Глава 34. Требования охраны труда
Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
1. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.
Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти (порядок их принятия определен постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"), а также систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Перечень и обозначения указанных документов приведены в таблице.
2. В соответствии с установленным порядком межотраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются Минтрудом России. Отраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.
Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда.
Правила по безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в соответствии с Положением о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти, утв. приказом Госгортехнадзора России от 24 мая 1999 г. N 93.
Строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству разрабатываются и вводятся в действие в соответствии со СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", принятыми и введенными в действие постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие на основании документов Государственной системы стандартизации РФ и, в частности:
ГОСТ Р 1.0 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";
ГОСТ Р 1.2 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов";
ГОСТ Р 1.5 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов";
ГОСТ 12.0.001 "Система стандартов безопасности труда. Основные положения".
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, направляются ими при необходимости в федеральные надзоры.
3. В соответствии со ст. 370 ТК РФ представители профсоюзов имеют право принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку и издание правил, типовых инструкций и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, ежегодно должны представлять в Минтруд России перспективные планы их разработки и пересмотра, перечень документов, утвержденных в отчетном году, и по мере утверждения - по экземпляру указанных документов для формирования федерального банка данных и включения в Единую информационную систему государственных требований охраны труда.
Наряду с традиционными видами формирования банка данных нормативных правовых актов по охране труда и доведения документов до пользователей на бумажных носителях все более широкое распространение получают различные виды информационно-поисковых систем с использованием персональных компьютеров и средств Интернета. По заданию Минтруда России разработаны несколько разновидностей таких систем, содержащих базы документов по охране труда. Так, на основе информационно-поисковой системы "Кодекс" Санкт-Петербургским Государственным Унитарным предприятием дополнительного профессионального образования "Центр охраны труда, промышленной безопасности и социального партнерства" выпущен компакт-диск для компьютеров "Безопасность и охрана труда", содержащий более 2 тыс. документов. Аналогичная версия создана для Интернета.
На сервере "Российской информационной сети делового сотрудничества" размещена Российская информационная система охраны труда (РИСОТ). Указанная система, помимо постоянно обновляемого банка данных нормативных правовых актов по охране труда, предполагает размещение оперативной информации о проводимой работе по охране труда, данных о моделях и производителях спецодежды, обмене опытом работы между регионами, другой полезной информации.
Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
1. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Статьей 4 ТК РФ запрещается принудительный труд. К принудительному труду законодатель, в частности, относит требование работодателя об исполнении трудовых обязанностей работником, если он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 163 ТК РФ).
2. Безопасные условия и охрану труда обязан обеспечить работодатель, т.е. на него возлагается обеспечение охраны труда в широком ее понятии, а именно обеспечение не только правовой охраны труда, но и в социально-экономическом, организационно-техническом и медицинском ее аспектах.
3. Работодатель обязан организовать надлежащее (в соответствии со СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания") санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание. Полный набор и площадь санитарно-бытовых зданий, устройств, медицинских учреждений для соответствующих видов организаций и численности персонала приводится в указанном СНиП. Нехватка какого-либо вида санитарно-бытовых и лечебных помещений может быть оценена соответствующими надзорными органами как нарушение норм ТК РФ.
4. Организовать производственный процесс необходимо таким образом, чтобы при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, ведении технологических процессов, использовании сырья и материалов была обеспечена безопасность работников. Там, где это требуется в соответствии с установленным порядком и правилами, работодатель должен обеспечить наличие и надлежащую эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.
5. Работодатель обязан обеспечить соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям законодательства об охране труда, т.е. установленным нормативам по всем вредным и опасным факторам. Указанные нормативы установлены соответствующими ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утвержденными уполномоченными на то органами государственной власти и управления.
6. Норма об обеспечении работодателем режима труда и отдыха работников - отсылочная. Необходимо соблюдать требования разд. IV и V настоящего Кодекса о режиме рабочего времени и времени отдыха. При этом следует помнить, что законодательством субъектов РФ может улучшаться положение работников по сравнению с действующим федеральным законодательством.
7. Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, утв. постановлениями Минтруда России в 1997-2003 гг.
Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные указанными нормами, являются для работодателя обязательным минимумом для бесплатной их выдачи работникам (постановление Минтруда России от 8 декабря 1997 г. N 61 "Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты").
Работодателю с учетом мнения трудового коллектива предоставлено право принимать решения о бесплатной выдаче работникам спецодежды и спецобуви сверх типовых норм за счет прибыли.
Выдаваемые работникам спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям их работы и обеспечивать безопасность труда.
Приемка поступающих средств индивидуальной защиты должна производиться комиссией из представителей работодателя и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, которая составляет акт о качестве поступившей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствии требованиям ГОСТа.
Выдача взамен спецодежды и спецобуви материалов для их изготовления или денежных сумм для их приобретения не разрешается. В исключительных случаях при невыдаче в срок установленных нормами спецодежды и спецобуви и приобретении их в связи с этим самими работниками работодатель обязан возместить работникам затраты на приобретение спецодежды и спецобуви и оприходовать спецодежду и спецобувь как инвентарь организации.
Выдача работникам и сдача ими спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты должны записываться в личную карточку.
Работодатель обязан организовать надлежащий уход за средствами индивидуальной защиты, своевременно осуществлять стирку, химчистку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание спецодежды, а также ремонт, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
8. Работодатель обязан проводить инструктаж по вопросам охраны труда для всех вновь поступивших работников и обучать их безопасным методам и приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах в течение нескольких смен.
В круг обязанностей работодателя входит проведение инструктажа по охране труда для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу внутри организации. Для лиц, принимаемых на работы, выполнение которых требует специальной подготовки и профессионального отбора, должно быть организовано предварительное обучение правилам охраны труда с обязательным учетом специфики профессии (вида работ). По окончании курса обучающиеся сдают экзамен по знанию требований охраны труда.
В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда" по характеру и времени проведения инструктаж работников подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Первичный инструктаж на рабочем месте осуществляется со всеми вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории организации. Инструктаж проводится с каждым работником индивидуально, с показом безопасных приемов и методов труда.
Повторный инструктаж дается в целях проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Такой инструктаж проходят все работающие не реже чем через каждые 6 месяцев, за исключением работников, которые не связаны с использованием инструментов и оборудования.
Внеплановый инструктаж организуется при изменении правил по охране труда и технологического процесса, замене оборудования и других факторов, влияющих на безопасность труда. Текущий инструктаж проводится с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск.
Целевой инструктаж необходим в случае:
выполнения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации, цеха и т.п.);
ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
производства работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы;
проведения экскурсии, организации массовых мероприятий с учащимися.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственно руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).
Работники, не прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, не допускаются к работе.
9. Аттестация рабочих мест по условиям труда производится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
В соответствии с указанным Положением аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:
планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда;
сертификации работ по охране труда в организациях;
обоснования предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
составления статистической отчетности о состоянии условий труда, компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме 1-Т (условия труда);
применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Для организации аттестации рабочих мест по условиям труда издается соответствующий приказ, создается аттестационная комиссия организации, определяются сроки и график работ по аттестации.
Аттестационная комиссия составляет полный перечень рабочих мест организации; выявляет ее наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам; разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда и т.д.
По результатам аттестации заполняются соответствующие ведомости рабочих мест и оформляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.
10. Работодатель обязан за свой счет проводить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, внеочередные медицинские осмотры работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, а также не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры.
Перечни вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, и таких работ утверждены приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90.
11. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производятся работодателем в соответствии со ст. 227-231 ТК РФ, а также с постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
12. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 4 июля 2003 г. N 45 утверждены нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств.
13. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда утверждены Минтрудом России 13 мая 2004 г.
Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
1. Статьей 266 ТК РФ предусмотрено, что лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет ежегодно подлежат медицинскому осмотру. Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Статья 72 ТК РФ предусматривает, что работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается.
Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения в настоящее время устанавливаются Минздравом России. По решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров. В этих случаях работодатель обязан организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организации.
При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.
В дополнение к межведомственному приказу министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ и председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 5 октября 1995 г. N 280/88 соответствующим приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" были утверждены:
временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников; медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, и необходимых лабораторных и функциональных исследований;
временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников; врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ; медицинских противопоказаний к допуску на работу;
положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;
перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу в соответствии с временными перечнями;
список профессиональных заболеваний с инструкцией по его применению.
2. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований). О порядке применения настоящего приказа сказано в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 января 2005 г. N 0100/63-05-32.
Приказом утверждены:
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 1);
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 2);
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение N 3);
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, определяет Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе (ст. 213 ТК РФ).
Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью:
динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;
выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже, чем 1 раз в 2 года.
Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (обследования) (ст. 213 ТК РФ).
Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, 1 раз в 5 лет.
Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).
Руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.
Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии.
Оформление результатов предварительных и периодических медицинских осмотров проходит следующим образом.
Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в 4 экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.
Работник информируется о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).
В случае, если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.
Центр профпатологии субъекта РФ обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта РФ (в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) и представляет ежегодный отчет в установленном порядке в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Последний в установленном порядке представляет отчет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и в копии - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. Работникам (освидетельствуемым), которым противопоказана работа с вредными и опасными веществами, выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) на руки, а копия пересылается в 3-дневный срок работодателю, выдавшему направление.
Медицинскому осмотру при поступлении на работу и в дальнейшем в установленные сроки (например, 1 раз в год) подлежат категории работников конкретных, перечисленных в нормативных актах организаций: пищевых предприятий, предприятий общественного питания, детских учреждений, детских лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, школ и других учебно-вспомогательных учреждений для детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений для взрослых, санаториев, домов отдыха, домов инвалидов, аптек и фармацевтических заводов, предприятий по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (банщики, парикмахеры, маникюрши, работники прачечных и т.д.), гостиниц, общежитий, бассейнов, водопроводных станций, водоразборных будок и колонок, предприятий, вырабатывающих и продающих детские игрушки, детских библиотек, детских ателье и др.
4. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения не реже 1 раза в 5 лет обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности. В частности, эта деятельность связана с источниками повышенной опасности, с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов.
Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
1. В соответствии со ст. 56 ТК РФ условия труда, предусмотренные трудовым договором в соответствии с законодательством об охране труда, должны соответствовать требованиям охраны труда. Следовательно, условия трудового договора с точки зрения охраны труда являются обязательными для сторон и их нарушение влечет соответствующую ответственность.
Требования охраны труда, а также правил и инструкций установлены и в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Соответствующие правила обязывают работников соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Работники обязаны также соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты.
Соблюдение указанных требований впрямую относится к обязанностям работника, установленным в ст. 21 настоящего Кодекса, и к дисциплине труда.
2. Работодатель обязан в соответствии со ст. 189 ТК РФ создавать условия для соблюдения работником дисциплины труда. С этой целью в организациях создается обстановка нетерпимости к нарушениям трудовой дисциплины, особенно к работникам, недобросовестно выполняющим трудовые обязанности.
Статья 189 ТК РФ предусматривает, что трудовой распорядок в организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми общим собранием (конференцией) работников организации по представлению работодателя. В некоторых отраслях экономики для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине. Правила внутреннего трудового распорядка и требования гл. 30 ТК РФ устанавливают применение к работникам как мер поощрения, так и мер дисциплинарного взыскания. Так, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, в том числе и по охране труда, к работникам могут применяться поощрения (ст. 191 ТК РФ).
В соответствии со ст. 192 настоящего Кодекса за нарушение требований по охране труда (как вид трудовых обязанностей) к работникам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ). Отказ работника дать объяснение не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. В этом случае составляется акт в произвольной форме с подписью свидетелей. В докладной записке руководителя работ на имя работодателя и в приказе (распоряжении) работодателя о наложении дисциплинарного взыскания обязательно должно быть указано, что нарушитель отказался дать письменное объяснение, иначе в случае судебного разбирательства приказ (распоряжение) может быть признан недействительным.
Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в Государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).
3. Средства индивидуальной и коллективной защиты применяются для предотвращения или уменьшения воздействия на работающих вредных и опасных производственных факторов. Так, по статистике каждый восьмой несчастный случай на производстве, происходящий в Российской Федерации, связан с отсутствием или неправильным применением спецодежды, спецобуви или других средств индивидуальной защиты.
Обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя - неотъемлемое право работника и обязанность работодателя в соответствии с действующим законодательством. В то же время ст. 214 ТК РФ обязывает работника правильно применять эти средства.
4. Обучение работающих безопасным методам и приемам труда, проведение инструктажа по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда являются важными элементами в профилактике производственного травматизма, так как технические решения по обеспечению безопасности труда будут недостаточными, если работники их не соблюдают из-за недостатка знаний по охране труда.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работ по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создавать кабинеты охраны труда, в которых, в частности, проводятся инструктаж по охране труда (вводный) и обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголков охраны труда, утв. постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7.
Немедленное извещение своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), является нормой прямого действия.
5. Обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры работников проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе. Периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей. Порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников определен в ст. 213 ТК РФ.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" на работодателя возложена обязанность по обеспечению проведения за счет собственных средств предварительных, периодических, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников, но с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
Согласно данной статье работники, не прошедшие обязательный медицинский осмотр, а также при наличии медицинских противопоказаний к работе не допускаются.
Порядок прохождения медицинских осмотров определен приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников".
Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда
1. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации").
2. Градостроительная и проектная документация (технико-экономические обоснования, проекты на строительство, расширение и техническое перевооружение предприятий и сооружений) в Российской Федерации до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Она производится независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, за исключением документации на объекты, строительные работы, не затрагивающей конструкторские и другие характеристики надежности и безопасности, а также документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов, консервация и ликвидация которых не требует разрешения (п. 2 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации").
Государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главгосэкспертиза России), организациями государственных вневедомственных экспертиз субъектов РФ соответственно с участием федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы. По результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации составляется сводное заключение, которое должно учитывать и заключение государственной экспертизы условий труда.
Как один из видов специализированной экспертизы государственная экспертиза условий труда является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и выполняется в целях проведения государственной социально-экономической политики по улучшению условий труда и предотвращения строительства (реконструкции) производственных объектов, создание и эксплуатация которых не отвечает государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом следует иметь в виду, что государственная экспертиза условий труда при проектировании может осуществляться на федеральном и региональном уровнях (подп. "б" п. 5 и п. 6 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации; п. 1 и 4 ст. 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации").
3. Основные принципы и методология порядка проведения государственной экспертизы условий труда при рассмотрении проектов строительства разработаны Минтрудом России по проведению экспертизы на соответствие требованиям условий труда (Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95, утв. постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39).
Контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда ведется не только на стадии проектирования, но и в процессе строительства производственных объектов. Такой контроль проводится федеральной инспекцией труда (см. Положение о федеральной инспекции труда, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78).
Предусмотрена необходимость соблюдения определенного порядка ввода в действие построенных вновь или реконструируемых производственных объектов. Производственные объекты предъявляются заказчиком к приемке государственной приемочной комиссией (СНиП 3.01.04-87). Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется и на соответствие их требованиям охраны труда органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, т.е. государственными инспекторами по охране труда. При выявлении в процессе приемки нарушений требований охраны труда при строительстве или реконструкции объектов производственного назначения ни одно предприятие, цех, участок не могут быть приняты и введены в эксплуатацию.
Вредные или опасные вещества, материалы, продукция, товары и услуги применяются по разработанным методикам с обязательным проведением метрологического контроля и токсикологической оценки, т.е. не допускается использование новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу об их влиянии на организм и здоровье человека и не получивших санитарно-эпидемиологическое заключение. Виды продукции, на которые должно выдаваться такое заключение, установлены приказом Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 325 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции".
Опытные образцы продукции до передачи их в производство также подлежат испытаниям на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Использование новых, не применяемых ранее в производстве, вредных или опасных веществ должно осуществляться после разработки и согласования с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников, занятых в производстве с использованием указанных веществ. Решение об использовании вредных или опасных веществ принимается работодателем после получения положительных заключений соответствующих государственных органов надзора и контроля о возможности применения этих веществ в производстве.
4. Государственным нормативным требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, должны соответствовать машины, механизмы, другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты, в том числе иностранного производства, и иметь сертификат соответствия. Сертификат соответствия представляет собой документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Сертификацию продукции и услуг осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (Госстандарт России). Отношения в области сертификации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
5. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
Правила сертификации производственного оборудования утверждены постановлением Госстандарта РФ от 3 мая 2000 г. N 25.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации Вступительная статья Трудовое законодательство России в XIX-XXI вв.
- Введение Государственная политика России в сфере труда
- Часть первая Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные начала трудового законодательства
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- Часть вторая Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие понятия
- Глава 4. Представители работников и работодателей
- Глава 5. Органы социального партнерства
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Раздел 1 - формы, системы и размеры оплаты труда.
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Часть третья Раздел III. Трудовой договор Глава 10. Общие положения
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Глава 13. Прекращение трудового договора
- Глава 14. Защита персональных данных работника
- Раздел IV. Рабочее время Глава 15. Общие положения
- Глава 16. Режим рабочего времени
- Раздел V. Время отдыха Глава 17. Общие положения
- Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
- Глава 19. Отпуска
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Глава 20. Общие положения
- Глава 21. Заработная плата
- Глава 22. Нормирование труда
- Перечень нормативных материалов по труду, рекомендуемых для нормирования различных видов работ
- Раздел VII. Гарантии и компенсации Глава 23. Общие положения
- Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
- Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
- Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Глава 28. Другие гарантии и компенсации
- Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда Глава 29. Общие положения
- Глава 30. Дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Ученический договор
- Раздел X. Охрана труда Глава 33. Общие положения
- Глава 34. Требования охраны труда
- Глава 35. Организация охраны труда
- Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
- Переченьпрофессий с отнесением их к группам производственных процессов
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора Глава 37. Общие положения
- Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
- Динамика ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России по состоянию на 16 июля 2005 г.
- Глава 39. Материальная ответственность работника
- Часть четвертая Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Глава 40. Общие положения
- Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
- Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций
- Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
- Глава 49. Особенности регулирования труда надомников
- Глава 50. Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта
- Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников
- Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников
- Часть пятая Раздел XIII. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства Глава 56. Общие положения
- Глава 57. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Глава 58. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
- Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав
- Глава 60. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
- Глава 61. Рассмотрение коллективных трудовых споров
- Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Часть шестая Раздел XIV. Заключительные положения
- Постановление Пленума Верховного Суда рф от 17 марта 2004 г. N 2"о применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"(Российская газета. 2004. 8 апр.)
- Подведомственность и подсудность трудовых дел. Общие правила разрешения судами трудовых споров
- Заключение трудового договора
- Изменение трудового договора
- Гарантии работникам при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статья 81 тк рф) и по пункту 2 статьи 278 тк рф. Дисциплинарные взыскания
- Заработная плата. Ежегодные дополнительные отпуска. Забастовка
- Вынесение судами решений по трудовым спорам