logo
vop_ekz_MChP

Понятие и виды международного коммерческого арбитража, компетенция и порядок деятельности.

предпочтительность разрешения международных коммерческих споров посредством международного арбитража на сегодняшний день почти ни у кого в мире не вызывает сомнений. Даже в тех регионах мира, где признание международного арбитража долгое время практически отсутствовало — например, в некоторых странах Латинской Америки («Доктрина Кальво»), произошли радикальные изменения в этой области, в результате чего там были приняты современные законы об арбитраже и эти страны подписали Нью-Йоркскую конвенцию 1958 года.    Каковы же преимущества международного коммерческого арбитража?    Стороны, выбирая арбитраж, могут так организовать проведение судебного разбирательства, что оно будет оптимально соответствовать международному характеру спора. При этом стороны могут заранее определить наиболее важные черты процедуры разрешения спора в отношении:    - места проведения арбитражного разбирательства;    - языка арбитражного разбирательства;    - правил арбитражного разбирательства;    - количества арбитров и их квалификации;    - права (или норм права), применимого к арбитражному разбирательству.    Таким образом, международный коммерческий арбитраж — это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, то есть формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. В этом смысле можно утверждать, что арбитраж является институтом, существенно отличающимся от института государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, то есть вытекающих из гражданско-правовых и главным образом торговых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент» в той или иной форме.    В науке международного частного права достаточно долго велись дискуссии о юридической природе арбитража и его месте в системе юрисдикционных органов. Проанализировав высказанные различными учеными мысли по данному вопросу, Н. Ерпылева выделила три основные точки зрения.    1) Договорная концепция юридической природы арбитража в качестве главного аргумента приводит утверждение о том, что арбитражное соглашение, лежащее в основе передачи спора на разрешение в арбитраж, представляет собой обычный гражданско-правовой договор. Предметом такого договора выступает выбор сторонами вида арбитража, времени и места проведения арбитражного разбирательства, определение самой процедуры арбитражного разбирательства и материального права, подлежащего применению арбитрами. В силу того, что в основе арбитражного соглашения лежит воля сторон передать спор на разрешение в арбитраж, договорный характер такого соглашения определяет договорную природу самого арбитража. Признание арбитражного соглашения в качестве гражданско-правового договора, содержащего элементы материального характера и регулируемого материальным правом, позволяет утверждать о возможности постановки коллизионной проблемы (например, по вопросам о форме арбитражного соглашения, основаниях его недействительности, правосубъектности сторон такого соглашения), что создает предпосылки для применения иностранного права.    2) Процессуальная концепция предполагает признание арбитража в качестве особой формы правосудия, осуществляемого от имени государства. Арбитражное соглашение в этом контексте рассматривается лишь как соглашение процессуального характера, основной целью которого является исключение юрисдикции государственного суда. Элемент государственности сторонники данной концепции видят в том, что ряд вопросов арбитражного процесса может быть разрешен только при участии государственных судебных органов. К их числу относятся вопросы, связанные с признанием арбитражного соглашения юридически действительным, с определением компетенции арбитража, с осуществлением признания и исполнения арбитражного решения. При решении этих вопросов будет применяться право того государства, на территории которого происходит арбитражное разбирательство или к суду которого сделаны соответствующие обращения. На практике такая квалификация вышеупомянутых действий в качестве процессуальных влечет за собой невозможность применения иностранного права и, следовательно, применение лишь соответствующего внутригосударственного (национального) права, что исключает постановку коллизионной проблемы.    3) Смешанная концепция сочетает в себе основные положения двух предыдущих концепций и рассматривает арбитраж как самостоятельный институт, включающий в себя и материально-правовые, и процессуально-правовые элементы. Такой подход позволяет обеспечить применение не только собственного права того государства, где происходит арбитражное разбирательство, но и соответствующего иностранного права, к которому отсылает применяемая коллизионно-правовая норма. В этом случае можно говорить о ситуации расщепления коллизионных привязок, когда к единому арбитражному соглашению будет применяться комплекс коллизионных норм в отношении формы соглашения или других условий его действительности, правосубъектности сторон и т. д. В то же время вопросы взаимоотношений арбитража и государственного суда (например, допустимость спора в качестве предмета арбитражного разбирательства, принятие обеспечительных мер, приведение в исполнение арбитражного решения) будут разрешаться на основании процессуального права того государства, на территории которого имеет место арбитражное разбирательство, или того государства, где испрашивается исполнение арбитражного решения.В силу того, что международный коммерческий арбитраж является важнейшим институтом международного част- ного права, общие положения международного частного права об источниках правового регулирования применимы и к арбитражу. Основными источниками права, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража, выступают международные договоры и внутригосударственное (национальное) законодательство. Международные договоры представлены целым рядом документов как универсального, так и регионального характера. К их числу относятся:     • Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, носящая универсальный характер и объединяющая в числе участников свыше 120 государств;    • Европейская конвенция 1961 г. о международном коммерческом арбитраже, широко известная в российской юридической литературе как Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже;    • Европейская конвенция 1966 г., устанавливающая Единообразный закон об арбитраже, принятая и действующая в рамках Совета Европы ;    • Межамериканская конвенция 1975 г. о международном коммерческом арбитраже, действующая в большой группе латиноамериканских государств, и целый ряд других конвенций.    Национальное законодательство представлено внутригосударственными актами (обычно законами) о международном коммерческом арбитраже. В России в настоящее время существует и применяется Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. (далее — Закон РФ).    Наиболее существенным аспектом юридической природы арбитража выступает его негосударственный характер, что позволяет отличить его от государственного суда. Арбитраж    — это третейский суд, компетентный рассматривать спор только в случае наличия арбитражного соглашения между спорящими сторонами, то есть в случае явно выраженного согласия обеих сторон. Суд — это орган судебной системы государства, наделяемый компетенцией в силу прямого указания национального права, а не в силу соглашения сторон. Особенно рельефно различие в юридической природе этих юрисдикционных органов проявляется в тех случаях, когда согласительного характера арбитража недостаточно для решения отдельных процессуальных вопросов. В этом случае налицо прямая зависимость арбитража от государственного суда, которая выражается в законодательном закреплении за арбитражем права обращаться к суду в определенных ситуациях.     Следует согласиться с выводом Н. Ерпылевой, что государственный суд и коммерческий арбитраж представляют собой самостоятельные юрисдикционные органы, имеющие различную юридическую природу. На практике это различие проявляется в том, что целый ряд вопросов процессуального характера, возникающих в ходе арбитражного разбирательства, может быть разрешен при непосредственном участии государственного суда с использованием его властных полномочий.    Существует два вида международного коммерческого арбитража: институционный и изолированный. Институционный арбитраж является постоянно действующим органом, созданным, как правило, при торговой палате, торговопромышленном союзе или ассоциации. В основе его создания лежит учредительный документ — устав, статут или положение, которые и определяют правовой статус арбитража, его внутриорганизационную структуру, механизм функционирования, состав и компетенцию. Порядок рассмотрения споров закрепляется в арбитражном регламенте, представляющем собой правила процедуры данного институционного арбитража. Изолированный арбитраж (арбитраж ad hoc) создается только лишь для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование. Правовой статус изолированного арбитража целиком и полностью основывается на арбитражном соглашении спорящих сторон, которые сами определяют правила процедуры рассмотрения спора в таком арбитраже. Обычно это делается путем прямой отсылки к уже существующим международным документам рекомендательного характера — Арбитражному регламенту ЕЭК ООН 1966 г. и Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ 1976 г.    Признанными центрами международного коммерческого арбитража в мире являются Международный арбитражный суд Международной торговой палаты, Арбитражный институт при Стокгольмской Торговой палате, а также Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. Эти арбитражи являются институционными.    Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (International Court of Arbitration, International Chamber of Commerce) является арбитражным органом при Международной Торговой палате (Франция) и функционирует с 1923 г.Арбитражный институт при Стокгольмской Торговой палате (Arbitration Institute, Stockholm Chamber of Commerce) является арбитражным органом при Стокгольмской Торговой палате (Швеция) и функционирует с 1917 г.     Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, который в 2002 году отметил свое 70-летие. Был создан как постоянно действующий арбитражный институт — Внешнеторговая арбитражная комиссия при Всесоюзной торговой палате (ВТАК). Немаловажную роль в признании ВТАК как у нас в стране, так и за рубежом арбитражным институтом, заслуживающим высокого доверия, сыграло то обстоятельство, что в его состав входили ведущие специалисты в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности, представители юридической науки и практики: М.М. Агарков, Г.В. Амфитеатров, И.С. Перетерский и др. Среди возглавлявших ее в разные - годы специалистов были: Д.М. Генкин, С.Н. Братусь, В.С. Поздняков и др. (в настоящее время Председателем МКАС является проф. А.С. Комаров). ВТАК принимала решения на основании соответствующих норм иностранного материального права, учитывала также международные обычаи и коммерческую практику. Высокий профессионализм судей ВТАК вывел ее в число одной из лучших организаций подобного рода (например, в судебной практике США имел место прецедент, когда суд признал соглашение о передаче спора на разрешение ВТАК даже несмотря на то, что такое соглашение было заключено между двумя зарегистрированными в США фирмами). Необходимо отметить, что и в настоящее время МКАС при ТПП подсудны споры, даже если обе стороны находятся за пределами РФ. Более подробно деятельность МКАС при ТПП РФ будет рассмотрена ниже.