logo
ответы_ИГПЗС(не_все)

16. Дзяржаўны і грамадскі лад Рымскай імперыі

Всю историю Рима делят на 3 периода:

1)царский период (753-510 г. до н.э.)

2)период республики (509-27 гг. до н.э.)

3)период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н. э.)

Общественный строй.

Период Риской империи характеризуется установлением военно-диктаторского режима (для стабилизации ситуации в Риме после гражданских войн) и кульминацией в своём развитии рабовладельческого строя. С расширением территории, растёт и численность населения. В связи с этим в 212 году право на гражданство было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Развивается социальная и сословная дифференциация свободных. В связи с развитием рабовлад. строя, расширением гос. границ укрепляется и класс рабовладельцев. Он пополняется крупными рабовладельцы из Италии и провинций – муниципалами, провинциальной знатью, гос. чиновниками Сенаторы занимаю высшие посты в гос. аппарате и армии, становятся наиболее прочной опорой императорской власти. Верхушку общества образуют группа нобилей, всадников (становятся служилым сословием). Наиболее значительной по численности являлась провинциальная знать, владельцы ремесел. мастерских, судовладельцы, торговцы.

Эпоха завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее источником пополнения численности рабов начинает иссякать. Поэтому улучшается положение рабов. Жестокое обращение с рабами, беспричинное убийство их запрещается, поощряются семенные отношения рабов. Но вместе с тем, подавление сопротивления рабов является важной задачей государства.

Однако развиваются и формы эксплуатации: пекулий, колонат.

Раб-пекулиант – когда дают в пользования рабу земельный надел- пекулий.

Колонат из договоров аренды, заключаемых на определённый срок, становится пожизненным. Колонны прикрепляются к земле, теряют возможность освободиться, а землевладельцы заменяют им местную власть.

Государственный строй

Если ранее для Рима были более характерны республиканские учреждения, влияние республиканских традиций, то в данный период власть императора усиливается. Сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемого императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на 2 этапа:

1)принципат (Iв. До н. э. – III в. Н.э.), от прнцепс-сенатус - первый сенатор. Этот титул впервые получил Октавиан Август

2)доминат (III-V в. Н.э.), от доминус – господин, что свидетельствовало об окончательном признании власти императора.

Принципат. Власть реальная в руках одного человека – принципса (сенатор). Всё, что исходит от принциса имеет силу закона. Компетенция императора: право объявлять войну, заключать, договоры, вершить высший уголовный и гражданский суд, толковать законы. Трибутные собрания созываются всё реже. Постановления сената (сенатус-консульты) получают силу закона. Но право принцепсов назначать сенаторов, приводит к тому, что сенат фактически только утверждает предложения принцепса.

Правительство опирается на соответствующий бюрократический аппарат. На вершине этого аппарата совет и канцелярия принцепса. Их члены назначались самим императором из числа приближённых. Провинции стали разделяться на императорские и сенатские. Доходы с сенатских провинций шли в казну гос., которой распоряжался сенат; а с императорских провинций шли в казну принцепса. Постепенно власть принцепса распространяется и на сенатские провинции.

Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой организованной системы, но позволял обеспечивать более эффективное управление государством, чем в предыдущие периоды.

17.1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Источники права древнейшего периода.Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи . Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae).  С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Источники права в классический период.  На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов,Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты  общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со IIв. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты  ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3) Декреты  решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты  инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Источники права постклассического периода. В период римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права— Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана. По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 — 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 — 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции — элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы".

Вопрос номер 18

Законы XII таблиц. Общая характеристика

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт - введение денег(ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм : малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права-преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и др. Законы XII Таблиц стали первым законченным сводом писаных норм, а также исторической основой для последующего развития права в Риме в этом их особое значение в истории римского права. Законы вобрали в себя нормы: правового обычая, правового прецедента, норм морали. Больше всего использовался правовой обычай. Религиозные нормы оказали не столь существенное влияние на содержание законов. Составитель не определили название каждой таблицы закона, не всегда был последовательным, использовалось казуальная форма изложения.

19 Гос-во у франков: госуд. и общественный строй

Общественный строй франков можно представить по Салической правде - памятнику обычного права начала VI в. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки - крестьяне (основная масса населения страны), литы - полусвободные, галло-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной - маркой. Именно они составляли основу социальной организации.

Обязательственные правоотношения в «Салической правде» освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений и частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Неисполнение обязательств или просрочка влекли за собой имущественную ответственность.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично, путем простой передачи вещи.

Брачно-семейные отношения.

Брак у франков заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение свободной девушки с целью вступления в брак наказывалось высоким штрафом, а для раба или лита – смертной казнью.

Препятствия для заключения брака: близкое кровное родство, существование законного брака, объявление лица вне закона, несвободное состояние человека.

О расторжении брака в «Салической правде» не упоминается.

Положение женщины в семье определяли нормы матриархального строя.

Наследование: по закону (искл. Земля передавалась только по мужской линии) и по завещанию (путем дарения).

Госуд. Строй

Главные управляющие королевским хозяйством – министериалы – стали приобретать значение высших должностных лиц гос-ва, возглавляли гос. управление и суд. Наиболее важные дворцовые должности: майордом (управитель королевского дворца), тезаурарий (гос. казначей), архикапеллан (духовный наставник короля), дворцовый граф (сначала наблюдал за королевскими слугами, а затем стал выполнять суд. функции), маршал (начальник конного войска)

Основная территориальная единица в системе местного самоуправления – сельский округ (пага), включавший несколько сотен дворов. В состав сотни входили общины (марки)- объединения дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен. Управление округом осуществлял граф. На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими осуществляли герцоги.

Осн. судебные учреждения – местные суды – суды сотни. Народное собрание сотни - малюс – выбирало из своей среды судей – рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя – тунгина. На суд. процессах присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

Общие судебные собрания при Каролингах были заменены коллегиями присяжных. Члены суда – скабины (назначались посланцами короля - миссии). Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.

Со временем судебная власть сосредоточилась в руках феодалов. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной судебной властью над крестьянами, жившими на их землях.

Высш.суд. власть –монарх совместно с представителями знати. Королевский совет – занимался наиболее опасными преступлениями.

Изменилась структура войска. Произошел переход от военных сборов народного ополчения свободных крестьян-франков («майские поля») к ежегодным смотрам феодального рыцарского ополчения («мартовские поля»).