logo
Трудовое Право(Сыроватская)

Отношения по трудоустройству

Они возникают в связи с обращением граждан в органы по трудо­устройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие их разновидности:

а) отношения гражданина и органа по трудоустройству - службы занятости, которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;

б) отношения службы занятости и организации, в которую на­правляется трудоустраиваемый;

в) отношения между трудоустраиваемым и организацией, кото­рая должна принять его на работу.

Возложение государством на службу занятости юридической обя­занности устройства на работу в ряде случаев заменяется функцией выполнения ею посреднических услуг. В ст. 26 Закона о занятости населения сказано, что работодатель имеет право принимать на ра­боту граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных ос­нованиях с гражданами, имеющими направление службы занятости*. Возможность непринятия на работу организацией направленного службой занятости превращает отношения между службой занятос­ти и организацией из правовых в такие, где юридическая обязанность принять на работу заменяется возможностью усмотрения администрации, и отношение между службой занятости и организацией, таким образом, трансформируется. Правовая же обязанность остает­ся лишь в отношении определенной, прямо указанной в законе кате­гории лиц, особенно нуждающихся в социальной защите.

* См. СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

В ст. 13 Закона о занятости они перечислены. Это молодежь, одинокие и многодетные родители и некоторые другие. Места для них квотируются за счет средств местных органов власти, специально выделяемых на эти цели. Трудоустройство этих категорий граждан гарантируется обязательным принятием их на работу. В от­ношении остальных граждан гарантии выражаются в несколько опосредованной форме - в виде выплаты пособия по безработице в случае невозможности трудоустройства. Эти особого рода меры защиты также придают рассматриваемым отношениям правовой характер.

Принятое в развитие Закона о занятости населения постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. утвердило Порядок реги­страции безработных граждан. В нем с учетом складывающейся прак­тики детализированы варианты правоотношений, возникающих между обратившимися в службу занятости и этими органами*. В за­висимости от намерения гражданина предусмотрено четыре различ­ных вида регистрации:

первичная регистрация безработных граждан, когда обративший­ся рассчитывает только на получение необходимой информации по поводу трудоустройства;

регистрация безработных в целях поиска подходящей работы, когда гражданин намерен получить направление от службы занятости в ту или иную организацию для устройства на подходящую работу;

регистрация граждан в качестве безработных. Безработными при­знаются граждане, которые трудоспособны, но не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях получения подходящей рабо­ты; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы;

перерегистрация безработных граждан.

* См. Российская газета. 1997. 15 мая.

Порядок регистрации фиксирует и тех, кто не может быть при­знан безработным. Это, в частности, граждане, отказавшиеся в тече­ние 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух ее вариантов.

Как видно, каждому виду регистрации соответствует определенная цель гражданина и его субъективное право требовать от службы занятости определенной услуги или гарантии, а служба занятости должна выполнить корреспондирующую этому праву обязанность.