logo search
Коммерческое право УМК (Темы 1-6)

§ 12. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

Сфера предпринимательства в России, как и в других странах, неоднородна с точки зрения совокупности показателей, характеризующих бизнес с экономической точки зрения: годового объема реализации товаров, работ, услуг, стоимости активов, численности работающих, сумм налоговых платежей в бюджет.

Ориентируясь на эти показатели, в структуре бизнеса выделяется так называемое малое предпринимательство или - малый бизнес, экономические показатели которого не большие в сопоставлении с показателями среднего и тем более крупного бизнеса. Малый бизнес - это индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, небольшие магазины, ателье, рестораны, кафе, юридические и консалтинговые фирмы, архитектурные и проектно-изыскательские бюро, научно-исследовательские и внедренческие фирмы и многие другие коммерческие организации самого различного профиля. Коммерческие организации, попадающие под признаки субъектов малого предпринимательства, в литературе и практике обычно называют малыми предприятиями (МП). В стране по данным статистики насчитывается более миллиона малых предприятий; только в Северо-Западном регионе их около 156 тысяч; в среднем по 11 МП на одну тысячу населения31. Индивидуальных предпринимателей в Санкт-Петербурге насчитывается около 108 тысяч; в малом бизнесе занято более одного миллиона человек; доля малого бизнеса в налоговых поступлениях в бюджеты составляет 27%, в валовом региональном продукте - 25%32.

Но несмотря на малые объемы и скромные показатели малый бизнес занимает заметное место в социально-экономической инфраструктуре государства. Во-первых, в ряде отраслей экономики малый и средний бизнес достаточно эффективен и успешно конкурирует с крупным бизнесом; это - розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги, ремонт одежды и обуви, консультационные услуги, ветеринарные услуги и т.п. Во-вторых, малому и среднему бизнесу присущ больший динамизм по сравнению с крупным бизнесом; малый бизнес быстрее приспосабливается к изменению конъюнктуры, с меньшими затратами воспринимает и осваивает новые, прогрессивные; не случайно, новые разработки зачастую апробируются через малый бизнес, а затем уже через его посредство внедряются в крупное производство. В-третьих, малый бизнес тянется вверх, имеет тенденцию к росту, он является питательной средой для среднего и крупного бизнеса; это естественный и закономерный процесс; без малого бизнеса экономика не может успешно развиваться. В-четвертых, малый бизнес обеспечивает занятость большому количеству граждан, а это имеет существенное значение для государства. Поэтому одно из направлений государственного регулирования предпринимательства - это государственная поддержка малого бизнеса.

Исходные позиции государственной политики в этом направлении закреплены вФедеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В Законе содержатся критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона, под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели, а также потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. Для юридических лиц - в уставном капитале которых суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и иностранных граждан не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, так же не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:

При этом объем их выручки, а также балансовая стоимость их активов не должны превышать предельные значения, устанавливаемые Правительствам РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

В законодательстве выделены организации, предоставляющие займодавцам кредиты на сумму до одного миллиона рублей; порядок создания и деятельности таких микрофинансовых организаций урегулированы Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельнсоти и микрофинансовых организациях».

Следует обратить внимание на то, что предусмотренные в п. 1 ст. 4 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» признаки необходимы для получения коммерческими организациями правового статуса субъекта малого или среднего предпринимательства. Но для того, чтобы организация могла применить специальные налоговые режимы, необходимо, чтобы организация соответствовала условиям перехода на специальный налоговый режим, установленным Налоговым кодексом РФ. В подавляющем большинстве случаев субъекты малого предпринимательства попадают под условия, установленные НК РФ, и применяют один из специальных налоговых режимов, но могут быть и иные случаи, вызванные несовпадением критериев (условий), предусмотренных Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, и условий (критериев), установленных НК РФ.

Субъекты малого и среднего предпринимательства вносятся в специальный реестр тогда, когда органом исполнительной власти принимается решение об оказании поддержки конкретному субъекту малого и ли среднего предпринимательства. Таким образом, в специальные реестры вносятся только те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые являются получателями поддержки, оказываемой органами исполнительной власти различных уровней.

Для государственного регулирования малого предпринимательства характерно то, что оно осуществляется целенаправленно и систематически; основные направления государственного регулирования и конкретные мероприятия закрепляются в специальных программах государственной поддержки малого предпринимательства, которые принимаются на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований. Как указано в Законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В Санкт-Петербурге, например, действует Концепция поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2005-2010 годы.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Могут привлекаться и другие источники финансирования. Так, ТПП РФ удалось достичь договоренности с Всемирным банком (Мировой банк реконструкции и развития - МБРР) о предоставлении на нужды малого бизнеса в России в 2005-2007 г.г. кредита в размере до 300 млн. долларов США. Эти кредиты размещаются среди субъектов малого предпринимательства по конкурсу через региональные банки и предоставляются на срок до пяти лет33.

Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства разнообразны. Финансовая поддержка осуществляется, как правило, не путем предоставления непосредственно субъектом малого предпринимательства субсидий за счет бюджета, а опосредованно, например, путем льготного кредитования субъектов малого предпринимательства кредитными организациями, которые заинтересовываются в таком кредитовании путем предоставления им компенсации по выданным кредитам за счет средств специально созданных фондов поддержки малого предпринимательства. В целях обеспечения возвратности кредитов Российская Федерация и субъекты РФ могут предоставлять государственные гарантии (по существу, - поручительства) тем банкам, которые осуществляют на внутреннем финансовом рынке денежные заимствования для кредитования субъектов малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).

Непосредственно за счет ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и муниципальных органов, может предоставляться государственная и муниципальная помощь для поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности (приоритетность определяется с учетом местных потребностей). По общему правилу, для предоставления государственной и муниципальной помощи требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Антимонопольный орган вправе отказать в даче согласия в том случае, когда предоставление государственной или муниципальной помощи может привести к устранению или недопущению конкуренции (п.п.3 п.5 ст.20 ФЗ от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Компенсационные механизмы применяются и при страховании субъектов малого предпринимательства страховыми организациями на льготных условиях. На льготных условиях, как правило, осуществляется предоставление субъектом малого предпринимательства различного рода необходимых им услуг, например, информационных услуг. Государственные и муниципальные органы обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Организациям, осуществляющим подготовку кадров для малого предпринимательства, предоставляются льготы в порядке, установленном действующим законодательством.

В системе размещения заказов для государственных нужд предусматривается резервирование определенной доли заказов для их размещения среди субъектов малого предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 642 утвержден Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных цен (цен выносимых на конкурсы лотов). Данный перечень включает в себя 120 позиций (продукция растениеводства, продукция животноводства, .. верхняя одежда, белье, одежда рабочая, меха и изделия из натурального меха, кожа и изделия из кожи, обувь, … мыло и моющие средства, чистящие и полирующие препараты, парфюмерная продукция и косметические средства, изделия резиновые прочие, изделия из пластмасс, … мебель, инструменты музыкальные, товары спортивные, игры и игрушки… ); предельные цены (цены лотов) для предусмотренных указанным Перечнем заказов установлены в размере 3 млн. руб. для товаров, 3 млн. руб. для работ и 2 млн. руб. для услуг. Такие относительно небольшие суммы заказов вполне приемлемы для субъектов малого предпринимательства, которые благодаря данной схеме размещения государственного заказа будут обеспечены работой на соответствующий период времени.

Для субъектов малого бизнеса характерно взаимодействие и сотрудничество между собой. Они создают различные объединения в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), которые призваны способствовать решению общих задач малого бизнеса и представлять (лоббировать) интересы субъектов малого предпринимательства в отношениях с органами государственной власти. Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ возлагает на государственные и муниципальные органы обязанность по оказанию поддержки и содействия ассоциациям (союзам) субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется конкретно путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организационных или публичных мероприятий, привлечения представителей союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства к подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предоставления возможностей для использования средств массовой информации в целях популяризации идей малого предпринимательства. Рекомендуется создавать при органах власти субъектов РФ и муниципальных образованиях советы по развитию малого предпринимательства (п. 3 ст. 19). Такой Совет по развитию малого предпринимательства, например, действует при губернаторе Санкт-Петербурга. Тем самым создается инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.