25. Сеньярыяльная манархія ў Францыі.
В условиях политической децентрализации, которая привела к территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое значение. Власть короля распространялась на территорию его домена, вне его пределов власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феод. государства, построенная на принципе сюзеренитета-вассалитета – сеньориальная монархия. Сеньориальная монархия вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственностью на землю. С развитием городов и товарно-денежных отношений политическая децентрализация прекращается, сменяясь усилением королевской власти. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя у него сохранялись некоторые традиционные привилегии (глава войска, издавал капитулярии, осуществлял суд). Позднее его функции расширяются: издание установлений. Из-за феодальной раздробленности органы центрального управления не были структурно оформлены. Сохранился королевский двор, состоящий из знатных феодалов и дворцовых слуг(министериалов). Главная роль в администрации – сенешал(глава королевского двора, командовал армией, подписывал гос документы).
Органы местного управления создавались в домене короля. Вводилась должность прево, которые назначались в специальные округа – превотворства. Затем возникают более крупные административные единицы – бальяжи, во главе которых стояли бальи. Они играли важную роль в укреплении финансовой базы. Источником доходов казны была чеканка королевской монеты, взимание налогов. Большую роль в повышении королевского авторитета сыграли реформы Людовика 9. Он запретил частные войны, вводились 40 дней короля (в течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия). При Людовике 9 из королевской курии выделяются специализированные центральные ведомства. Был создан специальный судебный орган – парламент. Людовик ввел единую королевскую монету. Реформы способствовали территориальному объединению страны.
№ 26 Сословно-представительная монархия во Франции
Увеличивается численность населения городов и усиливается их влияние в стране.
Укрепляются социально-экономические основы союза королевской власти и городов: благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказать монархам финансовую помощь.
Вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде получить защиту своего привилегированного положения силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей.
В 14-15 вв. французское общество было разделено на 3 сословия: сословие духовенства, сословие дворянства, “третье” сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне. Первые два сословия были привилегированными, а третье сословие было податным.
1302г. – Созыв Генеральных штатов (высшего органа сословного представительства).
Общефранцузские Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Каждое сословие заседало отдельно от других. Члены первой палаты – высшее духовенство, второй – депутаты от дворянства, в третьей заседали выборные депутаты от верхушки горожан, “третьего сословия”.
Центральными органами управления были:
Государственный совет (руководство и контроль за отдельными звеньями управления)
Счетная палата (созданная в 18 в. реформами Людовика 9, ведавшая финансами).
Важнейшими должностными лицами были:
Канцлер (управление и контроль за деятельностью должностных лиц, во время отсутствия короля он председательствовал в Гос. совете).
Коннетабль (командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии)
Камерарий (казначей)
Папашины (королевские советники)
Людовик 9 проводит реформы:
Судебная – создание верховной судебной палаты страны – Парижского Парламента, в котором служили профессиональные юристы – легисты. Запрещение судебных поединков.
Военная – установление “40 дней короля” – срока, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать правосудия и защиты у короля.
Монетная – введение единой для всей страны полновесной золотой монеты.
Филипп 4 Красивый – к домену были присоединены Шампань и Наварра. Столкновение Филиппа 4 с папой Бонифацием 8 по поводу обложения налогами церковных земель.
Карл 7 в 1439г. проводит налоговую и военную реформу. Был введен прямой постоянный налог, который не требовал подтверждения генеральных штатов. За счет этого налога нужно было содержать постоянное войско, можно было создать регулярную армию.
№ 27 Абсолютная монархия во Франции
Появление абсолютной монархии было вызвано тем, что в стране с конца 15 в. началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хоз-ве. Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их.
Основные черты абсолютной монархии:
Создание разветвленного бюрократического аппарата
Создание профессиональной армии – опоры абсолютизма
Усиление карательных органов
Деятельность сословно-представительных органов сводится “на нет” или они распускаются
В городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур
Сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, - феодальные платежи, церковная десятина и т.д.
В 16 в. французская монархия уже утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Духовенство было очень неоднородно и проявляло единство только в стремлении удержать сословные и феодальные привилегии. Господствующее место в общественной и государственной жизни занимало Дворянство. Дворянский статус передавался в результате пожалования специальным королевским актом. Третье сословие также было неоднородно, на нижних ступенях находились крестьяне, ремесленники, безработные, а на верхних – финансисты, торговцы, адвокаты.
Высшей ступени своего развития абсолютизм достиг в период правления Людовика 14.
Король – наследный глава государства – обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Все жители страны обязаны были беспрекословно ему подчиняться.
16 – первая половина 17 в. – абсолютная монархия играла прогрессивную роль (вела борьбу против раскола страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли).
С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля. Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась.
Центральные органы гос. управления:
Унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались
Учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством.
Местные органы управления:
Утратившие значительную часть своих правомочий сенешалы, бальи, прево, губернаторы – замещались родовитой знатью
Интенданты юстиции, полиции и финансов – на их посты назначались лица незнатного происхождения.
Продолжается усиление королевских судов.
Эдикт 1788г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания.
Общие королевские суды состояли из 3 инстанций: судов превотажных, бальяжных и судов парламентов.
Функционировали специальные суды.
Короли Франции добиваются:
Полного контроля над всеми провинциями
Неограниченной компетенции в издании законов и указов
Создания разветвленного бюрократического аппарата
Создания постоянной армии
Уничтожения автономии городов
Прекращения созыва Генеральных штатов
Полной зависимости церкви от власти короля.
- 1.Предмет и методы изучения
- 2. Особенности возниконовения государственности в древнем Египте. Общественный и государственныф строй древнего египта.
- 3. Основные черты права Древнего Египта.
- 6. Законы Хамурапі: шлюбна-сямейныя адносіны, злачынства і пакаранне, судовы працэс.
- 7.Индская (Хараппская) цивилизация
- 9. Законы Ману: брачно-семейные отношения, преступления и наказания,судебный процесс
- 10.Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена
- 12. Асноўныя рысы афінскага права.
- 13. Возникновение Древней Спарты
- 15. 1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики
- 16. Дзяржаўны і грамадскі лад Рымскай імперыі
- 20. Салическая правда:общая хар-ка, регулирование имущественных отношений.
- 23. Государство и право сердневекового Китая.
- 25. Сеньярыяльная манархія ў Францыі.
- 28. Асноўныя рысы і крыніцы права сярэднявечнай Францыі.
- 29 Нармандскае заваяванне і асаблівасці сеньярыяльнай манархіі ў Англіі.
- 30.Саслоўна-прадстаўнічая манархія ў Англіі.
- 31.Абсолютная монархия в Англии
- 33.Великая хартия вольностей: история Образования, структура, общие черты, историческое значение.
- 37. Асноўныя рысы і крыніцы права сярэднявечнай Германіі.
- 38. Криминальное право и криминальный процесс по Каролине
- 39. Основные особенности государства и права в Византии.
- 42. Формирование государственности сша. Декларация независимости 1776. Конституция 1787. Билль о правах 1791.
- 44. Вялікая Французская рэвалюцыя: асаблівасці рэвалюцыйнага заканадаўства, усталяванне канстытуцыйнага ладу (сори не очень сделала вопрос, в нете ничего нормального не нашла)
- 45. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
- 46. Дзяржава і права Францыі ў 1799 – 1814 гг.
- 47. Эволюция государства и права во Франции (1814-1870 г.)
- 48.Дзяржава і права Францыі ў перыяд Трэццяй рэспублікі (1871 – 1918 г.)
- 50. Конституция 1871 и развитие государственного сторя Германской империи.
- 51. Дзяржава і права Японіі ў Новы час.
- 53. Веймарская рэспубліка ў Германіі. Канстытуцыя 1919 г.
- 54.Фашысцкі рэжым ў Германіі і заканадаўства “Трэццяга рэйха”.
- 55 Фашысцкая дзяржава ў Італіі (1922 – 1943 г.).
- 57. .Дзяржаўна-прававое развіццё Велікабрытаніі ў другой пал. Хх – пач. Ххі ст
- 58. Дзяржава і права зша ў час праўлення прэзідэнта ф. Рузвельта.
- 61.Государственно-правовое развитие франции в период 4-й республики(1946 – 1958 г.)
- 62. Государство и право Франции в период Пятой республики
- 63.Дзяржава і права фрг (1945 – 1990 г.)
- 65. Дзяржаўна-прававое развіццё Кітая (1911 – 1949 г.)