23. Государство и право сердневекового Китая.
В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение. В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение. Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей. выделяют в социальной структуре Китая три основных сословия:Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - - и от налогов. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей; Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д. Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. В средневековом Китае дальнейшее развитие получили черты восточной деспотии, которые ярко проявились ещё в древнем Китае. Во главе системы управления стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видынх сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров-левого (старшего) и правого (младшего), каждый их которых ведал 3 из 6 ведомств (министерств), чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного наказаний и общественных работ. Центральные органы управления в соответствии со своими главными задачами делились на ведомства. С 15 в. Стало усиливаться политическое влияние евнухов, которых привлекали правители на должности государственных чиновников, стремясь тем самым предотвратить создание чиновниками-вельможами своих собственных династий.Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра, причем в провинциях действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов : административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды; военная; надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям). В китайском обязательственном праве Договор купли-продажи занимал особое место. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления письменной купчей. Отсутствие купчей наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались главным образом на принципах конфуцианской морали. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого. В уголовном праве Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения своих отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции так называемых "10-ти зол". Средневековый Китайский судебный процесс откровенно носил инквизиционный характер. Обычно дело начиналось с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.
- 1.Предмет и методы изучения
- 2. Особенности возниконовения государственности в древнем Египте. Общественный и государственныф строй древнего египта.
- 3. Основные черты права Древнего Египта.
- 6. Законы Хамурапі: шлюбна-сямейныя адносіны, злачынства і пакаранне, судовы працэс.
- 7.Индская (Хараппская) цивилизация
- 9. Законы Ману: брачно-семейные отношения, преступления и наказания,судебный процесс
- 10.Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена
- 12. Асноўныя рысы афінскага права.
- 13. Возникновение Древней Спарты
- 15. 1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики
- 16. Дзяржаўны і грамадскі лад Рымскай імперыі
- 20. Салическая правда:общая хар-ка, регулирование имущественных отношений.
- 23. Государство и право сердневекового Китая.
- 25. Сеньярыяльная манархія ў Францыі.
- 28. Асноўныя рысы і крыніцы права сярэднявечнай Францыі.
- 29 Нармандскае заваяванне і асаблівасці сеньярыяльнай манархіі ў Англіі.
- 30.Саслоўна-прадстаўнічая манархія ў Англіі.
- 31.Абсолютная монархия в Англии
- 33.Великая хартия вольностей: история Образования, структура, общие черты, историческое значение.
- 37. Асноўныя рысы і крыніцы права сярэднявечнай Германіі.
- 38. Криминальное право и криминальный процесс по Каролине
- 39. Основные особенности государства и права в Византии.
- 42. Формирование государственности сша. Декларация независимости 1776. Конституция 1787. Билль о правах 1791.
- 44. Вялікая Французская рэвалюцыя: асаблівасці рэвалюцыйнага заканадаўства, усталяванне канстытуцыйнага ладу (сори не очень сделала вопрос, в нете ничего нормального не нашла)
- 45. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
- 46. Дзяржава і права Францыі ў 1799 – 1814 гг.
- 47. Эволюция государства и права во Франции (1814-1870 г.)
- 48.Дзяржава і права Францыі ў перыяд Трэццяй рэспублікі (1871 – 1918 г.)
- 50. Конституция 1871 и развитие государственного сторя Германской империи.
- 51. Дзяржава і права Японіі ў Новы час.
- 53. Веймарская рэспубліка ў Германіі. Канстытуцыя 1919 г.
- 54.Фашысцкі рэжым ў Германіі і заканадаўства “Трэццяга рэйха”.
- 55 Фашысцкая дзяржава ў Італіі (1922 – 1943 г.).
- 57. .Дзяржаўна-прававое развіццё Велікабрытаніі ў другой пал. Хх – пач. Ххі ст
- 58. Дзяржава і права зша ў час праўлення прэзідэнта ф. Рузвельта.
- 61.Государственно-правовое развитие франции в период 4-й республики(1946 – 1958 г.)
- 62. Государство и право Франции в период Пятой республики
- 63.Дзяржава і права фрг (1945 – 1990 г.)
- 65. Дзяржаўна-прававое развіццё Кітая (1911 – 1949 г.)