54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
Государственная служба прекращается в результате увольнения государственного служащего на основании и в порядке, установленном правовыми актами. Действующее законодательство различает основания прекращения служебных отношений.
Основанием прекращения государственной службы может является инициатива государственного служащего и инициатива руководителя государственного органа.
Основанием прекращения службы по инициативе служащего является заявление:
- об увольнении от должности;
- об увольнении в связи с уходом на пенсию;
- об увольнением в связи с зачислением на учёбу в высшее, среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру;
- об увольнению по состоянию здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
- о переводе на другую должность;
- с просьбой об отставке.
Прекращение государственной службы по инициативе руководителя государственного органа предусмотрено п.2 ст.25 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».
Порядок оставления должности оформляется документально (решением, приказом и т.п.) с указанием времени прекращения служебных полномочий, при необходимости с определением часа. Руководитель органа определяет перечень необходимых при этом мер: отчётность служащего, передача имущества и т.д.
При оставлении должности руководителем органа (организации) производится приём-сдача дел в порядке, установленном правительственным постановлением.
Основания прекращения (т.е. оставления) службы и должности определены двоякого рода, по источнику их волеизъявления: по инициативе служащего или по инициативе государства (в лице органа или должностного лица).
55. Должностное лицо: понятие и административно-правовой статус. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
1)должностное лицо — это гражданин Российской Федерации, занимающий постоянно, временно или по специальному полномочию должность (на основе установленных в нормативных актах способов замещения соответствующих должностей) в различных государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ и выполняющий соответствующие полномочия согласно нормативным правовым актам.
2)должностное лицо реализует властные полномочия, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, выполняя волю государства и общества, обеспечивая права и законные интересы граждан и организаций, удовлетворяя государственные и общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так и субъектам частного права. Некоторые авторы отмечают, что должностными лицами не являются те служащие, которые управляют вещами (имуществом), так как в данном случае они не отвечают за деятельность других лиц, а потому и не могут воздействовать на поведение людей с помощью юридически властных действий. Заметим, однако, что управление имуществом не определяющий фактор; должностное лицо управляет движением материальных ценностей в совокупности с другими полномочиями, и порой разделить его функции бывает весьма трудно.
3)должностное лицо может представлять вовне (в отношениях с неподчиненными субъектами) государство (государственные органы) и муниципальные образования (органы местного самоуправления), которым оно служит.
4)должностное лицо имеет, как и все государственные и муниципальные служащие, права, обязанности, ограничения и запреты по службе.
5)оно может применять меры принуждения.
6)оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий.
7)должностное лицо может издавать административные акты (разрабатывать и принимать управленческие решения), обеспечивающие реализацию предоставленных ему полномочий.
8)оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.
9)должностное лицо может быть субъектом юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой). Оно несет повышенную ответственность (социальную, политическую, правовую, моральную) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Повышенная ответственность должностных лиц обусловлена тем, что они отвечают не только за свою личную деятельность, но и за действия подчиненных им лиц. Кроме того, они распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, выполняют важнейшие организационно-распорядительные функции по осуществлению предоставленных им полномочий и компетенции соответствующих должностных лиц. Для должностных лиц в отдельных законах установлена административная и уголовная ответственность.
56. Муниципальная служба: понятие и содержание. Общая характеристика закона одного из субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (например, Закон Воронежской области «О муниципальной службе в Воронежской области»: Принят областной Думой 19 декабря 2007 г.).
Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Принципы муниципальной службы следующие:
1) верховенство Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
3) самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
4) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
5) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
7) единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) внепартийность муниципальной службы.
Муниципальный служащий – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
57. Административно-правовой статус общественных объединений: правовая основа и учреждение общественного объединения, принципы создания и деятельности, права и обязанности, ответственность за нарушение законов об общественных объединениях. Виды общественных объединений.
Права общественных объединений:
1) свободно распространять информацию о своей деятельности;
2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами;
3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
8) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;
9) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).
Обязанности общественных объединений:
1) соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;
2) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
3) ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;
4) представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
5) допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
6) оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;
7) информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ;
8) информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лип и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Последствия несоблюдения установленных обязанностей общественным объединением:
1) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;
2) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;
3) непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В зависимости от организационно-правовой формы общественные объединения делятся: на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.
По условиям членства общественные объединения бывают с фиксированным (документальным) членством – члены общественных объединений (организаций) имеют членские документы с порядковым номером; с недокументальным (свободным) членством – члены общественного объединения не имеют документального подтверждения своей принадлежности к общественному объединению.
В зависимости от территории деятельности существуют объединения: общероссийские, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории более половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; межрегиональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории менее половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; региональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории одного субъекта РФ; местные – объединения, которые осуществляют уставную деятельность в пределах муниципального образования.
В зависимости от структуры общественные объединения разделяют на централизованные, в которых органы управления строятся на основе подчинения нижестоящих структурных подразделений вышестоящим, и нецентрализованные – не имеющие специальных органов управления, строящие свою деятельность на основе координации деятельности.
В зависимости от способа легализации есть объединения, получившие государственную регистрацию, т. е. прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и получившие права юридического лица, и не имеющие государственной регистрации, т. е. не прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и не получившие прав юридического лица.
В зависимости от сферы деятельности существуют политические, экономические, экологические, культурные и др. общественные объединения.
По социальному значению объединения могут быть прогрессивными, консервативными или реакционными.
- 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и
- 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
- 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
- 5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
- 6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
- 8. Понятие, особенности и предмет административного права.
- 9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
- 10. Система административного права.
- 11. Методы административного права.
- 12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
- 13. Принципы административного права.
- 14. Функции административного права.
- 15. Административное право как наука.
- 16. Источники административного права.
- 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
- 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
- 1) По содержанию регулирования:
- 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
- 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в
- 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
- 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
- 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
- 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
- 32. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники.
- 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
- 34. Система (виды) государственной службы.
- 35. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Государственная гражданская служба Воронежской области.
- 36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
- 37. Правоохранительная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
- 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
- 41. Общие условия государственной службы.
- Запреты, связанные с государственной гражданской службой
- 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
- 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
- 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
- 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, система, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
- 49. Оплата труда гражданских служащих.Статья 50 фз №79
- 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.Статья 55 фз № 79
- 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий. Статьи 56, 57, 58 фз № 79
- 52. Формирование кадрового состава гражданской службы. Статьи 60 – 64 фз № 79
- 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.Статьи 69 и 70 фз № 79
- 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
- 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
- 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в Российской Федерации.
- 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
- 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
- 65. Виды правовых актов управления.
- 66. Правовые акты Президента Российской Федерации. Порядок их опубликования и вступления в силу.
- 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
- 69. Правовые акты управления, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- 70. Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
- 71. Понятие административно-правового договора и его публично-правовая природа. Виды административных договоров. Основные направления развития института административного договора.
- 72. Методы осуществления управленческих действий (государственного управления): понятие, особенности и виды.
- 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, основания и порядок применения, система и виды.
- 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и порядок применения.
- 75. Административно-восстановительные меры как вид административного принуждения.
- 76. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.
- 78. Административная ответственность юридических лиц: содержание, значение, особенности применения.
- 79. Дисциплинарная ответственность: понятие, цели и функции. Специфические признаки дисциплинарной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
- 80. Материальная ответственность в административном праве: понятие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
- 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
- 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
- 83. Объект административного правонарушения.
- 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения
- 85. Субъект административного правонарушения.
- 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
- 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
- 88. Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц.
- 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
- 92. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу как мера административной ответственности.
- 93. Административный арест как мера административной ответственности.
- 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
- 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
- 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса. Понятие и система.
- 117. Административно-процессуальное право. Предмет метод и задачи. Источники административно-правового права.
- 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
- 119.Административная юрисдикция. Понятие содержание система органов.
- 120. Дисциплинарное производство. Понятие правовые основы принципы субъекты и стадии.
- 121. Поощрительное производство.
- 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
- 124. Рассмотрение дел об административный правонарушениях уполномоченными органами.
- 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
- Глава 24. Дела об административных правонарушениях
- 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.
- 127 . Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие, задачи, принципы.
- 128. Участники производства по делам об административных правонарушениях и их процессуальное правовое положение.
- 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- 133. Протокол об административном правонарушении.
- 134. Административное расследование.
- 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
- 136. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 137. Исполнение постановления по делам об административном правонарушении.
- 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановление о наложении административного штрафа.
- 139. Производство по Исполнению постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения
- 140. Порядок исполнения постановления о лишении специального права и постановление о дисквалификации.
- 141. Производство исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан
- 142.Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
- 143. Законность в системе организации и осуществления исполнительной власти.
- 144. Государственный контроль.
- 145. Понятие и виды контроля в сфере функционирования исполнительной власти.
- 146. Судебный контроль в сфере организации и функционирования публичного управления.
- 147. Судебный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти.
- 148. Административная юстиция в рф.
- 149. Сущность задачи предмет и пределы прокурорского надзора.
- 150.Административный надзор.
- 151. Административно-правовые режимы.
- 152. Административные процедуры.
- 153. Противодействие коррупции в рф.
- 154. Обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- 155. Управление экономическим развитием.
- 157. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственная санитарно-эпидемиологическая служба.
- 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
- 159. Государственный пожарный надзор.
- 161. Организационно- правовые формы управления внутренними делами.
- 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
- 164. Внутренние войска.
- 165. Организационно правовые формы управления иностранными делами
- 166. Государственная граница рф и ее охрана.
- 167. Организационно-правовые формы управления в области безопасности.
- 168. Организационно-правовые формы управления обороной.
- 169. Организационно-правовые формы управления юстицией.