logo
ответы_ИГПЗС(не_все)

13. Возникновение Древней Спарты

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами - илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства (а, следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая была поделена на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя. Жесткость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала как бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации. Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился т. н. «ликургов строй» (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Должности и органы власти:

Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).

Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов иЭврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.

Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).

Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя)

Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.

Гиппагреты и корпус 300 всадников.

Сословия

Аристократия:

Гомеи (буквально «равные») — полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами

Парфении[1] (буквально «девой рождённые») — потомки детей незамужних спартанок (сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в Тарент)

Народ:

Гипомейоны (буквально «опустившиеся») — обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав

Мофаки (буквально «выскочки») — дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства

Неодамоны (буквально «новые граждане») — бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопонесской Войны)

Периеки — свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков)

Зависимые земледельцы:

Лаконские илоты (жившие в Лаконии) — государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопонесской войны также и неполное гражданство)

Мессенские илоты (жившие в Мессении) — государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами.

Эпейнакты – илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев

Эриктеры и деспоионавты – илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте

Афеты и адеспоты – отпущенные на волю илоты

35. Сословно-представительная монархия в Германии

В 1356 г. германским императором Карлом IV была выпущена «Золотая булла», в соответствии с которой вся реальная власть в империи была сосредоточена в руках коллегии курфюстов, которая выбирала германского императора.

Курфюсты взимали пошлины, раздавали земельные держания, чеканили монеты. Власть императора была крайне ограничена, оставались лишь полномочия во внешнеполитической сфере.

Имперский орган представительства в Германии – рейхстаг, который состоял из трех курий:

– коллегия курфюстов;

– коллегия князей, графов и свободных господ;

– коллегия представителей имперских городов.

Полномочия рейхстага:

– обладал правом законодательной инициативы;

– утверждал указы, изданные императором;

– давал согласие императору по военным, международным и финансовым вопросам.

Как правило, акты рейхстага не носили обязательной силы, носили характер имперских рекомендаций.

Рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюсты представляли интересы своих государств, князья – княжеств, бургомистры – имперских городов представительствовали по должности.

Также общеимперским учреждением был имперский верховный суд по делам имперских подданных и поданных отдельных княжеств, члены которого назначались кюрфюстами (14 человек), городами (2 человека) и императором (председатель суда).

Кроме того, существовали местные сословно-представительные органы – ландтаги, в которых было три замкнутые курии:

– духовенство;

– рыцари;

– горожане.

Ландтаги ограничивали власть князей внутри княжества, обязательно испрашивалось его согласие при решении финансовых вопросов.

14. Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой , которая включала в себя значительную часть Европы , побережье Северной Африки , Египет , Малую Азию и Сирию.

Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды:

1.Разложение родового строя - военная демократия(царский период) – 753-510 гг. до н.э . Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов , возникновения новых органов государственной власти.

2.Римская республика (509 – 27гг. до н.э. ). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие тер-рии Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов , а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы . Это привело к кризису Римской империи.

3.Римская империя (27 г до н.э. – 476 г н.э.) - это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную , хозяйственную общность людей . В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.

Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военноначальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике, совет воинов.

В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин , а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

Браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

Сервий Туллий (Servius Tullius) — согласно преданию, шестой из царей Древнего Рима, правивший в 578—535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие. Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём.