19.2. Особенности и способы обеспечения режима законности
Рассматриваемый режим является общим для всех сфер государственного строительства, всех организаций и граждан, всех отраслей права. Конечно, в деятельности государственной администрации он имеет ряд особенностей.
1. На государственной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа государственных органов, иных государственных организаций и их работников. И в то же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия отраслей и функций.
2. Главное требование законности к государственной администрации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение, их защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.
3. Подавляющее число подзаконных нормативных актов издается исполнительно-распорядительными органами. Одно из проявлений длительного господства в нашей стране административно-командной системы - преобладание подзаконных норм, регулирование многих важных общественных отношений правительственными, ведомственными и локальными актами.
В настоящее время и в ближайшем обозримом будущем число действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности, как подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также содержащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, принявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоящих органов и организаций. С ней должен в ряде случаев считаться и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнительным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).
Все более возрастает роль международных, государственно-правовых и административных (между административно-территориальными единицами, между разными управленческими звеньями и др.) договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения - важная задача административных структур.
Таким образом, важная особенность законности - необходимость соблюдения наряду с законами международных и ряда иных договоров, подзаконных норм, в том числе и тех, которые изданы самой государственной администрацией. Для исполнительно-распорядительных органов и их служащих обязательны и индивидуальные акты вышестоящих звеньев исполнительной власти, а также судов и судей.
4. Нельзя и невозможно активную администрацию лишать дискреционных полномочий, жестко ограничивать ее юридическими предписаниями. В рамках закона она должна иметь возможность выбора оптимальных вариантов. Целесообразно используя свои полномочия, действуя в правовых рамках, государственная администрация должна добиваться положительных результатов, созидать. Ее деятельность должна быть эффективной. Государственная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т.д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.
5. Администрация обязана оперативно реагировать на события реальной жизни. Осуществляя руководство в условиях чрезвычайных обстоятельств, пресекая бандитизм и во многих подобных экстремальных ситуациях, субъекты административной власти действуют в условиях дефицита информации. Поэтому существует реальная и неустранимая возможность ошибок, нарушений законности. Конечно, деятельность нужно оценивать с позиций законности, но и результат, его цена обязательно принимаются во внимание.
6. В ряде случаев органы исполнительной власти вынуждены действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы.
Например, нередки случаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у администрации нет финансов.
7. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятельности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридического образования у многих государственных служащих, для обеспечения режима правозаконности в деятельности государственной администрации нужна большая система гарантий.
Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.
Среди общих условий можно различать политические, экономические, организационные, идеологические, юридические. Политическими предпосылками законности являются режим демократии, гласность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.
Только реальное разделение властей, а также существование независимых от правящей партии, государства средств массовой информации, движений и политических партий, децентрализация государственных структур могут стать подлинными гарантами режима правозаконности.
К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. Хотелось бы отметить взаимосвязь экономических свобод, многообразия рынка, конкуренции с политическими свободами, плюрализмом, демократией вообще и в обеспечении законности в частности.
Огромное значение для существования правопорядка имеют правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в частности умело организованного поощрения (идеологические предпосылки).
На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.
К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий. Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности - контроль и принуждение.
- Административное право
- 1.2. Понятие и сущность государственного управления
- 1.3. Принципы государственного управления
- 1.4. Исполнительная власть и государственное управление:
- Глава 2. Административное право как отрасль права
- 2.1. Предмет административного права
- 2.2. Метод административного права
- 2.3. Система административного права
- 2.4. Место административного права
- Глава 3. Нормы и источники административного права
- 3.1. Понятие и структура норм административного права
- 3.2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3.4. Источники административного права
- Глава 4. Административно-правовые отношения
- 4.1. Понятие административно-правовых отношений
- 4.2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II. Субъекты административного права
- Глава 5. Граждане как субъекты административного права
- 5.1. Основы административно-правового статуса граждан
- 5.2. Права и обязанности граждан
- 5.3. Обеспечение и защита прав, свобод
- 5.4. Особенности правового статуса иностранных граждан
- Глава 6. Президент российской федерации в системе исполнительной власти
- 6.1. Место и роль Президента Российской Федерации
- 6.2. Правовой статус и структура Администрации Президента
- Глава 7. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
- 7.1. Понятие и правовой статус органов
- 7.2. Виды органов исполнительной власти
- 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
- 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
- 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
- 4. По организационно-правовым формам:
- 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
- 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
- 7.3. Правительство Российской Федерации
- 7.4. Федеральные органы исполнительной власти
- 7.5. Органы исполнительной власти
- 7.6. Структура аппарата и штаты государственных органов
- Глава 8. Государственная служба в российской федерации
- 8.1. Понятие и принципы государственной службы
- 2. Законность.
- 3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
- 4. Равный доступ граждан к государственной службе.
- 5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.
- 6. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
- 7. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
- 8. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
- 8.2. Понятие и классификация государственных служащих
- 8.3. Основы общего административно-правового статуса
- Глава 9. Основы государственной гражданской службы российской федерации
- 9.1. Понятие и принципы государственной
- 9.2. Должности государственной гражданской службы
- 9.3. Права и обязанности
- 9.4. Ограничения и запреты
- 9.5. Гарантии государственного гражданского служащего
- 9.6. Порядок поступления на государственную
- 9.7. Система стимулирования и ответственность
- 9.8. Прекращение государственной гражданской службы
- Глава 10. Правоохранительная служба в российской федерации
- 10.1. Понятие и особенности правоохранительной службы
- 10.2. Поступление на правоохранительную службу
- 10.3. Должности правоохранительной службы
- 10.4. Правовой статус работников правоохранительных органов
- 10.5. Дисциплинарная ответственность
- 10.6. Основания и порядок прекращения
- Глава 11. Военная служба
- 11.1. Понятие военной службы
- 11.2. Понятие и виды должностей военной службы
- 11.3. Правовой статус военнослужащих
- 11.4. Прохождение военной службы
- 11.5. Порядок прохождения военной службы военнослужащими
- 11.6. Контракт о прохождении военной службы
- 11.7. Особенности заключения контракта о прохождении
- 11.8. Правовое регулирование социальной защиты
- 11.9. Основы дисциплинарной ответственности
- 11.10. Основания увольнения из Вооруженных Сил рф
- Глава 12. Организации как субъекты административного права
- 12.1. Административно-правовой статус организаций
- 12.2. Общественные объединения как субъекты
- Раздел III. Формы и методы государственного управления
- Глава 13. Формы государственного управления
- 13.1. Понятие и виды форм государственного управления
- 13.2. Акты государственного управления
- 13.3. Виды актов государственного управления
- 13.4. Порядок подготовки, принятия и опубликования актов
- 13.5. Индивидуальные акты государственного управления
- 13.6. Административный договор
- 13.7. Неправовые формы государственного управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и виды методов государственного управления
- 14.2. Убеждение в административном праве
- 14.3. Понятие и особенности разрешительной системы
- 14.4. Административно-правовой режим военного положения
- 14.5. Административно-правовой режим
- 14.6. Режим закрытого административно-территориального
- 14.7. Режим охраны Государственной границы
- Раздел IV. Административное принуждение и административная ответственность
- Глава 15. Административное принуждение
- 15.1. Понятие, сущность и виды
- 15.2. Административный надзор за лицами,
- 15.3. Принудительное лечение лиц,
- Глава 16. Административная ответственность
- 16.1. Понятие административной ответственности
- 16.2. Исторические предпосылки формирования
- Раздел III- Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:
- 16.3. Нормативные основания
- 16.4. Принципы административной ответственности
- 16.5. Административная ответственность юридических лиц
- 16.6. Освобождение от административной ответственности
- 16.7. Административное правонарушение:
- 16.8. Общая характеристика административных наказаний
- 16.9. Назначение административного наказания
- 16.10. Эффективность административных наказаний
- Раздел V. Административный процесс и административное производство
- Глава 17. Административный процесс
- 17.1. Понятие и признаки административного процесса
- 17.2. Принципы, субъекты и содержание
- 17.3. Стадии административного процесса и их характеристика
- Глава 18. Административное производство
- 18.1. Производство по делам
- 18.2. Подведомственность дел
- 18.3. Участники производства по делам
- 18.4. Доказательства по делу
- 18.5. Стадии производства по делу
- 18.6. Понятие дисциплины, дисциплинарной ответственности
- 18.7. Понятие, основания и содержание
- 18.8. Производство по обращениям граждан
- Раздел VI. Обеспечение законности в государственном управлении. Административная юстиция
- Глава 19. Законность в государственном управлении
- 19.1. Понятие и содержание законности
- 19.2. Особенности и способы обеспечения режима законности
- 19.3. Государственный контроль и его виды
- 19.4. Общественный контроль
- 19.5. Административный надзор
- 19.6. Прокурорский надзор
- Глава 20. Административная юстиция
- 20.1. Юридическая характеристика административной юстиции
- 20.2. Административное судопроизводство