logo
Vse_vmeste_MChP

Вопрос 42: Понятие и объем «обязательственного статута». Проблема «расщепления обязательственного статута».

Под обязательственным статутом в МЧП понимается право, подлежащее применению к обязательственным отношениям, возникающим как в силу односторонних сделок, так и в силу заключенных сторонами договоров.

Если стороны выбрали право, подлежащее применению к договору (на основании принципа автономии воли), или же при отсутствии выбора сторонами такое право определено судом или иным органом путем использования коллизионных норм, то тем самым установлен "обязательственный статут".

Однако мало установить обязательственный статут, надо определить сферу его применения. Ранее в России этот вопрос не был определен законом. В части третьей ГК РФ впервые в законодательстве РФ этот пробел восполнен. Приведем текст статьи 1215.

"Правом, подлежащим применению к договору определяются, в частности:

1) толкование договора;

2) права и обязанности сторон договора;

3) исполнение договора;

4) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

5) прекращение договора;

6) последствия недействительности договора".

Из текста ст. 1215 следует сделать следующие выводы.

Во-первых, приведенный перечень не является исчерпывающим, а примерным, практика показала, что возникают и другие вопросы, которые могут быть решены на основе этого статута.

Во-вторых, сфера действия права, подлежащего применению к договору, установлена применительно к определенным конкретным статьям третьей части ГК РФ, устанавливающим принцип автономии воли статьи (ст. 1210), право, подлежащее применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права (ст. 1211), право, подлежащее применению к договору с участием потребителя (ст. 1212), право, подлежащее применению к договору в отношении недвижимого имущества (ст. 1213), право, подлежащее применению к договору о создании юридического лица с иностранным участием (ст. 1214) и к праву, подлежащему применению к уступке требования (ст. 1216).

В-третьих, в сферу действия обязательственного статуса не могут входить вопросы, определяемые по личному закону юридического лица, например, в отношении объема его правоспособности.

В п. 4 ст. 1210 предусмотрена возможность выбора права не только для договора в целом, но и для отдельных его статей. (проблема расщепления статута)В комментариях к этой статье (М.Г. Розенберг) отмечалось, что, несмотря на наличие такой возможности, ее практическая реализация не всегда отвечает интересам самих сторон. Одновременное применение права различных государств к договору таит в себе немалый риск возникновения противоречий в регулировании отношений сторон из-за несовпадения разнонациональных норм права и может привести к полному или частичному непризнанию юридической силы соглашения о выборе права ввиду наличия неустранимых пороков содержания.

Обратная ситуация, направленная на избежание расщепления статута, наблюдается в п. 5 ст. 1211 ГК РФ, которое гласит: "К договору, содержащему элементы различных договоров, применяется, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, с которой этот договор, рассматриваемый в целом, наиболее тесно связан".

Цель этого правила состоит в том, чтобы предотвратить возможность, как отмечалось в комментариях, возникновения так называемого расщепления коллизионной привязки, т.е. применения к единому договору права не какой-то одной страны, а норм нескольких правовых систем.

Вопрос № 43

Понятия «сделка с иностранным элементом», «внешнеэкономическая сделка» и «внешнеторговая сделка». Понятие международного коммерческого договора.

Сделка – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

С точки зрения классической теории, иностранный элемент как характеристика фактического отношения может проявляться в трех вариантах:

Т.о. сделка с иностранным элементом – самое широкое понятие, т.к. иностранным элементом могут быть не только лица (физ. л., юр. л.), но и объекты (например: недвижимость за рубежом) по поводу которых заключается сделка.

Как и предыдущее законодательство по МЧП, ГК РФ, обращаясь к термину «внешнеэкономические сделки», не раскрывает его содержания.

Внешнеэкономическая сделка в отличие от других сделок опосредует предпринимательскую, коммерческую деятельность в сфере международных хозяйственных связей.

Внешнеэкономическая сделка — это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

Признаки отнесения сделки к внешнеэкономической (критерии «международности» сделки»):

1) связь сделки как минимум с двумя различными государствами, т.е. местонахождение коммерческих предприятий (сторон по сделке) в разных государствах. Это означает не только то, что стороны находятся в разных странах, но и то, что они связаны с разными правовыми системами;

2) пересечение границы различных государств объектом сделки (товары; деньги; ценные бумаги; работы и услуги; результаты интеллектуальной деятельности; информация).

3) существует риск невозможности исполнения сделок вследствие каких-либо политических событий, ограничительных действий государства;

4) в правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального типа, международные акты;

ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" содержит лишь понятие внешнеторговой деятельности, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Т.о. внешнеэкономическая сделка в отличие от внешнеторговой сделки может быть заключена не только по поводу торговли, но и по поводу страхования, инвестиционной деятельности. Внешнеторговая сделка т.о. является разновидностью внешнеэкономической сделки.

Вывод: самое широкое понятие «сделка с иностранным элементом», менее широкое «внешнеэкономическая сделка», самое узкое «внешнеторговая сделка».

В международной практике термин «внешнеэкономическая сделка», как правило, не используется. Более распространенный термин – «международная коммерческая сделка» или «международный коммерческий договор». Достаточно привести в качестве примера документ, разработанный Римским институтом унификации частного права в 1994 г. и получивший широкое признание в практике, - «Принципы международных коммерческих договоров» (Принципы УНИДРУА). Оба термина равнозначны, хотя некоторое оттеночное различие существует. «Внешнеэкономическая сделка» выражает позицию одного государства: участие России, ее граждан, юр. л. в международных экономических связях является их внешнеэкономической деятельностью, которая осуществляется в виде внешнеэкономических сделок. Та же деятельность с позиции двух или более государств будет международной хозяйственной деятельностью, а сделки, ее опосредующие, - международными коммерческими сделками.

Т.о. к международным коммерческим сделкам можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств, т.е. связаны с разными правовыми системами.

Вопрос № 44

Правовое регулирование внешнеэкономической сделки: универсальные и региональные международные договоры, национальное право, рекомендательные нормы международных организаций и др.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется как на международном уровне, так и на национальном.

Так к международным актам, регулирующим данный вопрос, можно отнести Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, 1980 г. Нью-Йоркскую конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров, 1974 г., принципы УНИДРУА и др.

Нужно подчеркнуть, что для российских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для РФ. К таковым можно отнести Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, 1980 г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1998 г.

Решения межгосударственных экономических конференций, оформленные в виде заключительных актов конференций, также имеют значение в урегулировании внешнеэкономической деятельности. Особо важными являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г. «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; раздел «Экономическое сотрудничество» Парижской хартии для Новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках ОБСЕ в 1990 г.

Совет Безопасности ООН принимает решения по вопросам, связанным с нарушением мира или представляющим угрозу нарушения мира, они часто выражаются во введении экономических санкций против государств, которые затрагивают и участников внешнеэкономической деятельности. Так, в резолюции Совета безопасности в 1990 г., вводящую санкции против Ирака в связи с его агрессией против Кувейта, было включено положение о том, что государства обязаны осуществлять их «несмотря на существование каких бы то ни было прав и обязанностей, созданных … любым контрактом, заключенным до даты принятия решения». Следовательно, даже контракты, заключенные до принятия резолюции, не должны исполняться, если их исполнение противоречит вводимым санкциям.

К национальным источникам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность можно отнести Конституцию РФ и ряд специальных законов. ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (10.12.2003 г., N 173-ФЗ), ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (14.04.98, N 6З-ФЗ). Этот закон определил соответствующие меры (защитные, антидемпинговые, компенсационные) и установил порядок их введения и применения. Кроме того к национальным источникам можно отнести ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (04.01.99, N 4-ФЗ), а также большое число нормативных актов Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности также осуществляется таможенным правом, финансовым правом, налоговым и валютным право. Тем не менее, главным регулятором на национальном уровне является гражданское право. Раздел VI ГК РФ содержит ряд коллизионных норм, устанавливающих правила выбора применимого права к обязательствам, охватывая все виды договоров.

Еще одним правовым актом, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, является ФЗ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он был принят вместо ФЗ от 13.10.95 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Принятие Федерального закона от 08.12.03 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее ФЗ-164) обусловлено прежде всего интенсивным развитием внешнеторговых связей РФ, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью, вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная идея ФЗ-164 заключается в адаптации действующего внешнеторгового законодательства к новым правовым и экономическим реалиям присоединения РФ к ВТО. При подготовке, разработке и принятии ФЗ-164 учитывались основные нормативные акты, действующие в рамках ГАТТ/ВТО.

ФЗ-164 определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), обеспечения благоприятных условий для ВТД как российских, так и иностранных предпринимателей, защиты экономических интересов РФ. В ФЗ-164, по сравнению с ФЗ от 13.10.95 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", более четко определены предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД, а также предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ в этой области.

Отличительной особенностью ФЗ-164, прежде всего, является сама структура законодательного акта, отражающая более четкое разграничение положений, касающихся государственного регулирования ВТД в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также наличие обособленного понятийного аппарата. Структура акта направлена на облегчение понимания и применения норм ФЗ-164 на практике.

Вопрос № 45

Форма и порядок заключения внешнеэкономической сделки по праву РФ.

Под формой сделки понимается способ выражения волеизъявления сторон. Сделки могут совершаться в устной или письменной формах (простой или нотариальной), а также путем так называемых конклюдентных действий, т.е. путем совершения каких-то действий, свидетельствующих о намерении лица или лиц заключить сделку. Несоблюдение установленной законом формы сделки может повлечь за собой ее недействительность. В сфере отношений в области международного частного права к форме сделки могут предъявляться особые требования. В российском законодательстве имеются общие правила в отношении применения права к форме обычных сделок и специальные правила в отношении внешнеэкономических сделок.

В третьей части ГК РФ имеется несколько норм о применении права в отношении формы сделки. Две из них (п. 1 и п. 3 ст. 1209) содержат общие правила о применении права к сделкам, а одна (п. 2 ст. 1209) - специальные правила о форме внешнеэкономических сделок.

Основная норма содержится в п. 1 ст. 1209. Она гласит:

«Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Правила, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, применяются и к форме доверенности».

Из этого правила следует, что форма сделки, совершенной за границей, должна отвечать либо требованиям, установленным правом места совершения сделки, либо требованиям нашего закона. Из аналогичных положений исходили и правила ранее действовавших Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст. 165).

Установление применения к доверенностям таких же требований, как и к другим сделкам, отражает общий подход к доверенностям одному из видов односторонних сделок.

Согласно п. 3 ст. 1209 "форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, российскому праву".

Вопрос о применении права в отношении формы внешнеэкономических сделок решается в ГК РФ иным образом.

Действующее законодательство исходит из правила, согласно которому форма внешнеэкономических сделок, в которых участвуют наши организации и предприниматели, должна всегда определяться только по российскому праву.

Согласно п. 2 ст. 1209 "форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется, независимо от места совершения этой сделки, российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии со статьей 1195 настоящего Кодекса является российское право".

Приведенное правило носит строго императивный характер. Внешнеэкономические договоры должны заключаться в письменной форме. Обязательность письменной формы и их недействительность при несоблюдении такой формы была установлена ранее и Основами 1991 г. (ст. ст. 30, 165), и ГК РФ (ст. 162). Это правило действует в отношении изменения, продления или расторжения договора. Согласно действующему гражданскому законодательству договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).

Венская конвенция исходит из того, что не требуется, чтобы договор заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся этому требованию в отношении формы. Наличие договора может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания (ст. 11). Однако в соответствии со ст. 96 Конвенции государство, законодательство которого требует, чтобы договоры купли-продажи заключались или подтверждались в письменной форме, может сделать заявление о неприменимости положения Конвенции, допускающего использование иной формы для тех случаев, когда одна из сторон договора имеет свое коммерческое предприятие в этом государстве.

СССР при присоединении к Конвенции заявил о неприменимости ее положений, допускающих совершение договора не в письменной форме, если хотя бы один из контрагентов имеет свое коммерческое предприятие на его территории (Постановление Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 г.). Это заявление действует и для России.

Таким образом, следует исходить из императивного характера норм российского законодательства об обязательности соблюдения письменной формы внешнеэкономических сделок.

Вопрос № 46

Общая характеристика договора международной купли-продажи товаров.

Существенные различия в нормах национального законодательства, а также трудности в определении права, подлежащего применению к сделкам, приводят к стремлению партнеров регламентировать свои отношения как можно подробнее в самом контракте. Это, в свою очередь, ведет к усложнению переговоров о заключении контрактов.

Указанными обстоятельствами в значительной степени объясняется тенденция создания унифицированных материально-правовых норм в области международной купли-продажи.

Принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров, способствует устранению правовых барьеров в международной торговле и содействует ее развитию. Для российских организаций, заключающих сделки с иностранными контрагентами, особо важное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и принятая на конференции в Вене (Венская конвенция 1980 г.).

Конвенция содержит подробные правила по всем основным вопросам договоров международной купли-продажи товаров. Она состоит из четырех частей: "Сфера применения и общие положения", "Заключение договора", "Купля-продажа товаров" и "Заключительные положения" и содержит 101 статью.

К договорам международной купли-продажи Венская конвенция относит договоры купли-продажи, заключаемые между контрагентами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, во внимание принимается то из них, с которым договор имеет наиболее существенную связь. Ни национальность сторон, ни их гражданский или торговый статус не принимаются во внимание при решении вопроса о применимости Венской конвенции. Факт места нахождения сторон в разных государствах должен быть закреплен в договоре купли-продажи или вытекать из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информацией между сторонами.

Положения Конвенции являются юридически обязательными для всех лиц, находящихся под юрисдикцией государства – участника Конвенции (в том числе и России), при условии, что договор купли-продажи заключен со стороной, находящейся под юрисдикцией другого государства-участника.

Вместе с тем Конвенция носит диспозитивный характер. Диспозитивность проявляется в 2-х уровнях. Во-первых, в соответствии со ст. 92 государство при присоединении к Конвенции вправе сделать оговорку о том, что оно не будет связано либо ч. II «Заключение договора», либо ч. III «Купля-продажа товаров». Во-вторых, согласно ст. 6 стороны могут исключить применение Конвенции полностью, например, прямо указав в тексте договора о неприменении положений Конвенции для урегулирования отношений по такому договору. При этом, однако, сделано одно исключение: стороны не вправе отступить от ст. 12 или изменить ее действие (об обязательности письменной формы договора).

Венская конвенция понимает «товар», который является предметом купли-продажи, как определенную материальную вещь, а не право. Товары могут существовать в момент заключения договора или должны быть произведены в будущем.

Из сферы действия Конвенции исключен по различным причинам целый ряд товаров (ст. 2):

Применение Конвенции ограничено и по кругу вопросов. Согласно ст. 4 Конвенция регулирует «только заключение договора купли-продажи и те права и обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора».

Конвенция перечисляет вопросы, к которым она не применяется:

А) Действительность самого оговора или каких-либо из его положений или любого обычая.

Б) Последствия, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар.

В) Ответственность продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица.

В Конвенции устанавливается перечень необходимых условий действительности оферты, а именно: наименование товара и цена. Кроме того, оферта должны быть адресована конкретному лицу. Если в оферте не указан цена товара и не указан порядок ее определения, то ст. 55 предусматривает возможность заключения контракта без указания цены. В этом случае считается, что стороны предполагали ссылку на цену, которая в момент заключения договора взималась за такие товары на подобных условиях.

Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом. Договор считается заключенным в момент, когда акцепт оферты вступает в силу, т.е. с момента получения акцепта оферентом по адресу коммерческого предприятия или по месту жительства.

Согласно Конвенции продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и настоящей Конвенции (ст.30).

Конвенция различает поставку с использованием перевозчика или без использования такового. Если договор купли-продажи предусматривает перевозку товара, то обязательства продавца считаются выполненными с соответствующим переходом рисков утраты или повреждения товара на покупателя в месте нахождения и в момент сдачи товара первому перевозчику. В другом случае товар должен представляться покупателю в согласованном с продавцом месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца. Документы, относящиеся к товару, продавец обязан передать в срок, в месте и в форме, предусмотренные договором.

Ст. 35: «Продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который, затарирован или упакован так, как это требуется по договору».

В обязанности покупателя входят уплатить цену за товар и принять поставку товара в соответствии с требованиями договора и Конвенции.

Обычно обязательство покупателя относительно места и времени осуществления платежа указывается в договоре. Но если такие положения отсутствуют, то покупатель обязан уплатить цену за товар продавцу в месте нахождения его коммерческого предприятия или в месте передачи товара. Причем покупатель обязан уплатить цену за товар в момент передачи продавцом в распоряжение покупателя либо самого товара, либо товарораспорядительных документов, если не установлен какой-либо конкретный срок для уплаты цены.

Если утрата или повреждение товара имеет место после того, как риск перешел на покупателя, то последний не освобождается от обязанности уплатить цену. Особое значение в этом случае имеет установление момента перехода риска с продавца на покупателя. Например, при наличии в договоре условия о перевозке товара риск утраты или повреждения определяется в момент передачи товара первому перевозчику для покупателя.

Конвенция понимает ответственность как особый вид правоотношений (а не как санкцию), которые возникают между сторонами существующего правоотношения, если они нарушили свои первоначальные обязательства.