16.7. Административное правонарушение:
понятие и основные признаки
Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5КоАП РФ, исключающие ответственность.
Законодательное определение понятия "административное правонарушение" дано в ст. 2.1КоАП РФ, которая определяет: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за котороеКоАПРФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния. Статья 14УК РФ в понятие преступления включила и материальный признак: "общественно опасное деяние". Названные в статьяхОсобенной частиКоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано вст. 2.2КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями. Противоправность - это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.
Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными, а степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.
Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств нарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Необходимо различать понятия "административные нарушения" и "административные правонарушения". Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т.е. и не виновно. А правонарушение - это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.
После принятия КоАПРФ в других правовых актах можно использовать только название "административное правонарушение". Но в научной и иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название - "административный проступок".
КодексРФ об административных правонарушениях выделяет следующие группы административных правонарушений:
- посягающие на права граждан;
- посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
- в области охраны собственности;
- в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
- в промышленности, строительстве и энергетике;
- в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
- на транспорте;
- в области дорожного движения;
- в области связи и информатизации;
- в области предпринимательской деятельности;
- в области финансов, налогов, сборов и рынка ценных бумаг;
- в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
- посягающие на институты государственной власти;
- в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
- против порядка управления;
- посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- в области воинского учета.
Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются следующими основными чертами:
1. Административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия, является правонарушение, состав которого сформулирован в ст. 16.16КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.
2. Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. нарушает нормы действующего административного законодательства. Зачастую в теории подчеркивают, что административная ответственность наступает за нарушения норм не только административного, но и других отраслей права <188>. Однако в свете существующего соотношения одной из ведущих отраслей права, административного права и вновь выделившихся в самостоятельные отрасли права отдельных фактически подотраслей административного права данное утверждение представляется несколько условным.
--------------------------------
<188> См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2008. С. 259; Административное право России: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2008. С. 364; и др.
3. За указанное деяние установлена административная ответственность. Административная ответственность, как мы указывали выше, может быть установлена исключительно КоАПРФ и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции. Возможность применения административных наказаний является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т.д.). Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения - обязательный признак правонарушения. Вп. 7 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ отражено, что производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело.
4. Указанное деяние совершено физическим или юридическим лицом. Этот признак существенно отличает административное правонарушение от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.
5. В совершении данного деяния обязательно наличествуют признаки вины субъекта. Вина - сознательно-волевое отношение к совершаемому деянию, осуждаемое правом. Отсутствие вины подразумевает неспособность или фактическую невозможность осознать характер и возможные последствия совершаемого правонарушения. В КоАПРФ ответственность юридического лица также связывается с понятием вины, т.е. законодателем предложена условная конструкция вины юридического лица, что представляется несколько спорным, учитывая то обстоятельство, что вина - это субъективное отношение к совершаемому деянию. Ранее привлечение юридического лица к административной ответственности основывалось на идее объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности независимо от доказательств вины юридических лиц.
Следует иметь в виду, что ранее законодательство об административных правонарушениях наделяло административное правонарушение также свойством общественной опасности, свойственной, к слову, и преступлениям (т.е. уголовно наказуемым правонарушениям). Данное свойство административного правонарушения тесно связано с предусмотренной и новым КоАПРФ возможностью освобождения от административной ответственности по признаку малозначительности деяния, что подразумевает малую общественную опасность совершаемого административного проступка.
Общие признаки, свойственные всякому административному правонарушению, определенным образом преломляются в отношении каждого конкретного проступка. Характеристика (вернее, квалификация) административного правонарушения осуществляется посредством такого понятия, как состав правонарушения, совмещающего в себе все ключевые черты административно наказуемого деяния.
Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. По существу, состав правонарушения - это теоретическая его конструкция, модель, закрепленная в законодательстве. Законодатель не создает признаков проступков, а лишь отбирает из них существенные, отличительные и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной частью нормативной основы ответственности <189>.
--------------------------------
<189> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 479.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, каждый из которых заключает в себе некоторую совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Элементы состава отражают те необходимые условия, при которых вступает в действие санкция соответствующей нормы права. Претворение в жизнь теоретической модели проступка, закрепленной в составе правонарушения, является фактическим основанием для привлечения к административной ответственности, т.е. непосредственно административным правонарушением.
Основные признаки состава административного правонарушения закреплены в административном законодательстве в статьях Особенной частиКоАП РФ и законах субъектов РФ. Однако некоторые признаки являются общими для всех административных правонарушений и вследствие этого находят свое закрепление вОбщей частиКоАП РФ, вглаве, посвященной административным правонарушениям. Нетрудно заметить, что вОбщей частисодержатся признаки субъекта и субъективной стороны административных правонарушений, как правило, единые для всех составов, в то время какОсобенная частьсосредоточена на признаках объекта и объективной стороны совершаемых деяний.
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в действиях которого наличествует состав административного правонарушения.
Статус физического лица в качестве субъекта административного правонарушения характеризуется двумя основными признаками: возрастом деликтоспособности (т.е. способности нести административную ответственность) и вменяемостью (т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения). Данным признакам должен соответствовать каждый субъект административного проступка.
Общий возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, установлен КоАПРФ на уровне 16 лет. Следовательно, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения указанного возраста. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Ряд составов административных правонарушений сформулирован таким образом, что субъект таких правонарушений должен обладать специальными свойствами. В этом случае, для того чтобы деяние было признано правонарушением и за его совершение к физическому лицу были применены меры административной ответственности, субъект должен обладать соответствующим специальным административно-правовым статусом. Общая частьКоАП РФ содержит ряд правил, относящихся к специальным субъектам административных правонарушений.
Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в КоАПРФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, еслиКоАПРФ не установлено иное.
За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям. Существуют две формы вины: умысел и неосторожность. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Специальные правила о вине установлены в отношении юридических лиц, которые в силу своей коллективной природы не могут иметь субъективное отношение к совершаемому деянию. КоАПРФ предусмотрена конструкция, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которыхКоАПРФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Помимо вины субъективную сторону административного правонарушения формирует цель субъекта правонарушения, если она предусмотрена в качестве специального признака в конкретной статье Особенной частиКоАП РФ. Например, в соответствии сост. 17.2КоАП РФ вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей влекут наложение административного штрафа.
Объект административного правонарушения - это те общественные отношения, которым наносится вред совершенным противоправным деянием.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности. Помимо общего выделяют также родовой, видовой и конкретный объект административного правонарушения. Родовым объектом является определенная сфера общественной жизнедеятельности, выделение которой можно произвести в соответствии с группировкой норм Особенной частиКоАП РФ. Так, родовым объектом можно считать общественные отношения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, транспорта, дорожного движения, связи и информатизации и т.п. Видовой объект предполагает выделение более узкой области общественных отношений, как то: общественные отношения в области реализации избирательных прав, общественные отношения в области налогообложения и т.д. Наконец, каждый состав правонарушения содержит указание на конкретный объект посягательства.
Мера причинения вреда объекту правонарушения влияет на возможность освобождения от административной ответственности. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Объект правонарушения как элемент состава следует отличать от предмета правонарушения, являющегося признаком объективной стороны совершаемого противоправного деяния. Предметом правонарушения является конкретный объект материального мира, в отношении которого совершено правонарушение (украденные или поврежденные вещи и т.д.).
Объективная сторона всякого административного правонарушения подразумевает под собой совокупность признаков (наиболее многочисленную), характеризующих внешнее проявление совершаемого правонарушения.
Прежде всего всякое административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Данный признак объективной стороны может дополняться такими юридически значимыми характеристиками, как длящийся характер, неоднократность, систематичность и т.д. Например, со свойством длящегося характера правонарушения, которое подразумевает непрерывность совершения деяния в течение определенного времени (как правило, это длительное неисполнение юридической обязанности), связана проблема возможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством с нарушением Правилдорожного движения в форме отсутствия одного из номерных знаков, может быть привлечено к административной ответственности несколько раз в течение одного дня.
Деяние связано с другими признаками объективной стороны и прежде всего с последствиями деяния и причинной связью между деянием и последствиями. Далеко не всякий состав административного правонарушения содержит указание на последствия деяния, как на квалифицирующий признак деяния. В этом случае состав правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности не обязательно устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 17.3КоАП РФ: неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Таким образом, само по себе неисполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.
Однако существует и ряд материальных составов, обязательным признаком объективной стороны которых являются последствия и причинная связь. Так, ст. 19.16КоАП РФ установлена наказуемость умышленного уничтожения или порчи удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежного хранения удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшего утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). В данном случае для привлечения субъекта к ответственности за указанное правонарушение следует доказать наличие последствия в виде утраты удостоверения, а также причинную связь между утратой и поведением субъекта административного правонарушения.
Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.
Большое значение для правильного правоприменения в сфере реализации административной ответственности имеет четкое отграничение административных правонарушений от дисциплинарных проступков и от преступлений.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами.
В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.
Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия - это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий - уровень причиненного обществу вреда, а на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.
Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.
В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее <190>.
--------------------------------
<190> См., например: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2008. С. 600.
Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки нет <191>.
--------------------------------
<191> См., например: Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. С. 278.
Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14УК РФ: "Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящимКодексомпод угрозой наказания".
В ч. 2 ст. 14УК РФ сказано: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящимКодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности". Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и базируется на анализе признаков состава правонарушения.
Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием, ведутся уже давно. Однако вряд ли удастся прийти к единому решению, если не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Когда переход улицы в неположенном месте, проезд в трамвае без билета, неисполнение обязанностей по воинскому учету, регистрации по месту жительства и т.п. называют общественно опасными деяниями, возникает вопрос: а что же такое общественная опасность? Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа?
Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.
Проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности. Это общественно вредные деяния, и в легальном определении проступка такой признак, как общественная опасность, не назван. В ст. 2.2КоАП РФ, содержащей определения умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным "наступления вредных последствий".
Но из общего правила есть ряд исключений.
Во-первых, в России юридические лица не привлекаются к уголовной ответственности. Если по вине должностных лиц организации совершено общественно опасное деяние, юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности, а действия его должностных лиц могут быть признаком преступления.
Во-вторых, в связи с экономическими, политическими и иными процессами в обществе законодатель может прийти к выводу о целесообразности борьбы с определенными общественно опасными деяниями с помощью административных, а не уголовных наказаний.
В-третьих, законодатель может совершить ошибку в оценке определенных деяний. Так, до 30 июня 2002 г. хищение признавалось мелким, если размер похищенного не превышал одного МРОТ. Статья 7.27КоАП РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., признала мелким хищение на сумму не свыше пяти МРОТ. Иными словами, основная масса хищений в Российской Федерации перестала быть уголовно наказуемой, уголовно-правовая защита собственности была резко ослаблена. Законодатель обнаружил эту ошибку, и уже в начале ноября 2002 г. вст. 7.27КоАП РФ слово "пять" было заменено словом "один" МРОТ. Вряд ли можно утверждать, что до 1 июля 2002 г. хищение на сумму свыше одного до пяти МРОТ было общественно опасным, с 1 июля до 10 ноября перестало быть таковым, а в ноябре 2002 г. опять стало общественно опасным.
Итак, главное различие преступления и проступка - общественная опасность деяния. Дополнительный признак - вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.
Общественная опасность - это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УКРФ,КоАПРФ,ТКРФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статьеУКРФ или как проступка по статьеКоАПРФ нужно анализировать признаки конкретных составов. Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стоимость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенного группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.
Ряд критериев, позволяющий определить, общественно опасными или нет являются хулиганские действия, можно выявить при сравнении текстов ст. 213УК РФ ист. 20.1КоАП РФ. Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу и совершены с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Хулиганство признается мелким, если оно состоит в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам или в совершении других действий, демонстративно нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан, в том числе уничтожении и повреждении чужого имущества.
Статья 7.17КоАП РФ устанавливает административную ответственность граждан за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. Но за подобные действия может наступить и уголовная ответственность, если они повлекли значительный ущерб (ч. 1 ст. 167УК РФ), совершены хулиганским способом (ст. 213УК РФ), путем поджога (ч. 2 ст. 167УК РФ).
Сравнивая административные проступки с дисциплинарными, прежде всего следует сказать, что и те и другие, как правило, не являются общественно опасными.
Что же касается формального признака - противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом. Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб - административным правом, а заключенных - уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.
Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин - работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей <192>.
--------------------------------
<192> Военнослужащие могут нести дисциплинарную ответственность и за нарушение общественного порядка.
К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности - представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
- Административное право
- 1.2. Понятие и сущность государственного управления
- 1.3. Принципы государственного управления
- 1.4. Исполнительная власть и государственное управление:
- Глава 2. Административное право как отрасль права
- 2.1. Предмет административного права
- 2.2. Метод административного права
- 2.3. Система административного права
- 2.4. Место административного права
- Глава 3. Нормы и источники административного права
- 3.1. Понятие и структура норм административного права
- 3.2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3.4. Источники административного права
- Глава 4. Административно-правовые отношения
- 4.1. Понятие административно-правовых отношений
- 4.2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II. Субъекты административного права
- Глава 5. Граждане как субъекты административного права
- 5.1. Основы административно-правового статуса граждан
- 5.2. Права и обязанности граждан
- 5.3. Обеспечение и защита прав, свобод
- 5.4. Особенности правового статуса иностранных граждан
- Глава 6. Президент российской федерации в системе исполнительной власти
- 6.1. Место и роль Президента Российской Федерации
- 6.2. Правовой статус и структура Администрации Президента
- Глава 7. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
- 7.1. Понятие и правовой статус органов
- 7.2. Виды органов исполнительной власти
- 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
- 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
- 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
- 4. По организационно-правовым формам:
- 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
- 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
- 7.3. Правительство Российской Федерации
- 7.4. Федеральные органы исполнительной власти
- 7.5. Органы исполнительной власти
- 7.6. Структура аппарата и штаты государственных органов
- Глава 8. Государственная служба в российской федерации
- 8.1. Понятие и принципы государственной службы
- 2. Законность.
- 3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
- 4. Равный доступ граждан к государственной службе.
- 5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.
- 6. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
- 7. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
- 8. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
- 8.2. Понятие и классификация государственных служащих
- 8.3. Основы общего административно-правового статуса
- Глава 9. Основы государственной гражданской службы российской федерации
- 9.1. Понятие и принципы государственной
- 9.2. Должности государственной гражданской службы
- 9.3. Права и обязанности
- 9.4. Ограничения и запреты
- 9.5. Гарантии государственного гражданского служащего
- 9.6. Порядок поступления на государственную
- 9.7. Система стимулирования и ответственность
- 9.8. Прекращение государственной гражданской службы
- Глава 10. Правоохранительная служба в российской федерации
- 10.1. Понятие и особенности правоохранительной службы
- 10.2. Поступление на правоохранительную службу
- 10.3. Должности правоохранительной службы
- 10.4. Правовой статус работников правоохранительных органов
- 10.5. Дисциплинарная ответственность
- 10.6. Основания и порядок прекращения
- Глава 11. Военная служба
- 11.1. Понятие военной службы
- 11.2. Понятие и виды должностей военной службы
- 11.3. Правовой статус военнослужащих
- 11.4. Прохождение военной службы
- 11.5. Порядок прохождения военной службы военнослужащими
- 11.6. Контракт о прохождении военной службы
- 11.7. Особенности заключения контракта о прохождении
- 11.8. Правовое регулирование социальной защиты
- 11.9. Основы дисциплинарной ответственности
- 11.10. Основания увольнения из Вооруженных Сил рф
- Глава 12. Организации как субъекты административного права
- 12.1. Административно-правовой статус организаций
- 12.2. Общественные объединения как субъекты
- Раздел III. Формы и методы государственного управления
- Глава 13. Формы государственного управления
- 13.1. Понятие и виды форм государственного управления
- 13.2. Акты государственного управления
- 13.3. Виды актов государственного управления
- 13.4. Порядок подготовки, принятия и опубликования актов
- 13.5. Индивидуальные акты государственного управления
- 13.6. Административный договор
- 13.7. Неправовые формы государственного управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и виды методов государственного управления
- 14.2. Убеждение в административном праве
- 14.3. Понятие и особенности разрешительной системы
- 14.4. Административно-правовой режим военного положения
- 14.5. Административно-правовой режим
- 14.6. Режим закрытого административно-территориального
- 14.7. Режим охраны Государственной границы
- Раздел IV. Административное принуждение и административная ответственность
- Глава 15. Административное принуждение
- 15.1. Понятие, сущность и виды
- 15.2. Административный надзор за лицами,
- 15.3. Принудительное лечение лиц,
- Глава 16. Административная ответственность
- 16.1. Понятие административной ответственности
- 16.2. Исторические предпосылки формирования
- Раздел III- Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:
- 16.3. Нормативные основания
- 16.4. Принципы административной ответственности
- 16.5. Административная ответственность юридических лиц
- 16.6. Освобождение от административной ответственности
- 16.7. Административное правонарушение:
- 16.8. Общая характеристика административных наказаний
- 16.9. Назначение административного наказания
- 16.10. Эффективность административных наказаний
- Раздел V. Административный процесс и административное производство
- Глава 17. Административный процесс
- 17.1. Понятие и признаки административного процесса
- 17.2. Принципы, субъекты и содержание
- 17.3. Стадии административного процесса и их характеристика
- Глава 18. Административное производство
- 18.1. Производство по делам
- 18.2. Подведомственность дел
- 18.3. Участники производства по делам
- 18.4. Доказательства по делу
- 18.5. Стадии производства по делу
- 18.6. Понятие дисциплины, дисциплинарной ответственности
- 18.7. Понятие, основания и содержание
- 18.8. Производство по обращениям граждан
- Раздел VI. Обеспечение законности в государственном управлении. Административная юстиция
- Глава 19. Законность в государственном управлении
- 19.1. Понятие и содержание законности
- 19.2. Особенности и способы обеспечения режима законности
- 19.3. Государственный контроль и его виды
- 19.4. Общественный контроль
- 19.5. Административный надзор
- 19.6. Прокурорский надзор
- Глава 20. Административная юстиция
- 20.1. Юридическая характеристика административной юстиции
- 20.2. Административное судопроизводство