logo
jur056_2 / Трудовое право_Миронов В

Глава 12 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

§1. ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

ВСФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА

Всоответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: 1) величина МРОТ в Российской Федерации; 2) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; 3) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; 4) ограничение оплаты труда в натуральной форме; 5) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; 6) государственный надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; 7) ответственность работодателя за нарушение норм трудового права в области заработной платы; 8) сроки и очередность выплаты заработной платы. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже 1 МРОТ

(ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

Всоответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. На основании ч. 2 ст. 133 ТК РФ МРОТ в размере прожиточного минимума должен быть обеспечен для бюджетных организаций за счет средств соответствующего бюджета, другими работодателями — за счет собственных средств. Однако в ст. 421 ТК РФ говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ устанавливаются федеральным законом. Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и другие законодательные акты Российской Федерации» размер минимальной заработной платы с 1 сентября 2007 г. определен в 2300 руб. в месяц, что гораздо ниже прожиточного минимума. При этом субъектам РФ, не получающим дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предоставлено право с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений соответствующего субъекта РФ устанавливать более высокий размер минимальной оплаты труда. В ст. 133.1 ТК РФ предусмотрена возможность введения МРОТ не ниже определенного в федеральном законодательстве для бюджетных и иных организаций, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. С учетом