logo
ответы_ИГПЗС(не_все)

61.Государственно-правовое развитие франции в период 4-й республики(1946 – 1958 г.)

В период "временного режима" во Франции началась глубокая перестройка политической системы, сопровождавшая­ся важными социально-экономическими реформами и пе­регруппировкой основных партийно-политических сил. Центральным вопросом внутриполитической жизни стра­ны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о но­вом государственном строе, новой конституции Франции. Получив на выборах в Учредительное собрание в ок­тябре 1945 г. наибольшее количество депутатских манда­тов, коммунисты, социалисты и МРП образовали трехпар­тийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, стал основным законом Франции. Конституция 1946 г. Новая Конституция закрепила на кон­ституционном уровне ряд новых политических принципов. В Конституцию был включен новый блок эконо­мических и социальных прав: равноправие мужчин и жен­щин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объедине­ние в профсоюзы, на забастовки, коллективное определе­ние условий труда и на участие в управлении предпри­ятиями, право на всеобщее бесплатное светское образова­ние и др. Расширялась сфера регулирования политиче­ской и особенно внешнеполитической деятельности госу­дарства. Вместе с тем новая Конституция значительно расши­ряла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством. Признанным конституционным принципом стало провозгла­шение "социального государства", в котором права собст­венника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами. По форме правления Франция являлась пар­ламентарной республикой, нижняя палата — Национальное собрание — провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Собрание должно было утверждать состав нового прави­тельства, которое несло перед ним всю полноту ответствен­ности. Конституция сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата — Совет рес­публики — была наделена лишь совещательными функция­ми. Главой государства являлся президент, который избирался на совместном заседании палат парла­мента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г. президент был лишен ряда важных пре­рогатив. Любые акты пре­зидента тре­бовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров. Исполнительная власть по Конституции вручалась Со­вету. Этот орган осуществлял непосредственное госу­дарственное управление страной и имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней пала­ты. Правительство могло рас­пустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. Конституция практически сохраняла в неприкосновен­ности старую судебную систему и местное управление. Для руководства судами создавался Высший совет магистрату­ры, председателем которого являлся президент. Совет ве­дал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судеб­ного ведомства. Реорганизация политического строя Франции в той фор­ме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. На протяжении 40-х -середины 50-х гг. стало нарас­тать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. голлистская партия Объдинение французского народа выступила с требова­нием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной ис­полнительной власти. В 1948—1951 гг. была восстановлена ма­жоритарная избирательная система. Широкое распростра­нение получила практика делегированного законодательст­ва. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством, отменялись положения Конституции о коалицион­ном правительстве. Были расширены также права Совета республики. Одновременно произошло фактическое усиление роли и влияния президента. Обострение политической обстановки и отход от основ­ных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.