logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Административное / Братановский_Административное право_Общая часть_учебник_13

Раздел III- Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:

- административным комиссиям;

- исполнительным комитетам поселковых, сельских Советов народных депутатов;

- районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних;

- районным (городским) народным судам (народным судьям);

- органам внутренних дел, органам государственных инспекций.

Раздел IV- Производство по делам об административных правонарушениях. Это своего рода административный процесс, но в усеченном виде. Тем не менее этотразделдля будущих республиканских кодексов сыграл большую правовую роль в систематизации норм производства. Так, впервые в законодательном порядке были установлены реквизиты протокола об административном правонарушении. Устанавливались меры административного принуждения - административное задержание, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.

Предусматривались правовые гарантии лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

Следующим этапом в укреплении законности, охране прав личности послужило принятие 20 июня 1984 г. КодексаРСФСР об административных правонарушениях, вступившего в действие с 1 января 1985 г.

Впервые на территории РСФСР возникли законные административно-правовые отношения между гражданами, должностными лицами, лицами без гражданства и юрисдикционными органами, применяющими меры административного принуждения и виды административных взысканий.

Вобрав в себя все положения Основ законодательстваСоюза ССР и союзных республик об административных правонарушениях,Кодексвыстроил логическую последовательность норм, регулирующих административную ответственность с точки зрения ее структурного содержания, обозначил и систематизировал приоритетность объектов правонарушений, перечень деяний, признаваемых противоправными, квалифицированными как административное правонарушение.

На тот период Кодексимел следующую структуру. Впервом разделе, включающем девять статей, содержались общие положения. В них закреплялась структура законодательства об административной ответственности.

Второй разделоткрывал общую часть, состоящую из тридцати статей в трех главах. Вобщей частисосредоточены положения, касающиеся оснований административной ответственности: понятие административного правонарушения, перечень видов взыскания и их существенная правовая характеристика и правила наложения.

Особенная частьсостояла из девяти глав, объединяющих 153 состава административных правонарушений. В этих двух разделах сконцентрированы нормы материального права. В остальных трех разделахКоАПпоследовательно закреплены процессуальные, процедурные нормы, которые составляют производство по делам об административных правонарушениях.

Третий разделустановил систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Четвертый разделсодержал процессуальные нормы о статусе лиц, участвующих в процессе по делу об административном правонарушении, стадии рассмотрения и пересмотра дела в связи с обжалованием или опротестованием решения по делу.

Пятый разделпредусматривал нормы, регламентирующие порядок и процедуру исполнения постановлений о каждом виде административных взысканий. Из 307 статейКоАП113 составляли административно-процессуальные нормы. В таком структурном видеКодексРСФСР об административных правонарушениях начал действовать на всей территории России. С момента вступления в силу в него были внесены значительные изменения и дополнения.