logo
ПОСОБИЕ ПО ТГП -госы

10. Типология государства: понятие, классификация

Типология есть учение о типах – больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает:

а) исследование оснований деления на типы;

б) характеристику самих типов.

Государство – явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность находить различные подходы к классификации существовавших и существующих государств.

Типология государств – это их специфическая классификация.

В настоящее время типология государств рассматривается в основном с позиции двух подходов, а именно:

1) формационного;

2) цивилизационного.

При формационном подходе основным критерием выступают социально-экономические признаки, свойственные определенной общественно-экономической формации. Соответственно признается, что тип производственных отношений формирует тип государства. При формационном подходе выделяются следующие типы государства:

- рабовладельческий;

- феодальный;

- буржуазный;

- социалистический.

Как видно, всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты. Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государства определенной общественно-экономической формации.

Кратко рассмотрим особенности типов государств.

Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в состоянии глубокой зависимости от феодалов.

Буржуазное государство – политическая организация общества, в котором созданы условия для личной свободы работника, его независимости как личности от капиталиста. В буржуазном государстве на первый план выходит экономическое принуждение к труду.

Социалистическое государство – это, по мнению ученых-марксистов, орудие политической власти трудящихся классов, выражающее интересы трудового народа, обеспечивающего развитие социалистического общества.

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т.п.). В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) ориентация на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную – во всем многообразии общественных связей;

3) определение типа государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными факторами, т.е. расширяет диапазон исследования.

Слабые стороны:

1) множественность оценочных критериев, используемых для соответствующего анализа, предопределяет неопределенность данного подхода, усложняет его практическое использование в научно-исследовательском процессе;

2) недооцениваются социально-экономические факторы;

3) по сути дела эта типология не столько государства, сколько общества.

В целом можно отметить: истина, видимо, состоит в объединении позитивных сторон, свойственных названным подходам, их синтезировании, а не в преувеличении достоинств каждого. Соответственно, можно говорить о взаимной дополняемости названных подходов, их совмещении с учетом названных преимуществ.