logo search
Vse_vmeste_MChP

Вопрос 9. Понятие, цели и значение унификации правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом. Формы и виды унификации.

Понятие, цели и значение унификации правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом.

Унификация (унифицировать — «делать единым, приводить к единообразию») права — это создание одинаковых, единооб­разных национально-правовых норм. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства, единственным способом создания унифицированных норм яв­ляется сотрудничество государств по выработке одинаковых правил в сфере международных частных отношений. В зависимости от субъектного состава лиц, разрабатывающих эти правила, раз­личают официальную (межгосударственную) и неофициальную (проведенную иными участниками международных отношений) унификацию. Официальная и неофициальная унификация вклю­чает международный и национальный этап создания междуна­родной правовой нормы.

На первом этапе создается комплекс правовых норм в форме проекта международного договора или международной рекомен­дации. В таком проекте содержатся унифицирующие нормы. Лишь после восприятия таких норм национальными правовыми системами они становятся унифицированными нормами. Унифи­цированные нормы вводятся в действие различными способами: а) через заключение международного договора; б) через приме­нение на практике этих норм сторонами международных обяза­тельств (контрактов) и судьями национальных судов.

Унифицированные нормы навсегда сохраняют свое междуна­родно-правовое происхождение: они единообразно формулируются и применяются в тех государствах, которые их восприняли. Как правило, за единообразное применение унифицирующих норм отвечают те международные организации (межправитель­ственные и неправительственные), которые их разработали. На­пример, за применением Конвенции о международной купли-продажи товаров (1980) наблюдают органы ЮНСИТРАЛ, соби­рающие и обобщающие практику ее использования в различных странах.

В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, — Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и др. Эти организации проводят большую работу по унификации законодательства в сфере МЧП. В рамках этих организаций заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственно го сотрудничества по частноправовым вопросам. Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеют комплексный нормативный характер — представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение, а коллизионный метод играет роль общесубсидиарного (дополнительного) начала и средства восполнения пробелов в праве.

К числу документов универсального характера относятся Принципы международных коммерческих договоров, разработанные и принятые в 1994 г. УНИДРУА, участником которого является Россия. Текст Принципов УНИДРУА сопровождается комментарием, призванным способствовать их пониманию. Принципы действуют исключительно в отношении международных торговых контрактов и представляют собой автономную, не связанную с каким-либо национальным правом систему. Наряду с другими аналогичными документами они призваны обеспечить переход к такому положению, когда в области регулирования торговых сделок национальное право вообще не будет применяться. В 2004 г. была принята новая редакция Принципов УНИДРУА.

Можно привести и другой пример, подтверждающий наличие такой тенденции в ЕС. В 1995 г. на региональном уровне комиссией под председательством О. Ландо (Дания) была принята первая часть Принципов европейского договорного права, в 1996 г. завершены работы над второй их частью. Имеется дополненная и пересмотренная в 1998 г. версия. Эти Принципы предполагается включить в Европейский гражданский кодекс, непосредственная работа над которым началась с октября 1990 г. В 2003 г. Европейской комиссией был подготовлен специальный план мероприятий по разработке европейского договорного права.

Унификация материально-правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций. Унификация права представляет собой процесс создания единообразных, одинаковых норм национального права разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главной особенностью унификации права является то, что она происходит одновременно в двух различных правовых системах — в международном нраве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить и как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств. Унификация права — это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы именно в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты международного частного права. Ее основные итоги — выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договору международной купли- продажи товаров, 1986 г.), единообразных материальных норм (Оттавские конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге, 1988 г.), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы — Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках, 1980 г.).

Отдельные области отношений с иностранным элементом требуют применения специальных методов регулирования. Это, прежде всего, относится к сфере внешнеэкономической деятельности. Интересы международной торговли, процесс международного разделения труда, интернационализация хозяйственной жизни породили особый инструмент правового регулирования — «lex mercatoria» (смысловой перевод — международное коммерческое право, транснациональное торговое право, право международного сообщества коммерсантов и т.д.). Международное коммерческое право — относительно новый, специфический институт современного между народного права. Его принято определять как «мягкое, гибкое право», систему негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности. Нормативная основа этой системы — резолюции-рекомендации международных организаций.

Несмотря на масштабные процессы унификации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Даже в современном мире государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием государств (компенсационные соглашения — концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, сервисные соглашения, от ношения с иностранными инвесторами). В целях устранения наиболее острых противоречий в области развития внешнеэкономической деятельности создана целая система международных правоприменительных органов по рассмотрению споров в данной сфере — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при Международной торговой палате. Следовательно, к области международного частного права должны быть отнесены нормы, унифицированные путем заключения международных соглашений.

Формы унификации.

1. Основной правовой формой достижения унификации в международном частном праве было и остается заключение международных договоров, содержащих унифицированные нормы об институтах, используемых при установлении международных экономических и культурных связей.

2. Другая правовая форма унификации заключается в принятии рядом государств примерных (типовых) законов, выработанных специально созданными для этого органами или же в порядке заключения международного договора.

3. Унификация норм в международном частном праве также может достигаться посредством применения международных торговых обычаев и обыкновений.

Виды унификации.

  1. Унификация может быть глобальной (универсальной) и местной, или региональной.

  2. Процесс выработки единообразных норм может различаться также по своим масштабам – от разработки какой-либо одной нормы до единообразного урегулирования целых правовых институтов (например, купли-продажи в международном обороте), подотраслей и даже целых отраслей частного права, например патентного права.

  3. Унификация коллизионного права и унификация материального частного права + смешанная унификация.

  4. По предмету: унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного.