Вопрос 32. Международно-правовое и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций: общие положения
В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить 2 уровня: 1)международно-правовой, формирующийся путем заключения международных договоров
2)внутригосударственный, основу которого составляет национальное законодательство принимающего государства.
В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.
По кругу участников такие международные договоры можно разделить на 3 группы:
многосторонние, основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне;
региональные (пр: соглашения стран СНГ);
двусторонние соглашения (между гос-вами или гос-вами и межд. организациями).
Основными многосторонними конвенциями в этой области являются Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1965 г.
В соответствии с Вашингтонской конвенцией о порядке разрешения инвестиционных споров между гос-вами и иностранными лицами при МБРР был создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров между гос-вами и ФЛ/ЮЛ, выступающими в качестве иностранных инвесторов. Инвестиционные споры разрешаются путем проведения примирительной процедуры либо путем арбитражного производства.
Основная идея Сеульской конвенции 1985 года – предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Цель всех видов страхования – стимулирование потока капитала в менее развитые страны путем снижения риска для определенного круга инвесторов в связи с финансированием ими отдельных проектов в развивающихся странах. Агентство в этих случаях выступает гарантом того, что обязательства перед инвестором будут соблюдаться. Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.
Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гарантиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения.
К данным договорам относятся международные соглашения, подписанные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Это - Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). В этих соглашениях содержатся обязательства государств - членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложения капитала, в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств индивидуализации товаров и услуг.
Ряд документов был принят международными организациями, чья деятельность связана с осуществлением инвестиций. Это Кодекс либерализации движения капиталов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1992 г., Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР 1992 г. и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1992 г.
Примером региональных соглашений в области иностранных инвестиций является Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. и Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г.
Все соглашения предусматривают правила о порядке разрешения споров между странами, заключившими такой международный договор, относительно его толкования и применения. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры должны по возможности разрешаться путем переговоров. Если таким образом спор не урегулирован, то по требованию одной из сторон он будет передан на рассмотрение третейского суда. Третейский суд создается для каждого конкретного случая.
В настоящее время двусторонние международные договоры содержат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные принципиальные положения, определяющие инвестиционный климат.
Для России действуют несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Для России как правопреемника СССР действуют двусторонние соглашения о содействии и защите инвестиций, заключенные СССР.
Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.
С принятием в России в 1999 г. законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности произошло сближение этих законодательных актов. Специальным действующим законом в РФ является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм.
В рамках внутреннего законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства. Обратим прежде всего внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц.
Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций, недостаточная эффективность федерального законодательства в этой области и ряд иных причин привели к развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами.
В субъектах Федерации принимались различные законодательные и иные нормативные акты. К вопросам правового порядка, которые могут определяться в законодательстве субъектов РФ, относятся следующие:
- регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование;
- обеспечение гарантий прав инвесторов;
- предоставление различных льгот (освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами);
- осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов.
- Вопрос 1. История доктрины мчп.
- 4. Предпосылки возникновения международного частного права, его основные теории
- 5. Международное частное право в россии, советская доктрина международного частного права
- Вопрос 2. Понятие и предмет мчп
- Вопрос 3. Соотношение мчп с международным публичным и международным экономическим правом.
- Вопрос 4. Методы правового регулирования, используемые в мчп.
- Вопрос 5. Источники мчп: внутригосударственные и международные.
- Вопрос 6. Нормы-принципы в мчп.
- Вопрос 7. Рекомендательные международно-правовые нормы в мчп.
- Вопрос 8. Судебная практика как источник мчп.
- Вопрос 9. Понятие, цели и значение унификации правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом. Формы и виды унификации.
- Вопрос 10. Понятие правового режима, взаимности и реторсии.
- Вопрос 11. Правовой статус физического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 12. Законодательство рф о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства: вопросы трудоустройства и предпринимательства.
- Вопрос 13. Правовой статус юридического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 14. Личный закон и национальность юридического лица: проблемы разграничения.
- I. Виды
- II. Типы коллизионных привязок:
- 24. Проблема «обхода закона» в мчп.
- 25. Принцип тесной связи в мчп.
- 26. Оговорка о публичном порядке, теория сверхимперативных норм в мчп.
- 27. Проблема обратной отсылки.
- 2 Подхода:
- Вопрос 32. Международно-правовое и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций: общие положения
- Понятие иностранных инвестиций и иностранных инвесторов по законодательству рф
- Правовой режим и правовой статус иностранных инвесторов в рф
- Проблема национализации и компенсаций при национализации: международно-правовое и национально-правовое регулирование
- Вопрос 36: Гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью.
- Вопрос 37: Международно-арбитражный механизм урегулирования инвестиционных споров.
- Вопрос 38: Иностранные инвестиции и налогообложение. Свободные экономические зоны, их правовой режим и их виды.
- Вопрос 39: Национальные и конвенциональные источники коллизионного регулирования договорных обязательств. (можно удалить этот вопрос…я вообще не понял что тут надо, а точнее где это взять)
- Вопрос 40: Принцип автономии воли сторон, его использование и рамки действия. Концептуальное обоснование и практические потребности его применения.
- Вопрос 41: Основные подходы к коллизионному регулированию договорных обязательств при отсутствии выбора права сторонами. Принцип наиболее тесной связи и принцип характерного исполнения.
- Вопрос 42: Понятие и объем «обязательственного статута». Проблема «расщепления обязательственного статута».
- 4 Основополагающих правила об ответственности:
- Вопрос 50. Общие положения о расчетах и формы расчетов в мчп: банковский перевод, инкассо, аккредитив.
- Вопрос 51. Вексель в международном частном праве.
- Вопрос 52. Сравнительный анализ женевской и англо-американской вексельных систем.
- Вопрос 53. Международно-правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
- Вопрос 54. Международно-правовое регулирование международных автомобильных перевозок.
- Вопрос 55. Международно-правовое регулирование международных воздушных перевозок.
- Вопрос 56. Международно-правовое регулирование международных перевозок водным транспортом.
- Вопрос 64. Коллизии законодательства в области наследования
- Вопрос 65. Понятие международного гражданского процесса. Вопросы международного гражданского процесса в национальных процедурах.
- Вопрос 66. Международная подсудность. Установление международной подсудности. Конфликт юрисдикций и способы его разрешения.
- Вопрос 67. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц в национальном суде.
- Вопрос 68. Процессуальное положение иностранного государства и международной организации в национальном суде. Судебный иммунитет.
- Вопрос 69. Правовая помощь: исполнение судебных поручений. Правила российского законодательства и заключенных международных договоров об исполнении поручений иностранных судов.
- Вопрос 70. Признание документов, выданных в другом государстве, их легализация.
- Вопрос 71. Признание и исполнение решений иностранных судов по международным соглашениям и законодательству разных стран.
- Вопрос 72. Понятие, правовая природа, значение международного коммерческого арбитража. Виды международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 74. Арбитражное соглашение: понятие, значение, правовое регулирование. Виды арбитражных соглашений. Последствия заключения арбитражного соглашения. Автономность арбитражного соглашения.
- Вопрос 75. Признание и принудительное исполнение иностранных арбитражных решений в соответствии с правилами внутреннего законодательства и международными соглашениями.
- Вопрос 76. Особенность взаимодействия национальных судов и международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 77. Альтернативные способы разрешения споров в мчп