9.3. Права и обязанности
государственного гражданского служащего
Общие права государственных гражданских служащих установлены ст. 14Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В юридической литературе существуют различные классификации прав государственного служащего. Так, Д.Н. Бахрах подразделяет все права служащего на служебные и личные.
Служебные связаны с выполнением должностных обязанностей, Д.Н. Бахрах их также называет полномочиями. В ряду служебных полномочий он выделяет общеслужебные, профессиональные, должностные полномочия. Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении премий в продвижении и т.п. <98>.
--------------------------------
<98> Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 237 - 238.
Ю.Н. Старилов выделяет три группы прав государственного служащего: статусные, функциональные, социально-личностные <99>. Представляется, что такое распределение применимо и для прав государственных гражданских служащих, закрепленных Закономо гражданской службе.
--------------------------------
<99> Старилов Ю.Н. Административное право: В 2-х т. Ч. 2. Кн. первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 439.
К первой группеправ государственного гражданского служащего относятся права на:
- ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
- ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами этого дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
- защиту сведений о гражданском служащем;
- должностной рост на конкурсной основе;
- профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным закономи другими федеральными законами;
- проведение по его заявлению служебной проверки;
- рассмотрение индивидуальных служебных споров;
- защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушениях.
Ко второй группеправ государственного гражданского служащего относятся права на:
- обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
- доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
- доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
Третью группуправ государственного гражданского служащего составляют права на:
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков;
- оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
- членство в профессиональном союзе;
- медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным закономо медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
- государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
- государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Перечисленные права государственного гражданского служащего принято считать основными по той причине, что далее они должны быть конкретизированы в служебных контрактах и должностных регламентах.
Служебные права носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей. Должностные обязанности - это функции, которые возлагаются на государственного гражданского служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться <100>.
--------------------------------
<100> Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. С. 9.
Основные обязанности гражданского служащего закреплены в ч. 1 ст. 15Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с этой нормой гражданский служащий обязан:
- соблюдать КонституциюРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на правах собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
- сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о прекращении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным закономи другими федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Законная, инициативная и целесообразная реализация общих, особенных и специальных прав и обязанностей государственных служащих есть основа содержательной характеристики процесса прохождения ими службы <101>.
--------------------------------
<101> Конин Н.М. Административное право. Общая часть. Саратов, 2001. С. 230.
Государственный гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение, а в случае получения от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению государственного гражданского служащего неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В случае если государственный гражданский служащий все же исполняет неправомерное поручение, он будет нести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за совершение данного действия наряду с руководителем, который дал ему это поручение. Можно отметить, что ранее в утратившем силу Федеральном законеот 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" закреплялось, что ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет только подтвердивший это распоряжение руководитель.
- Административное право
- 1.2. Понятие и сущность государственного управления
- 1.3. Принципы государственного управления
- 1.4. Исполнительная власть и государственное управление:
- Глава 2. Административное право как отрасль права
- 2.1. Предмет административного права
- 2.2. Метод административного права
- 2.3. Система административного права
- 2.4. Место административного права
- Глава 3. Нормы и источники административного права
- 3.1. Понятие и структура норм административного права
- 3.2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3.4. Источники административного права
- Глава 4. Административно-правовые отношения
- 4.1. Понятие административно-правовых отношений
- 4.2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II. Субъекты административного права
- Глава 5. Граждане как субъекты административного права
- 5.1. Основы административно-правового статуса граждан
- 5.2. Права и обязанности граждан
- 5.3. Обеспечение и защита прав, свобод
- 5.4. Особенности правового статуса иностранных граждан
- Глава 6. Президент российской федерации в системе исполнительной власти
- 6.1. Место и роль Президента Российской Федерации
- 6.2. Правовой статус и структура Администрации Президента
- Глава 7. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
- 7.1. Понятие и правовой статус органов
- 7.2. Виды органов исполнительной власти
- 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
- 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
- 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
- 4. По организационно-правовым формам:
- 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
- 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
- 7.3. Правительство Российской Федерации
- 7.4. Федеральные органы исполнительной власти
- 7.5. Органы исполнительной власти
- 7.6. Структура аппарата и штаты государственных органов
- Глава 8. Государственная служба в российской федерации
- 8.1. Понятие и принципы государственной службы
- 2. Законность.
- 3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
- 4. Равный доступ граждан к государственной службе.
- 5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.
- 6. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
- 7. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
- 8. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
- 8.2. Понятие и классификация государственных служащих
- 8.3. Основы общего административно-правового статуса
- Глава 9. Основы государственной гражданской службы российской федерации
- 9.1. Понятие и принципы государственной
- 9.2. Должности государственной гражданской службы
- 9.3. Права и обязанности
- 9.4. Ограничения и запреты
- 9.5. Гарантии государственного гражданского служащего
- 9.6. Порядок поступления на государственную
- 9.7. Система стимулирования и ответственность
- 9.8. Прекращение государственной гражданской службы
- Глава 10. Правоохранительная служба в российской федерации
- 10.1. Понятие и особенности правоохранительной службы
- 10.2. Поступление на правоохранительную службу
- 10.3. Должности правоохранительной службы
- 10.4. Правовой статус работников правоохранительных органов
- 10.5. Дисциплинарная ответственность
- 10.6. Основания и порядок прекращения
- Глава 11. Военная служба
- 11.1. Понятие военной службы
- 11.2. Понятие и виды должностей военной службы
- 11.3. Правовой статус военнослужащих
- 11.4. Прохождение военной службы
- 11.5. Порядок прохождения военной службы военнослужащими
- 11.6. Контракт о прохождении военной службы
- 11.7. Особенности заключения контракта о прохождении
- 11.8. Правовое регулирование социальной защиты
- 11.9. Основы дисциплинарной ответственности
- 11.10. Основания увольнения из Вооруженных Сил рф
- Глава 12. Организации как субъекты административного права
- 12.1. Административно-правовой статус организаций
- 12.2. Общественные объединения как субъекты
- Раздел III. Формы и методы государственного управления
- Глава 13. Формы государственного управления
- 13.1. Понятие и виды форм государственного управления
- 13.2. Акты государственного управления
- 13.3. Виды актов государственного управления
- 13.4. Порядок подготовки, принятия и опубликования актов
- 13.5. Индивидуальные акты государственного управления
- 13.6. Административный договор
- 13.7. Неправовые формы государственного управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и виды методов государственного управления
- 14.2. Убеждение в административном праве
- 14.3. Понятие и особенности разрешительной системы
- 14.4. Административно-правовой режим военного положения
- 14.5. Административно-правовой режим
- 14.6. Режим закрытого административно-территориального
- 14.7. Режим охраны Государственной границы
- Раздел IV. Административное принуждение и административная ответственность
- Глава 15. Административное принуждение
- 15.1. Понятие, сущность и виды
- 15.2. Административный надзор за лицами,
- 15.3. Принудительное лечение лиц,
- Глава 16. Административная ответственность
- 16.1. Понятие административной ответственности
- 16.2. Исторические предпосылки формирования
- Раздел III- Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:
- 16.3. Нормативные основания
- 16.4. Принципы административной ответственности
- 16.5. Административная ответственность юридических лиц
- 16.6. Освобождение от административной ответственности
- 16.7. Административное правонарушение:
- 16.8. Общая характеристика административных наказаний
- 16.9. Назначение административного наказания
- 16.10. Эффективность административных наказаний
- Раздел V. Административный процесс и административное производство
- Глава 17. Административный процесс
- 17.1. Понятие и признаки административного процесса
- 17.2. Принципы, субъекты и содержание
- 17.3. Стадии административного процесса и их характеристика
- Глава 18. Административное производство
- 18.1. Производство по делам
- 18.2. Подведомственность дел
- 18.3. Участники производства по делам
- 18.4. Доказательства по делу
- 18.5. Стадии производства по делу
- 18.6. Понятие дисциплины, дисциплинарной ответственности
- 18.7. Понятие, основания и содержание
- 18.8. Производство по обращениям граждан
- Раздел VI. Обеспечение законности в государственном управлении. Административная юстиция
- Глава 19. Законность в государственном управлении
- 19.1. Понятие и содержание законности
- 19.2. Особенности и способы обеспечения режима законности
- 19.3. Государственный контроль и его виды
- 19.4. Общественный контроль
- 19.5. Административный надзор
- 19.6. Прокурорский надзор
- Глава 20. Административная юстиция
- 20.1. Юридическая характеристика административной юстиции
- 20.2. Административное судопроизводство