Понятие и виды инвестиций, формы инвестиционных поступлений, правовые режимы инвестирования.
и одна страна в мире, каким бы ни был уровень её экономического развития, не обходится без иностранных инвестиций. Вполне объяснимо, почему Российская федерация нуждается в интенсивном притоке иностранного капитала, без которого она неспособна решить стоящие перед ней экономические задачи и осуществить социально-экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям. В любом государстве, в том числе в РФ, инвестиционный процесс не может развиваться стихийно. Его ход определяется государственной инвестиционной политикой, имеющей два неразрывно связанных между собой аспекта: экономический и правовой. Их взаимосвязь проявляется в том, что экономические решения государство закрепляет в нормативных правовых актах, прежде всего, в федеральных законах. Недостаточность правового регулирования инвестиционного процесса, в том числе с участием иностранного элемента, является наряду с экономическими просчётами тормозом инвестиционного процесса и причиной глубокого и длительного инвестиционного кризиса в РФ. Правовое регулирование отношений с участием иностранных инвесторов также имеет два аспекта: национальный и международный. Основной задачей, решаемой государством на национальном уровне, является выравнивание режимов функционирования отечественных и иностранных инвесторов. Главной целью правового регулирования названных отношений на международном уровне является обеспечение соответствия национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ для более тесного сотрудничества России с другими государствами, с различными международными организациями, для максимальной реализации на внутригосударственном уровне гарантий прав иностранных инвесторов, определения правового режима иностранных инвестиций, установленных нормами международного права. В контрольной работе вопросу правового регулирования инвестиционной деятельности выделен первый раздел. На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Понятие, виды иностранных инвестиций, их роль в экономике страны рассмотрены во втором разделе контрольной работы. Целью данной работы является комплексное исследование правовых основ иностранного инвестирования в России, проведение анализа проблем правового обеспечения гарантий прав иностранных инвесторов и правовых режимов иностранных инвестиций, выявление сферы применения их в Российской Федерации, а так же оценка роли иностранных инвестиций в экономику страны. В контрольной работе я попыталась сделать анализ иностранных инвестиций в России. Я рассмотрела динамику иностранных инвестиций, их основные виды, а так же региональное распределение иностранных инвестиций на примере Архангельской области, состояние инвестиционного климата и другие аспекты, связанные с иностранными инвестициями в Российской экономике. I. Правовые основы иностранных инвестиций. Понятие иностранного инвестора в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» В настоящее время на регулирование института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское законодательство, налоговое законодательство. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп. от 8 декабря 2003 года) (далее по тексту – Закон об иностранных инвестициях; Закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Как закреплено в п.1 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях, данный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Закон содержит ряд важных гарантий для иностранных инвесторов: - гарантия возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, - гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, - гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, - гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции, - гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, а также гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество Наиболее интересной представляется гарантия, закрепленная в статье 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях»: - гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации. Суть ее сводится к тому, что в случае, если в РФ принимаются новые нормативно-правовые акты, ухудшающие положение иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющей реализацию приоритетных инвестиционных проектов, то такие изменения не применяются к этим организациям в течение срока окупаемости инвестиционного проекта. (Но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций) Из других нормативно-правовых актов порядок осуществления инвестиций также определен ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности: - Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г.); - Приказ ЦБР от 23 апреля 1997 г. №02-195 «О введении в действие Положения «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» (с изм. и доп. от 22, 24 июня 1999 г., 20 марта, 4 ноября 2002 г.); а также законодательством Российской Федерации о страховании: - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г.)[1]. Не распространяется Закон об иностранных инвестициях также на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. И, прежде всего, Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)[2]. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. В соответствии с ним понятие иностранный инвестор это - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами; Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В Российской Федерации иностранные инвесторы могут осуществлять деятельность путем: 1. открытия филиала или представительства иностранного юридического лица, 2. создание юридического лица по законодательству РФ, которое либо полностью, либо частично принадлежит иностранному инвестору, 3. действий исключительно в качестве инвестора на основе инвестиционного контракта или договора о совместной деятельности. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица. При этом цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация несет полную имущественную ответственность по обязательствам филиала. Порядок и особенности открытия и аккредитации иностранных филиалов и представительств определен в ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Однако стоит отметить, что на практике иностранные юридические лица часто предпочитают открывать представительства, а не филиалы т.к. только представительства наделены рядом важных привилегий, в том числе и налоговых. В случае создания иностранными инвесторами юридического лица по законодательству РФ российское законодательство признает и закрепляет следующие основные виды коммерческих юридических лиц: 1) общество с ограниченной ответственностью; 2) акционерное общество; 3) полное товарищество; 4) коммандитное товарищество; 5) общество с дополнительной ответственностью. По первым двум приняты специальные Федеральные Законы, определяющие порядок их создания, деятельности и ликвидации. Коммерческая организация может полностью принадлежать иностранному инвестору, а может быть лишь с его долевым участием. Именно со дня государственной регистрации вхождения иностранного инвестора в коммерческую организацию, такая организация начинает пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными российским законодательством для иностранных инвесторов. В случае действия иностранного инвестора исключительно в качестве инвестора его деятельность будет регулироваться Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях». Он закрепляет, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. II. Иностранные инвестиции: понятие, виды. Роль в экономике страны 1. Иностранные инвестиции: понятие, виды, инвестиционный климат. Преимущества иностранных инвестиций Иностранные инвестиции представляют собой долгосрочные капиталовложения, осуществляемые зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики государства. Объем иностранных инвестиций зависит от привлекательности объекта инвестирования или о привлекательности так называемого «инвестиционного климата» того или иного государства. Инвестиционный климат представляет собой определенную среду, в которой осуществляются инвестиционные процессы, формирующуюся под влиянием экономических, политических, социальных, юридических и т.п. факторов, которые, в свою очередь, определяют условия инвестиционной деятельности и уровень риска инвестиций в том или ином регионе. Благоприятным является инвестиционный климат, который будет способствовать притоку капитала и активной деятельности инвесторов. Ну и соответственно, если инвестиционный климат в государстве препятствует эффективному развитию инвестиционной деятельности и приводит к утечке капитала, то он будет признан неблагоприятным. Инвестиционный климат того или иного государства непосредственным образом влияет на объемы иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, являются одним из показателей, указывающих на степень интеграции государства в мировое сообщество. Чем больше иностранных инвестиций поступает в государство, тем более тесно оно связано с глобальной экономической системой и тем более надежным партнером оно может быть признано со стороны других государств. Привлекательность (и доходность) иностранных инвестиций зачастую связана с возможностью использования более дешевой рабочей силы (если объектом инвестирования выступает государство с более низким уровнем жизни населения) и с возможностью приобретения более дешевых ресурсов, производственного сырья. Привлечение иностранных инвестиций играет двоякую роль в национальной экономике. С одной стороны, иностранные инвестиции дают своеобразный толчок национальной экономике, связанный с увеличением технологических и производственных возможностей государства, со снижением проблемы безработицы в стране. С другой стороны, иностранные инвестиции препятствуют развитию национальной экономики в глобальной перспективе. Это связано с тем, что основную часть дохода от таких инвестиций, разумеется, получают иностранные инвесторы (будь то частные лица или же целые государства). Решается проблема безработицы, однако нанятые сотрудники работают в интересах, прежде всего, иностранных инвесторов, а не собственного государства; внедряются различные технологические разработки, однако их использование также, прежде всего, связано с получением прибыли иностранным инвестором, а не государством, на территории которого функционирует производство, и т.п. Поэтому для успешного функционирования национальной экономики необходимо соблюдение разумного баланса между ввозом и вывозом капитала (в различных его формах) – для того, чтобы международное экономическое сотрудничество было взаимовыгодным обеим сторонам и не превращалось в экономическую экспансию одного государства другим. Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать: 1.международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности; 2. получение зарубежных кредитов; 3. получение иностранного оборудования на основе лизинга; 4. получение кредитов на компенсационной основе; 5. привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций; 6. создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; 7. сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица; 8. привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции; 9.создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории. Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
- 1.1. Понятие и предмет международного частного права
- 1.2. Место международного частного права в системе права
- 1.3. Нормативная структура международного частного права
- 1.4. Методы регулирования в международном частном праве
- Унификация и гармонизация международного частного права.
- О унидруа
- Структура
- Законодательная политика Правовая природа инструментов унидруа
- Технический подход к гармонизации или унификации
- Факторы, которые определяют выбор предмета регулирования
- Lex fori — закон суда
- Статус шенгенской зоны.
- Зона Шенген, список государств:
- Зона Шенген может расшириться в ближайшее время
- Модифицированные теории определения личного закона юридического лица
- Транснациональные корпорации
- § 2. Иммунитет государства и его виды
- Концепция функционального государственного иммунитета-
- Эмфитевзис.
- Узуфрукт.
- Сервитуты.
- Ограниченные вещные права в аспекте сравнительного правоведения.
- Основные особенности вещного права в гражданском законодательстве зарубежных стран.
- Имущественные права особых морских пространств и ресурсов Каспийского, Азовского морей
- 1. Функциональные направления национальной морской политики
- Морские перевозки
- Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана
- Совершенствование научной деятельности
- Осуществление военно-морской деятельности
- 2. Региональные направления национальной морской политики
- Атлантическое региональное направление
- Арктическое региональное направление
- Понятие и виды инвестиций, формы инвестиционных поступлений, правовые режимы инвестирования.
- Свободные экономические зоны. Оффшоры.
- § 726. Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс).
- Понятие международного гражданского процесса, виды международной подсудности.
- Процессуальное положение иностранных граждан и организаций в рф.
- Выполнение судебных поручений и других видов правовой помощи на территории иностранного государства.
- Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений.
- Понятие и виды международного коммерческого арбитража, компетенция и порядок деятельности.
- Арбитражное соглашение: понятие, содержание и формы.
- Признание и исполнение решений иностранных арбитражных судов.
- 1. Признание и принудительное исполнение решений иностранных судов на территории Российской Федерации
- 2. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда
- 3. Решения иностранных судов, не требующие принудительного исполнения
- Международный коммерческий арбитраж в рф.
- Коллизионные вопросы регулирования внешнеэкономических сделок.
- Поправка Джексона-Веника.
- Конвенция оон о договорах международной купли-продажи товаров (Вена 1980 год).
- Часть II регламентирует вопросы заключения контракта, определяет понятия оферты и акцепта.
- Часть III разделена на следующие главы:
- Конвенция оон об исковой давности 1974 года.
- Срок исковой давности и начало его течения
- Перерыв и продление срока исковой давности
- Изменение срока исковой давности
- Общее ограничение срока исковой давности
- Последствия истечения срока исковой давности
- Исчисление срока
- Экстерриториальный эффект
- Часть II. Обеспечение применения
- Часть III. Заявления и оговорки
- Часть IV. Заключительные положения
- Протокол об изменении конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (вена, 1980 г.) государства - участники настоящего протокола,
- [Править]Ссылки
- Особенности применения торговых обычаев и обыкновений в зарубежных странах.
- Инкотермс.
- Инкотнрмс 2010. Правила вступают в действие с 01 января 2011 года
- Факторинг.
- Лизинг.
- Понятие и содержание международных расчетных отношений.
- Аккредетив
- Вольфсбергская группа. Вольфсбергские принцип
- Базельский комитет
- Понятие и виды международных перевозок.
- 2. Виды международных перевозок
- 2.1 Международные морские перевозки
- 2.2 Международные воздушные перевозки
- Деликтные обязательства в мчп.
- Коллизионные принципы в области международных трудовых отношений.
- Правовое регулирование брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементов, в рф.
- . Основные возможные формы признания семейных союзов.
- Сравнительная характеристика оснований развода по законодательству зарубежных стран.
- ЗаконодательстВо сша
- Регулирование наследственных отношений в рамках различных правовых систем.
- Особенности наследственного права мусульман.
- Регулирование наследственных отношений в международном частном праве
- Международно-правовое регулирование авторских прав.
- Сингапурский договор о законах по товарным знакам Знаки, к которым применяется Договор
- Международно-правовая охрана промышленной собственности.
- Соглашение трипс.
- Договор о патентной кооперации (pct)
- Конвенционный приоритет.
- Выставочный приоритет.
- Патентные тролли.
- Киберксквотинг и его виды.
- Механизм кросс-репрессалий.
- [Править]Раннее средневековье
- [Править]Классический период
- Договоры воис в области Интернета.