставила перед правовой наукой и наукой трудового права в частности необходимость исследования таких вопросов, как, например, о соотношении правомочий трудовых коллективов и коллективов совладельцев в корпоративных организациях, об объеме норм, принимаемых в централизованном и локальном, императивном и диспозитивном регулировании, о социальном партнерстве, которое, к сожалению, пока остается недостаточно эффективным, о более четком определении правомерности забастовок и некоторых других.
Все изложенное требует глубоких исследований и дальнейшего развития науки трудового права. В современных условиях это особенно необходимо.
Кроме того, в концепции, которая должна быть разработана специалистами с учетом изменений, происходящих в нашей экономике в последнее время, нельзя не учесть и те перемены, которые происходят сегодня и в мире труда, т.е. в зарубежных развитых странах, поскольку формируется новый тип работника.
Информационная техника, а с ней сейчас связан труд значительного количества занятых, требует высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Причем предпочтение отдается работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к творчеству, умеют адаптироваться к меняющимся целям и условиям производства. И это должно быть учтено и самими работниками, и органами государственной службы занятости.
Достижение определенного уровня материального достатка во всех развитых странах уже рассматривается не как самоцель, а как средство обретения свободы для самореализации, удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей.
Молодые люди считают, что труд должен не только обеспечивать определенный уровень благосостояния, но и быть интересным и приносить моральное удовлетворение*.
* См.REFA-Nachrichten. 1990.№2. S.15.
А это предполагает необходимость изучения конкретных целей мотивации с учетом участия работника в отношениях собственности (понимание целей деятельности предприятия, участие в принятии совместных решений и т.д.).
Все изложенное выше требует от изучающего трудовое право вдумчивого подхода к данной учебной дисциплине.
Предлагаемое издание - второе, переработанное с общим изложением тех задач, которые стоят сейчас перед наукой трудового права, а также с учетом новых нормативных актов, которые были приняты в последнее время, и учебной программой курса «Трудовое право».
- Л.А. Сыроватская трудовое право вВедение
- Раздел I. Общая часть
- Глава I. Предмет, метод и система трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- Трудовые отношения
- Отношения, тесно связанные с трудовыми (производные от трудовых)
- § 2. Метод трудового права
- § 3. Система трудового права
- § 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- § 5. Предмет, метод и система науки трудового права
- Глава II. Источники трудового права § 1. Понятие и виды источников трудового права
- Указы и распоряжения Президента рф
- Постановления и распоряжения Правительства рф
- Нормативные акты Министерства труда и социального развития рф
- Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов рф
- Нормативные акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативные акты
- Акты Пленума Верховного Суда рф
- § 2. Действие нормативных актов во времени и пространстве. Единство и дифференциация
- Действие нормативных актов во времени
- Действие нормативных актов в пространстве
- Глава III. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов
- § 2. Виды принципов права
- § 3. Межотраслевые принципы правового регулирования труда и принципы трудового права
- Глава IV. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Граждане как субъекты трудового права
- § 3. Организации как субъекты трудового права
- § 4. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права
- § 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов
- Глава V. Правоотношения в сфере трудового права § 1. Понятие и система правоотношений в сфере трудового права
- § 2. Трудовое правоотношение
- § 3. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми (производные) Организационно-управленческие отношения в сфере труда
- Социально-экономические отношения в сфере трудового права
- Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях
- Отношения по трудоустройству
- Отношения ответственности сторон трудового договора
- Отношения по рассмотрению трудовых споров
- Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства
- Глава VI. Коллективный договор и соглашения по социально-экономическим вопросам § 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений
- § 2. Осуществление принципа социального партнерства в зарубежных европейских странах
- Раздел II. Особенная часть Глава VII. Правовое регулирование занятости и трудоустройства § 1. Экономическая реформа и рынок труда
- § 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере
- § 3. Правовой статус безработного
- § 4. Правовая организация трудоустройства
- § 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан
- § 6. Пособие по безработице
- § 7. Скрытая безработица
- Глава VIII. Трудовой договор (Контракт) § 1. Понятие трудового договора
- § 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов)
- § 3. Испытание при приеме на работу и аттестация работников
- § 4. Содержание трудового договора
- § 5. Виды трудового договора
- Трудовой договор о работе на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях
- Трудовой договор о работе по совместительству
- Трудовой договор с работником, принимаемым по конкурсу
- Трудовой договор с временными работникам*
- Трудовой договор с лицами, занятыми на сезонных работах*
- Трудовой договор с надомниками*
- Трудовой договор с лицами, работающими у граждан по договорам (домашними работницами и др.)
- § 6. Переводы
- Временные переводы по инициативе работодателя
- Переводы по инициативе работника
- Переводы на другую постоянную работу
- § 7. Прекращение трудового договора
- Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации
- § 8. Порядок увольнения работников
- § 9. Трудовые договоры с некоторыми другими категориями работников
- Глава IX. Рабочее время и время отдыха § 1. Понятие и виды рабочего времени
- Нормальное рабочее время
- Сокращенная продолжительность рабочего времени
- Неполное рабочее время
- § 2. Режим и учет рабочего времени
- Режим с раздробленным рабочим днем
- Режим со скользящим (гибким) графиком работы
- Режим с вахтовым методом организации работ
- Учет рабочего времени
- § 3. Сверхурочные работы. Ненормированный рабочий день
- Сверхурочная работа
- Ненормированный рабочий день
- § 4. Понятие и виды времени отдыха
- Перерывы в течение рабочего дня
- Междудневные (междусменные) перерывы
- Еженедельный отдых
- Праздничные дни
- § 5. Ежегодные очередные отпуска
- Виды ежегодных отпусков и их продолжительность
- Глава х. Правовое регулирование оплаты труда (заработной платы) § 1. Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы)
- § 2. Понятие тарифной системы и ее элементов
- § 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих
- § 4. Нормирование труда
- § 5. Системы оплаты труда
- § 6. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий
- § 7. Гарантии и компенсации
- § 8. Исчисление среднего заработка и порядок выплаты заработной платы
- Глава XI. Дисциплина труда и ответственность по трудовому праву § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- § 3. Меры поощрения за успехи в работе
- § 4. Ответственность по трудовому праву
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность
- Глава XII. Охрана труда § 1. Понятие охраны труда
- § 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях
- § 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью Охрана труда женщин
- Охрана труда несовершеннолетних
- Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
- § 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда
- § 5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда
- Глава XIII. Трудовые споры и порядок их разрешения § 1. Понятие трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность трудовых споров
- § 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Судебный порядок рассмотрения трудовых споров
- Общий порядок рассмотрения трудовых споров
- § 4. Порядок исполнения решений и постановлений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров искового характера
- § 5. Подведомственность индивидуальных споров, вытекающих из иных правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- § 6. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения
- Раздел III. Международная организация труда, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений Глава XIV. Мот, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений
- Свобода объединения и права человека в области труда
- Нормы, связанные с условиями труда
- Охрана и гигиена труда
- Приложение Конвенции мот, действующие в Российской Федерации
- Содержание