2.1. Предмет административного права
Государственное управление нуждается в правовой организации и оформлении. Такая необходимость предопределяется многими факторами, в числе которых можно назвать прежде всего прямое отражение в этой деятельности государственных интересов. Правовая форма придает им официальный характер, непосредственно воплощает их в обязательных в масштабе организованного общества предписаниях нормативного и индивидуального характера.
Тем самым господствующая в обществе воля материализуется в конкретной форме общественной жизни: в праве находит свое выражение государственная воля. Следовательно, правовое регулирование управленческих отношений в конечном счете подчиняет их воле и интересам государства, способствует своими специфическими средствами развитию их в направлении, соответствующем перспективам развития российского общества.
Не менее важное значение имеют и другие факторы: представительство государства в сфере управления в лице многочисленных, различных по своему назначению и месту в официальной иерархии субъектов - органов государственного управления и отдельных должностных лиц; активное участие в управленческих отношениях граждан и негосударственных организаций; исключительно широкий круг общественных отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти.
Правовая регламентация в этих условиях призвана создать и обеспечить прочный правовой режим, в рамках которого организуется и осуществляется исполнительная деятельность, складываются и развиваются управленческие отношения, определяются обязанности и правомочия их участников. Правовая форма связей в сфере государственного управления является, таким образом, важнейшим условием эффективного функционирования всей его системы.
Отдельные стороны деятельности участников процесса управления испытывают на себе регулятивное воздействие норм различных отраслей российского права (в частности конституционного, муниципального, трудового). Но это воздействие не касается главного: собственно исполнительно-распорядительной деятельности и связанных с нею управленческих отношений.
Такую специальную задачу призвано реализовать административное право - самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой специфический предмет регулирования.
Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью; входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. Предмет административного права - правоотношения в сфере исполнительной власти, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.
Осветить весь комплекс отношений, находящихся в сфере влияния норм административного права, практически невозможно. Неслучайно административное право обладает наиболее обширной из всех отраслей права, плохо поддающейся систематизации и вследствие этого явно недостаточно исследованной особенной частью. Более того, анализ системы административного законодательства также весьма затруднителен, поскольку круг источников административного права определить крайне трудно, а назвать хотя бы их приблизительное число и вовсе не представляется возможным.
Между тем выявление предмета административного права достаточно актуально, поскольку предмет определяет распространение на те или иные отношения административно-правового воздействия, каждое, как мы увидим в дальнейшем, отличается значительным своеобразием и сопряжено с возможностью правомерного ограничения некоторых прав и свобод, закрепленных Конституцией.
Исходя из данного выше наиболее общего предмета административного права можно наметить круг наиболее типичных управленческих отношений, подпадающих под административно-правовое регулирование. В административно-правовой литературе <15> эти отношения группируются по различным основаниям. В частности, привлекает внимание классификация этих отношений, данная Ю.Н. Стариловым.
--------------------------------
<15> См.: Общее административное право: Учеб. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. С. 43; Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2005. С. 10; Советское административное право. Государственное управление и административное право. М.: Юрид. лит., 1978. С. 62.
1. В зависимости от субъектов управленческих отношений он выделяет следующие их виды:
а) между вышестоящими и нижестоящими субъектами исполнительной власти, находящимися на различных организационно-правовых уровнях;
б) между субъектами исполнительной власти, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
в) между органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
г) между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
д) между органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчетность, контроль и надзор), и государственными предприятиями;
е) между органами исполнительной власти и организациями негосударственной формы собственности (общественными, коммерческими, муниципальными);
ж) между исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;
з) между исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;
и) между органами исполнительной власти и гражданами;
к) между исполнительными органами местного самоуправления и гражданами <16>.
--------------------------------
<16> См.: Общее административное право: Учеб. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. С. 43.
2. Применительно к направлениям административной деятельности выделяются следующие группы управленческих отношений:
а) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительного и распорядительного характера;
в) связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
г) связанные с осуществлением юрисдикционной деятельности.
3. По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения:
а) в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
б) в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
в) в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).
4. По областям административной деятельности выделяются управленческие отношения:
а) в области управления экономикой;
б) в области управления социально-культурной деятельностью;
в) в области управления административно-политической деятельностью.
Таковы основные виды общественных отношений, составляющие предмет административного права. Их перечень, доступный в более углубленной классификации, свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных, широких общественных связей.
Обобщая вышесказанное, можно дать определение предмета административного права. Это система общественных отношений, складывающаяся в сфере публичного управления по исполнению законов и подзаконных актов и направленная на достижение социально-полезных целей.
- Административное право
- 1.2. Понятие и сущность государственного управления
- 1.3. Принципы государственного управления
- 1.4. Исполнительная власть и государственное управление:
- Глава 2. Административное право как отрасль права
- 2.1. Предмет административного права
- 2.2. Метод административного права
- 2.3. Система административного права
- 2.4. Место административного права
- Глава 3. Нормы и источники административного права
- 3.1. Понятие и структура норм административного права
- 3.2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3.4. Источники административного права
- Глава 4. Административно-правовые отношения
- 4.1. Понятие административно-правовых отношений
- 4.2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II. Субъекты административного права
- Глава 5. Граждане как субъекты административного права
- 5.1. Основы административно-правового статуса граждан
- 5.2. Права и обязанности граждан
- 5.3. Обеспечение и защита прав, свобод
- 5.4. Особенности правового статуса иностранных граждан
- Глава 6. Президент российской федерации в системе исполнительной власти
- 6.1. Место и роль Президента Российской Федерации
- 6.2. Правовой статус и структура Администрации Президента
- Глава 7. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
- 7.1. Понятие и правовой статус органов
- 7.2. Виды органов исполнительной власти
- 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
- 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
- 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
- 4. По организационно-правовым формам:
- 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
- 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
- 7.3. Правительство Российской Федерации
- 7.4. Федеральные органы исполнительной власти
- 7.5. Органы исполнительной власти
- 7.6. Структура аппарата и штаты государственных органов
- Глава 8. Государственная служба в российской федерации
- 8.1. Понятие и принципы государственной службы
- 2. Законность.
- 3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
- 4. Равный доступ граждан к государственной службе.
- 5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.
- 6. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
- 7. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
- 8. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
- 8.2. Понятие и классификация государственных служащих
- 8.3. Основы общего административно-правового статуса
- Глава 9. Основы государственной гражданской службы российской федерации
- 9.1. Понятие и принципы государственной
- 9.2. Должности государственной гражданской службы
- 9.3. Права и обязанности
- 9.4. Ограничения и запреты
- 9.5. Гарантии государственного гражданского служащего
- 9.6. Порядок поступления на государственную
- 9.7. Система стимулирования и ответственность
- 9.8. Прекращение государственной гражданской службы
- Глава 10. Правоохранительная служба в российской федерации
- 10.1. Понятие и особенности правоохранительной службы
- 10.2. Поступление на правоохранительную службу
- 10.3. Должности правоохранительной службы
- 10.4. Правовой статус работников правоохранительных органов
- 10.5. Дисциплинарная ответственность
- 10.6. Основания и порядок прекращения
- Глава 11. Военная служба
- 11.1. Понятие военной службы
- 11.2. Понятие и виды должностей военной службы
- 11.3. Правовой статус военнослужащих
- 11.4. Прохождение военной службы
- 11.5. Порядок прохождения военной службы военнослужащими
- 11.6. Контракт о прохождении военной службы
- 11.7. Особенности заключения контракта о прохождении
- 11.8. Правовое регулирование социальной защиты
- 11.9. Основы дисциплинарной ответственности
- 11.10. Основания увольнения из Вооруженных Сил рф
- Глава 12. Организации как субъекты административного права
- 12.1. Административно-правовой статус организаций
- 12.2. Общественные объединения как субъекты
- Раздел III. Формы и методы государственного управления
- Глава 13. Формы государственного управления
- 13.1. Понятие и виды форм государственного управления
- 13.2. Акты государственного управления
- 13.3. Виды актов государственного управления
- 13.4. Порядок подготовки, принятия и опубликования актов
- 13.5. Индивидуальные акты государственного управления
- 13.6. Административный договор
- 13.7. Неправовые формы государственного управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и виды методов государственного управления
- 14.2. Убеждение в административном праве
- 14.3. Понятие и особенности разрешительной системы
- 14.4. Административно-правовой режим военного положения
- 14.5. Административно-правовой режим
- 14.6. Режим закрытого административно-территориального
- 14.7. Режим охраны Государственной границы
- Раздел IV. Административное принуждение и административная ответственность
- Глава 15. Административное принуждение
- 15.1. Понятие, сущность и виды
- 15.2. Административный надзор за лицами,
- 15.3. Принудительное лечение лиц,
- Глава 16. Административная ответственность
- 16.1. Понятие административной ответственности
- 16.2. Исторические предпосылки формирования
- Раздел III- Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:
- 16.3. Нормативные основания
- 16.4. Принципы административной ответственности
- 16.5. Административная ответственность юридических лиц
- 16.6. Освобождение от административной ответственности
- 16.7. Административное правонарушение:
- 16.8. Общая характеристика административных наказаний
- 16.9. Назначение административного наказания
- 16.10. Эффективность административных наказаний
- Раздел V. Административный процесс и административное производство
- Глава 17. Административный процесс
- 17.1. Понятие и признаки административного процесса
- 17.2. Принципы, субъекты и содержание
- 17.3. Стадии административного процесса и их характеристика
- Глава 18. Административное производство
- 18.1. Производство по делам
- 18.2. Подведомственность дел
- 18.3. Участники производства по делам
- 18.4. Доказательства по делу
- 18.5. Стадии производства по делу
- 18.6. Понятие дисциплины, дисциплинарной ответственности
- 18.7. Понятие, основания и содержание
- 18.8. Производство по обращениям граждан
- Раздел VI. Обеспечение законности в государственном управлении. Административная юстиция
- Глава 19. Законность в государственном управлении
- 19.1. Понятие и содержание законности
- 19.2. Особенности и способы обеспечения режима законности
- 19.3. Государственный контроль и его виды
- 19.4. Общественный контроль
- 19.5. Административный надзор
- 19.6. Прокурорский надзор
- Глава 20. Административная юстиция
- 20.1. Юридическая характеристика административной юстиции
- 20.2. Административное судопроизводство