39. Основные особенности государства и права в Византии.
Падение в 476 г. Западной Римской империи положило начало самостоятельной истории Византии. В IV- -V вв. Византия сохраняла унаследованную от Рима государственную и административную организацию. Значительные изменения претерпела лишь армия и военный строй. Своего расцвета Византия достигла при Юстиниане, когда были осуществлены обширные внешние завоевания. Становление феодально-сословного строя приходится на VIII—IX вв., что сопровождалось централизацией политической власти. В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка. В 1204 г. она распадается на несколько самостоятельных государств. В 1261 г. после изгнания крестоносцев целостность государства восстанавливается, но былого могущества Византия уже не достигла. Выделяют три основных этапа византийской государственности: IV- -VII вв. - - позднеантичная (раннефеодальная) централизованная монархия; VIII- -XII вв. - - феодальное государство с сильной церковной властью в форме абсолютной монархии, представлявшей собой среднее между восточной деспотией и западноевропейским абсолютизмом;III- -XV вв - - кризис Восточной римской империи, «второго Рима». Центром государственности был император — верховный военачальник, законодатель, судья. С VII в. византийский император носил титул «Басилевс». Императорский статус не передавался по наследству. Формально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактически — мощная партия аристократии. Избранного императора венчал на царство Константинопольский патриарх. статус императора различался в зависимости от периода развития страны. Если на первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», а потом был вправе выбирать себе «соправителя-преемника», то с IX в. в Византии формируется наследственная легитимная монархия. Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции).Помимо императора высшими должностными лицами в Византии были префект столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два префекта преториев, логофеты (знатоки права). Канцелярии назывались секретами.
Местное управление осуществлялось префектурами в рамках провинции. Низшей ячейкой местного управления являлись общины. В Италии и в Африке функционировал институт наместников. В конце XI в. была создана четкая иерархия государственных чинов и титулов. Высшим являлось сословие сенаторов, которые делились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Звание сенатора было наследственным, но могло быть пожалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись обширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Они освобождались от уплаты основных государственных налогов, не могли быть арестованными и заточенными в тюрьму, осужденными без разрешения императора и согласия Сената. К ним не могли применяться наиболее тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они должны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления, не могли отказываться от выполнения государственных поручений.
Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовыми и судебными привилегиями.
Мелкие земельные собственники и горожане составляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.
Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных натуральных повинностей, но уплачивало денежные.
Для Византии в целом характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI- -XII вв. там существовали рабы. Они составляли низшее сословие социальной иерархии, не обладая правосубъектностью
В Византии существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII вв. основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нормы права в виде императорского законодательства. Всеобъемлющая систематизация развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Под влиянием римского права развивалось обязательственное право Византии. Все обязательства, как и в римском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.В семейно-брачных отношениях господствовали нормы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юношами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: согласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.Уголовное право Византии носило сословный характер. Важнейшими факторами, определившими тенденции его развития, стали правовая доктрина христианства, библейские тексты, новое представление о государстве и статусе императора. Преступление рассматривалось как проявление греховной природы человека. Исходя из их доктрины предустановленной греховности наказание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи
Усталяванне канстытуцыйнай манархіі ў Англіі. Хабеас карпус акт. Біль аб правах. Акт аб упарадкаванні. Асноўныя выбарчыя рэформы ў ХІХ ст.
В 1660 году Чарльз II объявляется главой государства и реставрация монархии оформляется Брэдской декларацией. Возвращается прежнее избирательное законодательство, палата лордов, статус английской церкви. При этом монархия не была абсолютной: полномочия короля были урезаны, а парламента расширены. В 1679 году партия представителей интересов буржуазии – виги – добиваются принятия закона, направленного на обеспечение безопасности оппозиционеров от репрессий – Хабеас корпус акт. Акт закреплял презумпцию невиновности и процесс быстрого правосудия. Согласно акту, любой подданный, задержанный за уголовное деяние (кроме государственной измены и тяжкого уголовного преступления), мог обратится в суд с просьбой выдать приказ Хабеас корпус акт, адресованный должностному лицу, получив приказ, шериф или тюремщик были обязаны доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. Затем суду предписывалось освободить арестованного под денежный залог с обязанностью явится в суд ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу. Это закон являлся основой английского конституционализма. В 1688-1689 годах начинается интенсивное оформление новой формы правления. Этот новый строй получает оформление в ряде актов:
Билль о правах 1689
Трехгодичный акт 1694
Акт об устроении 1701
Акт о должностях 1707
Семилетний акт 1716
Юридической основой конституционной монархии являлся Билль о правах. Он ограничивал исключительные полномочия короля и гарантировал права парламента:
Свобода парламентского слова
Свобода выборов в парламент
Свобода петиций
Билль утверждал верховенство парламента в законодательной сфере, в области финансовой политики. Король наделялся правом законодательной инициативы, у него оставалось право наложить абсолютное вето на закон при его принятии.
В 1701 г. в Акте об устроении уточнился статус монарха и порядок престолонаследия. Также устанавливался принцип контрасигнатуры, несменяемость судей.
Избирательные реформы. Согласно Акту о реформе 1832 г. более 50 мест с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата, а некоторым – двух, вместо четырех. В итоге произошло освобождение депутатских мест для иных городов, были введены новые депутатские цензы. Реформа 1867 предусматривала расширение избирательного корпуса – избирательное право было распространено на нанимателей. Реформа 1884 года:
Каждый мужчина (домовладелец или наниматель) мог голосовать
Избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графстве
В ходе реформы 1885 в графствах были введены избирательные округа, каждый из которых избирает члена парламента по системе относительного большинства.
- 1.Предмет и методы изучения
- 2. Особенности возниконовения государственности в древнем Египте. Общественный и государственныф строй древнего египта.
- 3. Основные черты права Древнего Египта.
- 6. Законы Хамурапі: шлюбна-сямейныя адносіны, злачынства і пакаранне, судовы працэс.
- 7.Индская (Хараппская) цивилизация
- 9. Законы Ману: брачно-семейные отношения, преступления и наказания,судебный процесс
- 10.Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена
- 12. Асноўныя рысы афінскага права.
- 13. Возникновение Древней Спарты
- 15. 1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики
- 16. Дзяржаўны і грамадскі лад Рымскай імперыі
- 20. Салическая правда:общая хар-ка, регулирование имущественных отношений.
- 23. Государство и право сердневекового Китая.
- 25. Сеньярыяльная манархія ў Францыі.
- 28. Асноўныя рысы і крыніцы права сярэднявечнай Францыі.
- 29 Нармандскае заваяванне і асаблівасці сеньярыяльнай манархіі ў Англіі.
- 30.Саслоўна-прадстаўнічая манархія ў Англіі.
- 31.Абсолютная монархия в Англии
- 33.Великая хартия вольностей: история Образования, структура, общие черты, историческое значение.
- 37. Асноўныя рысы і крыніцы права сярэднявечнай Германіі.
- 38. Криминальное право и криминальный процесс по Каролине
- 39. Основные особенности государства и права в Византии.
- 42. Формирование государственности сша. Декларация независимости 1776. Конституция 1787. Билль о правах 1791.
- 44. Вялікая Французская рэвалюцыя: асаблівасці рэвалюцыйнага заканадаўства, усталяванне канстытуцыйнага ладу (сори не очень сделала вопрос, в нете ничего нормального не нашла)
- 45. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
- 46. Дзяржава і права Францыі ў 1799 – 1814 гг.
- 47. Эволюция государства и права во Франции (1814-1870 г.)
- 48.Дзяржава і права Францыі ў перыяд Трэццяй рэспублікі (1871 – 1918 г.)
- 50. Конституция 1871 и развитие государственного сторя Германской империи.
- 51. Дзяржава і права Японіі ў Новы час.
- 53. Веймарская рэспубліка ў Германіі. Канстытуцыя 1919 г.
- 54.Фашысцкі рэжым ў Германіі і заканадаўства “Трэццяга рэйха”.
- 55 Фашысцкая дзяржава ў Італіі (1922 – 1943 г.).
- 57. .Дзяржаўна-прававое развіццё Велікабрытаніі ў другой пал. Хх – пач. Ххі ст
- 58. Дзяржава і права зша ў час праўлення прэзідэнта ф. Рузвельта.
- 61.Государственно-правовое развитие франции в период 4-й республики(1946 – 1958 г.)
- 62. Государство и право Франции в период Пятой республики
- 63.Дзяржава і права фрг (1945 – 1990 г.)
- 65. Дзяржаўна-прававое развіццё Кітая (1911 – 1949 г.)