§ 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
Особенностью системы отечественного права является ее многообразие, дифференциация на отдельные самостоятельные отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия. Например, к регулированию общественных отношений, так или иначе связанных с трудом, причастны несколько отраслей права: гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, ибо предмет и метод каждой из названных отраслей имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права. И это сходство, как уже отмечалось, часто затрудняет выяснение истинной правовой природы тех или иных фактических отношений и влечет за собой в ряде случаев нарушение закона в правоприменительной практике. Во избежание этого нужно ясно представлять себе, что входит в предмет каждой из названных отраслей и в чем состоит сходство и различие в объекте правового регулирования.
Гражданское право, как известно, регулирует две группы отношений: 1) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому; 2) личные неимущественные отношения.
В число имущественных входят и те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден. Они возникают на основе договора подряда, поручения, авторского договора. Реализация этих договоров предполагает уплату вознаграждения. Однако в отличие от трудового договора объектом всех указанных гражданско-правовых договоров является результат труда, тогда как содержанием трудовых отношений всегда является процесс труда (живой труд). Отсюда вытекает необходимость согласования, координации трудовой деятельности между ее участниками и подчинение установленной дисциплине, внутреннему распорядку организации.
Для большинства трудовых договоров характерна обязанность работника выполнять любую работу, относящуюся к профессии, специальности или должности, по которой заключен договор.
Оплачивая лишь конечный результат работы, заказчик в гражданско-правовых договорах не несет никаких иных имущественных обязанностей в отношении исполнителя. На последнего ложится и риск невозможности представление окончательного результата по объективным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель.
Различие по методу, как уже отмечалось, состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров.
Отношения, входящие в предмет трудового права, так же как и те, что регулируются административным правом, связаны и с трудом, и с управлением его процессом. Однако первые всегда «внутренние», складывающиеся в рамках предприятия, учреждения, организации между работодателем и работником, осуществляющим трудовую деятельность, в то время как вторые либо «внешние», причем с использованием специфического метода государственно-властного характера (например, между министерствами, комитетами и подчиненными им учреждениями), либо связаны с государственным управлением, осуществлением исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности государства. Значительную часть здесь составляют отношения по государственной службе.
Для всех этих отношений характерно, что их субъекты находятся в соподчиненном положении, когда один наделен властью давать предписания, а другой обязан их выполнять. Но это уже признаки метода, с помощью которого в данном случае разграничение провести нельзя, ибо эта черта свойственна и той и другой отрасли права. Различие, следовательно, надо искать только в предмете.
Нужно отметить, что Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятый 31 июля 1995 г., весьма подробно регламентируя статус государственных служащих, правила прохождения ими государственной службы, фиксирует (ст. 4), что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом*.
*См.: Российская газета. 1995. 3 авг.
Что касается права социального обеспечения, то эта отрасль права сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, ранее входило в трудовое право.
Связь с трудовым правом здесь очевидна. Так, в частности, объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, составляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины трудового стажа. Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.
В то же время право социального обеспечения - это прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу предоставления гражданам благ и услуг из общественных централизованных фондов (пенсионного и государственного социального страхования). В создании первого принимают участие и сами работающие. Оплата же труда, как известно, производится за счет средств самих предприятий или бюджетных ассигнований, выделенных специально государством для некоторых категорий работников.
В условиях перехода к рыночной экономике все большее развитие получают договоры страхования, регулируемые гражданским правом. Значительная их часть носит добровольный характер*.
*Обязательным является, например, страхование на транспорте, где сумма страхового взноса включается в стоимость билета.
Материальную основу такого страхования составляют страховые фонды, находящиеся в управлении специальных организаций (страховщиков), образованные из взносов заинтересованных организаций и граждан (страхователей) для возмещения имущественных потерь, возникающих у лиц, участвовавших в его образовании.
По этому же принципу создаются и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Правовой основой для этого явился Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах».
Как видно, названные фонды существуют наряду с обязательным государственным страхованием.
Государственный характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей, во-вторых, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным государством.
Но если раньше фондами государственного социального страхования распоряжались только профсоюзы, то теперь ими ведает Фонд социального страхования - специализированное учреждение при Правительстве РФ, имеющее региональные и отраслевые отделения*. Профсоюзы теперь имеют лишь равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов; им также предоставлено право контроля за использованием средств этих фондов**.
*См.: Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Правительством РФ 12 февраля 1994 г. // Российская газета. 1994. 22 февр.
**См.: ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148.
Изменения в органах, управляющих социальным страхованием, повлекут за собой соответственно и изменение содержания отношений по социальному страхованию, и если ранее они входили в трудовое право, то теперь, так же как и отношения страхователей с пенсионным фондом, видимо, войдут в предмет права социального обеспечения.
Таким образом, трудовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе труда на основании трудового договора (трудовые отношения), организации правовой и социальной защиты работника (отношения, тесно связанные с трудовыми).
- Л.А. Сыроватская трудовое право вВедение
- Раздел I. Общая часть
- Глава I. Предмет, метод и система трудового права
- § 1. Предмет трудового права
- Трудовые отношения
- Отношения, тесно связанные с трудовыми (производные от трудовых)
- § 2. Метод трудового права
- § 3. Система трудового права
- § 4. Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- § 5. Предмет, метод и система науки трудового права
- Глава II. Источники трудового права § 1. Понятие и виды источников трудового права
- Указы и распоряжения Президента рф
- Постановления и распоряжения Правительства рф
- Нормативные акты Министерства труда и социального развития рф
- Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов рф
- Нормативные акты органов местного самоуправления
- Локальные нормативные акты
- Акты Пленума Верховного Суда рф
- § 2. Действие нормативных актов во времени и пространстве. Единство и дифференциация
- Действие нормативных актов во времени
- Действие нормативных актов в пространстве
- Глава III. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов
- § 2. Виды принципов права
- § 3. Межотраслевые принципы правового регулирования труда и принципы трудового права
- Глава IV. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Граждане как субъекты трудового права
- § 3. Организации как субъекты трудового права
- § 4. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права
- § 5. Представительство интересов работников и трудовых коллективов. Права и гарантии деятельности профсоюзов
- Глава V. Правоотношения в сфере трудового права § 1. Понятие и система правоотношений в сфере трудового права
- § 2. Трудовое правоотношение
- § 3. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми (производные) Организационно-управленческие отношения в сфере труда
- Социально-экономические отношения в сфере трудового права
- Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях
- Отношения по трудоустройству
- Отношения ответственности сторон трудового договора
- Отношения по рассмотрению трудовых споров
- Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства
- Глава VI. Коллективный договор и соглашения по социально-экономическим вопросам § 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений
- § 2. Осуществление принципа социального партнерства в зарубежных европейских странах
- Раздел II. Особенная часть Глава VII. Правовое регулирование занятости и трудоустройства § 1. Экономическая реформа и рынок труда
- § 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере
- § 3. Правовой статус безработного
- § 4. Правовая организация трудоустройства
- § 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан
- § 6. Пособие по безработице
- § 7. Скрытая безработица
- Глава VIII. Трудовой договор (Контракт) § 1. Понятие трудового договора
- § 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов)
- § 3. Испытание при приеме на работу и аттестация работников
- § 4. Содержание трудового договора
- § 5. Виды трудового договора
- Трудовой договор о работе на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях
- Трудовой договор о работе по совместительству
- Трудовой договор с работником, принимаемым по конкурсу
- Трудовой договор с временными работникам*
- Трудовой договор с лицами, занятыми на сезонных работах*
- Трудовой договор с надомниками*
- Трудовой договор с лицами, работающими у граждан по договорам (домашними работницами и др.)
- § 6. Переводы
- Временные переводы по инициативе работодателя
- Переводы по инициативе работника
- Переводы на другую постоянную работу
- § 7. Прекращение трудового договора
- Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника
- Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации
- § 8. Порядок увольнения работников
- § 9. Трудовые договоры с некоторыми другими категориями работников
- Глава IX. Рабочее время и время отдыха § 1. Понятие и виды рабочего времени
- Нормальное рабочее время
- Сокращенная продолжительность рабочего времени
- Неполное рабочее время
- § 2. Режим и учет рабочего времени
- Режим с раздробленным рабочим днем
- Режим со скользящим (гибким) графиком работы
- Режим с вахтовым методом организации работ
- Учет рабочего времени
- § 3. Сверхурочные работы. Ненормированный рабочий день
- Сверхурочная работа
- Ненормированный рабочий день
- § 4. Понятие и виды времени отдыха
- Перерывы в течение рабочего дня
- Междудневные (междусменные) перерывы
- Еженедельный отдых
- Праздничные дни
- § 5. Ежегодные очередные отпуска
- Виды ежегодных отпусков и их продолжительность
- Глава х. Правовое регулирование оплаты труда (заработной платы) § 1. Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы)
- § 2. Понятие тарифной системы и ее элементов
- § 3. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих
- § 4. Нормирование труда
- § 5. Системы оплаты труда
- § 6. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий
- § 7. Гарантии и компенсации
- § 8. Исчисление среднего заработка и порядок выплаты заработной платы
- Глава XI. Дисциплина труда и ответственность по трудовому праву § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- § 3. Меры поощрения за успехи в работе
- § 4. Ответственность по трудовому праву
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность
- Глава XII. Охрана труда § 1. Понятие охраны труда
- § 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях
- § 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью Охрана труда женщин
- Охрана труда несовершеннолетних
- Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
- § 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда
- § 5. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда
- Глава XIII. Трудовые споры и порядок их разрешения § 1. Понятие трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность трудовых споров
- § 3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- Судебный порядок рассмотрения трудовых споров
- Общий порядок рассмотрения трудовых споров
- § 4. Порядок исполнения решений и постановлений органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров искового характера
- § 5. Подведомственность индивидуальных споров, вытекающих из иных правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- § 6. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения
- Раздел III. Международная организация труда, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений Глава XIV. Мот, ее задачи и роль в правовом регулировании трудовых отношений
- Свобода объединения и права человека в области труда
- Нормы, связанные с условиями труда
- Охрана и гигиена труда
- Приложение Конвенции мот, действующие в Российской Федерации
- Содержание