29. Стандартизация на уровне вто, тс и др наднациональных образований
Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.
Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.
К международной системе стандартизации относится большой ряд организаций, разных по назначению, принципам функционирования, сферам деятельности. Для целей анализа этой системы, введем следующую классификацию входящих в ее состав организаций:
К официальным организациям в международной системе стандартизации относятся:
1) ISO (International Organization for Standardization - Международная организация стандартизации, http://www.iso.ch/).
2) IEC (International Electrotechnical Commision - Международная электротехническая комиссия, http://www.iec.ch/).
3) ITU (International Telecommunication Union - Международный союз по телекоммуникации, http://www.itu.int/).
Именно эти организации обладают признанными всеми странами полномочиями издавать международные стандарты, называемые также стандартами де-юре или формальными стандартами. Таким образом, формальными стандартами являются международные стандарты ISO, IEC и рекомендации ITU.
Как будет показано ниже, эти организации в своей деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом посредством организационных и процедурных механизмов, что в значительной мере обеспечивает целостность и гармонизированность разрабатываемых ими стандартов. Именно, благодаря тому, что формальные стандарты разрабатываются и сопровождаются на хорошо регламентированной систематической основе, об их совокупности можно говорить как о системе международных стандартов.
Региональные организации стандартизации
К региональным относятся организации, представляющие в глобальном процессе стандартизации ИТ интересы крупных регионов или континентов.
Например, по европейским законам в качестве официальных европейских организаций стандартизации ИТ признаются:
1) CEN (the European Committee for Standardization - www.cenorm.be) - европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий, в том числе, связанных с областью ИТ.
2) CENELEC (the European Committee for Electrotechnical Standardization - www.cenelec.be) - европейский комитет стандартизации решений в электротехнике, в частности, стандартизации коммуникационных кабелей, волоконной оптики и электронных приборов.
3) ETSI (European Telecommunications Standards Institute - www.etsi.org) - европейский институт стандартизации в области сетевой инфраструктуры.
Цель образования этих организаций состояла в том, чтобы способствовать развитию процесса стандартизации в Европе, сотрудничеству с другими международными организациями стандартизации, проведению учитывающей европейские интересы технической политики в международной стандартизации, обеспечению нормативной базы для создания (в 1992 г.) и эффективного функционирования общеевропейского рынка.
Международная организация ISO.
Основная цель организации ISO - содействие международному обмену товарами и услугами, а также сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.
Деятельность ISO связана со стандартизацией обширного спектра товаров, технологий и услуг различных областей, включая: текстильную промышленность, обработку информации, телекоммуникацию, производство и использование энергии, кораблестроение, банковские и финансовые услуги, защиту окружающей среды, здравоохранение и безопасность, образование и пр.
Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены исключением из ее поля деятельности двух важных отраслей - телекоммуникационной, а также электротехнической и электронной отраслей, так как для этих направлений уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC, соответственно. Однако в последствие у этих трех организаций развился значительный совместный интерес, связанный со стандартизацией технологий информационной индустрии. Исключение коллизий в деятельности организаций международной стандартизации там, где их интересы пеерсекались, решалось с помощью создания совместного комитета (например, JTC1) или рабочих групп.
Официальное название ISO это - International Organization for Standardization. "ISO" не является аббревиатурой официального названия организации, а слово, которое служит еще одним ее названием. Это слово происходит от греческого слова "isos", которое означает "равный" (equal), т.е. равный стандарту.
Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации.
К ее важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования и многое другое.
Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации.
|Машиностроение |29 % |
|Химия |13 % |
|Неметаллические материалы |12 % |
|Руды и металлы |9 % |
|Информационная техника |8 % |
|Сельское хозяйство |8 % |
|Строительство |4 % |
|Специальная техника |3 % |
|Охрана здоровья и медицина |3 % |
|Основополагающие стандарты |3 % |
|Окружающая среда |3 % |
|Упаковка и транспортировка товаров |2 % |
Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. — это объекты совместных разработок ИСО/МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов.
При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.
Таможенный союз
С 1 января 2012 года в России, Белоруссии и Казахстане отменяются национальные технические регламенты. Вместо них начали действовать нормативы Таможенного союза. Такой договоренности достигли члены Таможенного союза. Основой для разработки наднациональных стандартов стали технические регламенты стран, входящих в Единое экономическое пространство. Как будут называться новые документы, определит Комиссия Таможенного союза, при этом планируется привлечь к обсуждению проекта предпринимателей. Стоящая задача перед Комиссией ТС весьма не простая. Многие национальные стандарты разработаны с учетом территориальных особенностей стран. Так, например, «строительный» техрегламент Казахстана учитывает тот факт, что часть территории страны признана сейсмически активной, а для Белоруссии это не актуально. Кроме того, следует иметь в виду влияние местных отраслевых лоббистов при принятии стандартов. Например, в России действует молочный техрегламент, запрещающий использовать в производстве молока порошковые ингредиенты, а в Белоруссии разрешается использовать сухое молоко. Для увязки все разногласий по «союзным» стандартам Комиссии Таможенного союза дано чуть более года.
НО – стандартизация происходит также и на уровне Евразэс. До 1 января 2013 года необходимо ввести новые унифицированные стандарты на, например, соковую продукцию, безопасность игрушек, масложировую продукцию и т.д.
В Евразэс – Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргыстан, Таджикистан, Узбекистан. Молдова, Украина и Армения – статус наблюдателей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Понятие пп
- 2. Предмет
- 3. Методы пп
- 4. Источники пп
- 5. Понятие пд. Соотношение пд, экономической, хозяйственной и коммерческой (торговой) деятельности
- 6. Основные подходы к пп в современной правовой науке. Крупнейшие школы пп.
- 7. Дуализм права и дуализм частного права: зарубежный и российский опыт
- 8. Принципы пп
- 9. Понятие субъекта пд. Правосубъектность и компетенция субъекта пп
- 10. Виды s пп
- 11. Ответственность s пп
- 12. Уставный капитал в хозяйственных обществах: порядок формирования и правовой режим
- 13. Режим денежных средств предприятия
- 14. Правовой режим персональных данных в пд
- 15. Правовой режим коммерческой тайны
- 16. Способы и порядок создания s пп
- 17. Государственная регистрация юр лиц и ип
- 18. Слияние юридических лиц как форма реорганизации
- 19. Ликвидация юр лица. Прекращение статуса ип
- 20. Печати юр лица и ип
- 21. Статус единоличного исполнительного органа юр лица
- 22. Компетенция общего собрания акционеров (участников) общества и правовая природа его решений
- 23. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
- 24. Совершение сделок от имени должника в ходе процедур банкротства
- 25. Порядок удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности
- 26. Лицензирование в пд
- 27. Саморегулирование пд
- 28. Техническое регулирование пд
- 29. Стандартизация на уровне вто, тс и др наднациональных образований
- 30. Государственный и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Права лиц при осуществлении контроля
- 31. Понятие и виды предпринимательских договоров
- 32. Порядок заключения предпринимательских договоров
- 33. Типовые договорные конструкции
- 34. Заключение договоров в сети Интернет
- 35. Организационные договоры в пд
- 36. Медиация… Статус медиаторов. Медиативное соглашение
- 37. Понятие и признаки конкуренции
- 38. Добросовестная и недобросовестная конкуренция
- 39. Контроль за экономической концентрацией
- 40. Антимонопольные требования к торгам
- 41. Государственные и муниципальные преференции
- 42. Понятие рекламы и рекламной деятельности. Общие требования к рекламе
- 43. Недобросовестная и недостоверная реклама
- 44. Особенности отдельных способов распространения рекламы
- 45. Особенности рекламы отдельных видов товаров
- 46. Госконтроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства рф о рекламе
- 47. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- 48. Виды и существенные условия предпринимательских договоров, связанные с оказанием услуг по страхованию
- 49. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма
- 50. Правовое обеспечение инновационной деятельности. Понятие инноваций и инновационной деятельности
- 51. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (субъекты, источники, основные договоры)
- 52. Понятие и субъекты правовой работы
- 53. Функции юридической службы и формы правовой работы. Юридические заключения как форма правовой работы: порядок составления и требования к содержанию
- 54. Понятие и признаки приватизации государственного и муниципального имущества, этапы приватизации
- 55. Способы приватизации гос и мун имущества
- 56. Особенности приватизации отдельных видов имущества
- 57. Выкуп субъектами малого предпринимательства арендуемых помещений
- 58. Заключение договоров на право владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом
- 59. Понятие аудиторской деятельности, ее субъекты. Виды аудита
- 60. Понятие торговой деятельности. Оптовая и розничная торговля
- 61. Понятие и виды торговых объектов. Торговые сети
- 62. Особенности размещения нестационарных торговых объектов. Требования к организации выставок и ярмарок и продажи товаров на них.
- 63. Понятие и стадии договорной работы
- 64. Понятие государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений
- 65. Способы размещения государственных и муниципальных заказов, заказов бюджетных учреждений
- 66. Особенности открытого аукциона в электронной форме как способа размещения заказа
- 67. Государственные и муниципальные контракты: правовая природа и особенности заключения
- 68. Закупки отдельными видами юридических лиц: нормативное и локальное регулирование. Понятие «тендер». Запрос предложений как способ закупки. Конкурентные переговоры как способ закупки.