logo
ответы_ИГПЗС(не_все)

39. Основные особенности государства и права в Византии.

Падение в 476 г. Западной Римской империи по­ложило начало самостоятельной истории Византии. В IV- -V вв. Византия сохраняла унаследованную от Рима государственную и административную организацию. Значительные изменения претерпела лишь армия и военный строй. Своего расцвета Византия достигла при Юстиниане, когда были осуществлены обшир­ные внешние завоевания. Становление феодально-сословного строя приходит­ся на VIII—IX вв., что сопровождалось централизаци­ей политической власти. В XIII в. Византия пережи­вает период децентрализации и упадка. В 1204 г. она распадается на несколько самостоятельных государств. В 1261 г. после изгнания крестоносцев целостность государства восстанавливается, но былого могущества Византия уже не достигла. Выделяют три основных этапа византийской государственности: IV- -VII вв. - - позднеантичная (раннефеодальная) централизованная монархия; VIII- -XII вв. - - феодальное государство с сильной церковной властью в форме абсолютной монархии, представлявшей собой среднее между восточной деспотией и западноевропейским абсолютизмом;III- -XV вв - - кризис Восточной римской империи, «второго Рима». Центром государственности был император — вер­ховный военачальник, законодатель, судья. С VII в. византийский император носил титул «Басилевс». Им­ператорский статус не передавался по наследству. Фор­мально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактиче­ски — мощная партия аристократии. Избранного им­ператора венчал на царство Константинопольский пат­риарх. статус императора различался в зависимости от периода развития страны. Если на первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», а потом был вправе выбирать себе «соправителя-преемника», то с IX в. в Византии формируется наследственная легитимная монархия. Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции).Помимо императора высшими должностными ли­цами в Византии были префект столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два пре­фекта преториев, логофеты (знатоки права). Канцеля­рии назывались секретами.

Местное управление осуществлялось префектурами в рамках провинции. Низшей ячейкой местного уп­равления являлись общины. В Италии и в Африке функционировал институт наместников. В конце XI в. была создана четкая иерархия государственных чинов и титулов. Высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись об­ширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Они освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся наиболее тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они долж­ны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления, не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями.

Мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных натуральных повинностей, но уплачивало денежные.

Для Византии в целом характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI- -XII вв. там существовали рабы. Они составляли низшее сословие социальной иерархии, не обладая правосубъектностью

В Византии существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII вв. основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законодательства. Все­объемлющая систематизация развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Под влиянием римского права развивалось обязатель­ственное право Византии. Все обязательства, как и в рим­ском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основ­ными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.Уголовное право Византии носило сословный харак­тер. Важнейшими факторами, определившими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассматрива­лось как проявление греховной природы человека. Исхо­дя из их доктрины предустановленной греховности на­казание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи

Усталяванне канстытуцыйнай манархіі ў Англіі. Хабеас карпус акт. Біль аб правах. Акт аб упарадкаванні. Асноўныя выбарчыя рэформы ў ХІХ ст.

В 1660 году Чарльз II объявляется главой государства и реставрация монархии оформляется Брэдской декларацией. Возвращается прежнее избирательное законодательство, палата лордов, статус английской церкви. При этом монархия не была абсолютной: полномочия короля были урезаны, а парламента расширены. В 1679 году партия представителей интересов буржуазии – виги – добиваются принятия закона, направленного на обеспечение безопасности оппозиционеров от репрессий – Хабеас корпус акт. Акт закреплял презумпцию невиновности и процесс быстрого правосудия. Согласно акту, любой подданный, задержанный за уголовное деяние (кроме государственной измены и тяжкого уголовного преступления), мог обратится в суд с просьбой выдать приказ Хабеас корпус акт, адресованный должностному лицу, получив приказ, шериф или тюремщик были обязаны доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. Затем суду предписывалось освободить арестованного под денежный залог с обязанностью явится в суд ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу. Это закон являлся основой английского конституционализма. В 1688-1689 годах начинается интенсивное оформление новой формы правления. Этот новый строй получает оформление в ряде актов:

Билль о правах 1689

Трехгодичный акт 1694

Акт об устроении 1701

Акт о должностях 1707

Семилетний акт 1716

Юридической основой конституционной монархии являлся Билль о правах. Он ограничивал исключительные полномочия короля и гарантировал права парламента:

Свобода парламентского слова

Свобода выборов в парламент

Свобода петиций

Билль утверждал верховенство парламента в законодательной сфере, в области финансовой политики. Король наделялся правом законодательной инициативы, у него оставалось право наложить абсолютное вето на закон при его принятии.

В 1701 г. в Акте об устроении уточнился статус монарха и порядок престолонаследия. Также устанавливался принцип контрасигнатуры, несменяемость судей.

Избирательные реформы. Согласно Акту о реформе 1832 г. более 50 мест с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата, а некоторым – двух, вместо четырех. В итоге произошло освобождение депутатских мест для иных городов, были введены новые депутатские цензы. Реформа 1867 предусматривала расширение избирательного корпуса – избирательное право было распространено на нанимателей. Реформа 1884 года:

Каждый мужчина (домовладелец или наниматель) мог голосовать

Избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графстве

В ходе реформы 1885 в графствах были введены избирательные округа, каждый из которых избирает члена парламента по системе относительного большинства.