logo
ПОСОБИЕ ПО ТГП -госы

7. Государственный орган как важнейший элемент механизма государства: понятие, основные черты, структура

Государственный орган – юридически оформленная, организационно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная властными полномочиями и материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Основные черты (признаки) органа государства

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма, занимая в нем свое специфическое место;

2) состоит из государственных служащих;

3) действует от имени государства и по его поручению;

4) образован и действует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов);

5) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) наделен правом на издание юридических актов (как нормативного, так и правоприменительного (индивидуального) характера);

6) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам, вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

7) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности);

8) располагает необходимыми материальными средствами.

Структура (строение) государственных органов предопределяется их задачами и функциями. В этой связи своей спецификой отличается структура органов законодательной, исполнительной, судебной власти и т.п.

Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться по следующим основаниям:

-по порядку образования – органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

- по форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительные и судебные;

- по способу принятия решений – на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Свердловской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

- по правовым формам деятельности – на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Свердловской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.);

- по характеру компетенции – на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.), и т.п.