logo
ПОСОБИЕ ПО ТГП -госы

5. Общественная власть в первобытном обществе, ее особенности. Социальные нормы первобытного общества

Власть – это возможность определенного лица или социальной инстанции использовать различные средства (силу, авторитет, традиции и др.) с целью оказания определенного воздействия на людей для достижения той или иной цели (координация поведения, обеспечение порядка и др.).

Первобытнообщинный строй был самым длительным – более миллиона лет – этапом истории человечества. Для этого строя были характерны следующие основные черты:

- наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Известно, что в тот период люди, работая совместно, коллективно, не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

- экономическое равенство обусловливало и социальное равенство. Все взрослое население рода – и мужчины, и женщины – имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Власть в догосударственный период являлась необходимой функцией общества того периода времени. Она не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

1) основывалась на кровно-родственных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общность имущества и труда. Соответственно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления;

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности общества. Все функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись членами рода. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Жизнь человека в рассматриваемый период, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между людьми, процедуры разрешения возникающих споров.

Что же представляло собой общественное регулирование в рассматриваемый период времени? Общественное регулирование при первобытно-общинном строе выражалось в решениях общих собраний, в решениях старейшин, и в существовании особых норм – обычаев.

Обычай – это общепринятое неписанное правило поведения, исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного применения.

Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии. Нормы первобытного общества нередко называют мононормами (monos греческ. – «один», «единичный»). Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Содержание мононормы составляли различного рода табу­ – запреты совершать определенные действия, тотемы – обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты – определенные дозволения. К нарушителям применялись определенные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Таким образом, социальными регуляторами в первобытном обществе выступала общественная власть и мононормы, которые и обеспечивали ее целостность.