Раздел III. Международная организация труда, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений Глава XIV. Мот, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений
Международно-правовое регулирование труда - это регламентация трудовых отношений, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников на основе международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров, а также других международно-правовых средств, обеспечивающих их исполнение)*. Источниками регулирования прежде всего являются определенные стандарты труда, принятые ООН и такой международной специализированной организацией, как МОТ.
* Подробнее см.: Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1998.
Оценивая роль международно-правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации, нельзя не учесть содержания ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». С учетом этого положения определяется значение соответствующих международных актов, и в первую очередь актов МОТ.
Эта организация, в которую входят 170 государств-членов, была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции 11 апреля 1919 г. в целях международного сотрудничества для обеспечения длительного мира во всем мире и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда.
Исходя из этих целей, МОТ призвана решать следующие задачи:
разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
защита прав человека (права на труд, на объединения), защита от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
борьба за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
разработка программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально трудовых отношений;
разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ.
Вместе с тем в связи с переходом стран Восточной Европы к рыночным отношениям МОТ выделены и новые приоритеты: поддержка процесса демократизации, развитие трипартизма, продолжение борьбы с бедностью, особенно путем увеличения занятости, в частности с помощью организации широкой переподготовки рабочей силы, защита трудящихся во всех формах, начиная с социального обеспечения.
В последнее время в организации работы МОТ прослеживается тенденция перемещения центра тяжести из штаб-квартиры в регионы с тем, чтобы приблизить ее деятельность к решению задач, стоящих перед государствами-членами, а внутри каждой страны - непосредственно к участникам трехсторонних переговоров.
Внешний орган МОТ - созываемая ежегодно Международная конференция труда, которая состоит из представителей государств - членов МОТ. Руководящие органы МОТ - конференция и Административный совет.
Основополагающим принципом в работе МОТ является трипартизм (партнерство трех участников). Представители трудящихся и работодателей участвуют на равных правах с представителями правительств. На ежегодных сессиях МОТ должны присутствовать по четыре делегата от каждого государства-члена (два от Правительства и по одному от организаций предпринимателей и трудящихся). Последние должны назначаться по соглашению с наиболее представительными профессиональными организациями предпринимателей и трудящихся. Соблюдение этого правила контролируется особым комитетом по проверке полномочий конференции. Делегаты выступают и голосуют индивидуально.
Генеральная конференция, включающая делегатов всех государств - членов МОТ, созывается не реже одного раза в год. К ее компетенции относится определение задач и направлений деятельности организации, внесение изменений в ее устав, прием в члены МОТ отдельных государств, принятие международных конвенций и рекомендаций, наблюдение за применением государствами ратифицированных ими конвенций, а также рекомендации МОТ*.
* См. Устав МОТ и Регламент Международной организации труда. МБТ. Женева, 1986.
Исполнительная власть МОТ обеспечивается Административным советом, состоящим также из представителей трех сторон, которые входят в него на указанной выше пропорциональной основе и избираются соответственно каждой группой делегатов. Совет выбирает генерального директора, который разрабатывает проект бюджета и осуществляет общее управление Международным бюро труда (МБТ) - постоянным органом МОТ, выполняющим функции ее секретариата.
За время существования МОТ приняла большое количество конвенций и рекомендаций, касающихся различных аспектов труда:
трудовых отношений, управления трудом, занятости и защиты от безработицы, заработной платы, условий и охраны труда (рабочего времени, отпусков и т.д.), труда женщин и молодежи, труда мигрантов, социального обеспечения, а также труда моряков, рыбаков и докеров.
Правительства государств - членов МОТ обязаны представлять все эти акты своим национальным законодательным органам. В то же время на ежегодных конференциях МОТ заслушивает доклады отдельных правительств о применении этих актов в своих странах.
МОТ также рассматривает и жалобы в случаях нарушений этих актов.
На 1 января 1998 г. ею приняты 181 конвенция и 188 рекомендаций. Различие конвенций и рекомендаций в том, что первые подлежат ратификации и, будучи ратифицированными государством, обязательны для соблюдения. Конвенции принимаются Генеральной конференцией большинством не менее двух третей голосов присутствующих делегатов.
Рекомендации не ратифицируются. Они представляют собой нормы, которые государство может, но не обязано использовать в национальном законодательстве. Их цель - служить перспективой в области законодательства и деятельности правительства.
Российская Федерация, став правопреемницей СССР в международных организациях, подтвердила признание ею 50 конвенций, ратифицированных в свое время СССР.
В то же время целый ряд важных конвенций МОТ, касающихся основных институтов трудового права, не ратифицирован нашей страной: о прекращении трудовых отношений (№ 158,1982 г.); о трудящихся-мигрантах (№ 97, 1949 г. и № 143, 1975 г.); об оплачиваемых отпусках (№ 132, 1970 г.); об установлении минимальной заработной платы(№ 131,1970 г.); о безопасности и гигиене труда (№ 155,1981г.); о максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся (№ 127, 1967 г.); о содействии коллективным переговорам (№ 154, 1982 г.) и др. Это безусловно снижает уровень стабильности регулирования трудовых отношений и гарантий трудовых прав граждан РФ. С другой стороны, можно привести пример нарушения нашим государством одной из ратифицированных им конвенций. Речь идет о Конвенции № 95 об охране заработной платы, которая предусматривает в том числе и регулярную ее выплату.
Как заявил генеральный директор МОТ М. Ансенн, поступающие из России жалобы по этому поводу не остаются без внимания. Комитет экспертов призвал российское правительство принять необходимые меры законодательного и практического характера, которые помогли бы предприятиям выполнить обязательства перед работниками*.
*См.: Известия. 1994. 4 июня.
Основным направлением деятельности МОТ, как видно, является нормотворчество, т.е. разработка международных актов о труде.
В этих нормах излагается в некотором роде общее право в области труда в том виде, в каком оно получило свое развитие в большинстве передовых стран. Поскольку в рамках настоящей работы невозможно изложить содержание всех 174 конвенций МОТ, ограничимся рассмотрением нескольких групп конвенций, которые могут представлять наибольший интерес.
- Л.А. Сыроватская трудовое право вВедение
- Раздел I. Общая часть
- Глава I. Предмет, метод и система трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- Трудовые отношения
- Отношения, тесно связанные с трудовыми (производные от трудовых)
- § 2. Метод трудового права
- § 3. Система трудового права
- § 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- § 5. Предмет, метод и система науки трудового права
- Глава II. Источники трудового права § 1. Понятие и виды источников трудового права
- Указы и распоряжения Президента рф
- Постановления и распоряжения Правительства рф
- Нормативные акты Министерства труда и социального развития рф
- Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов рф
- Нормативные акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативные акты
- Акты Пленума Верховного Суда рф
- § 2. Действие нормативных актов во времени и пространстве. Единство и дифференциация
- Действие нормативных актов во времени
- Действие нормативных актов в пространстве
- Глава III. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов
- § 2. Виды принципов права
- § 3. Межотраслевые принципы правового регулирования труда и принципы трудового права
- Глава IV. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Граждане как субъекты трудового права
- § 3. Организации как субъекты трудового права
- § 4. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права
- § 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов
- Глава V. Правоотношения в сфере трудового права § 1. Понятие и система правоотношений в сфере трудового права
- § 2. Трудовое правоотношение
- § 3. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми (производные) Организационно-управленческие отношения в сфере труда
- Социально-экономические отношения в сфере трудового права
- Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях
- Отношения по трудоустройству
- Отношения ответственности сторон трудового договора
- Отношения по рассмотрению трудовых споров
- Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства
- Глава VI. Коллективный договор и соглашения по социально-экономическим вопросам § 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений
- § 2. Осуществление принципа социального партнерства в зарубежных европейских странах
- Раздел II. Особенная часть Глава VII. Правовое регулирование занятости и трудоустройства § 1. Экономическая реформа и рынок труда
- § 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере
- § 3. Правовой статус безработного
- § 4. Правовая организация трудоустройства
- § 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан
- § 6. Пособие по безработице
- § 7. Скрытая безработица
- Глава VIII. Трудовой договор (Контракт) § 1. Понятие трудового договора
- § 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов)
- § 3. Испытание при приеме на работу и аттестация работников
- § 4. Содержание трудового договора
- § 5. Виды трудового договора
- Трудовой договор о работе на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях
- Трудовой договор о работе по совместительству
- Трудовой договор с работником, принимаемым по конкурсу
- Трудовой договор с временными работникам*
- Трудовой договор с лицами, занятыми на сезонных работах*
- Трудовой договор с надомниками*
- Трудовой договор с лицами, работающими у граждан по договорам (домашними работницами и др.)
- § 6. Переводы
- Временные переводы по инициативе работодателя
- Переводы по инициативе работника
- Переводы на другую постоянную работу
- § 7. Прекращение трудового договора
- Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации
- § 8. Порядок увольнения работников
- § 9. Трудовые договоры с некоторыми другими категориями работников
- Глава IX. Рабочее время и время отдыха § 1. Понятие и виды рабочего времени
- Нормальное рабочее время
- Сокращенная продолжительность рабочего времени
- Неполное рабочее время
- § 2. Режим и учет рабочего времени
- Режим с раздробленным рабочим днем
- Режим со скользящим (гибким) графиком работы
- Режим с вахтовым методом организации работ
- Учет рабочего времени
- § 3. Сверхурочные работы. Ненормированный рабочий день
- Сверхурочная работа
- Ненормированный рабочий день
- § 4. Понятие и виды времени отдыха
- Перерывы в течение рабочего дня
- Междудневные (междусменные) перерывы
- Еженедельный отдых
- Праздничные дни
- § 5. Ежегодные очередные отпуска
- Виды ежегодных отпусков и их продолжительность
- Глава х. Правовое регулирование оплаты труда (заработной платы) § 1. Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы)
- § 2. Понятие тарифной системы и ее элементов
- § 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих
- § 4. Нормирование труда
- § 5. Системы оплаты труда
- § 6. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий
- § 7. Гарантии и компенсации
- § 8. Исчисление среднего заработка и порядок выплаты заработной платы
- Глава XI. Дисциплина труда и ответственность по трудовому праву § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- § 3. Меры поощрения за успехи в работе
- § 4. Ответственность по трудовому праву
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность
- Глава XII. Охрана труда § 1. Понятие охраны труда
- § 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях
- § 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью Охрана труда женщин
- Охрана труда несовершеннолетних
- Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
- § 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда
- § 5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда
- Глава XIII. Трудовые споры и порядок их разрешения § 1. Понятие трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность трудовых споров
- § 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Судебный порядок рассмотрения трудовых споров
- Общий порядок рассмотрения трудовых споров
- § 4. Порядок исполнения решений и постановлений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров искового характера
- § 5. Подведомственность индивидуальных споров, вытекающих из иных правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- § 6. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения
- Раздел III. Международная организация труда, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений Глава XIV. Мот, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений
- Свобода объединения и права человека в области труда
- Нормы, связанные с условиями труда
- Охрана и гигиена труда
- Приложение Конвенции мот, действующие в Российской Федерации
- Содержание