Вопрос 38: Иностранные инвестиции и налогообложение. Свободные экономические зоны, их правовой режим и их виды.
Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий. Наибольшее распространение получили свободные таможенные зоны, промышленные зоны и технологические парки и технополисы.
Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.
Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун (Китай) предусматривалось, что "в особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за границей, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью" (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы "зона свободной торговли": вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.
В России правовое положение таких зон определяется специальными положениями о них, а также Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании 1992 г., Законом о рынке ценных бумаг 1996 г. и иными законодательными актами.
Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке. Специальное Постановление о ней было принято 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны "Сахалин" (от 27 мая 1991 г.), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде, о статусе зоны "Янтарь" в Калининградской области. Постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. о Технополисе "Заречном" (Свердловская область), созданном в целях развития наукоемких производств, и от 16 марта 1996 г. о создании научно-технологического парка "Новосибирск". Был принят также Федеральный закон от 31 мая 1999 г. об Особой экономической зоне в Магаданской области. Особый интерес в связи с расширением ЕС имеет зона в Калининграде в связи с возможностями превращения Калининградской области в "пилотный" российский регион в сотрудничестве России и ЕС.
Законы о свободных экономических зонах (СЭЗ) были приняты в Казахстане, Украине (1992), Киргизии (1992), Белоруссии (1992), Молдавии (1992), Туркменистане (1993).
В отличие от других государств СНГ в России не был принят закон о СЭЗ. Хотя есть ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" 2005 года.
На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможности создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов "в одном месте" или "за 24 часа", когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:
- упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в СЭЗ;
- льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль;
- пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;
- особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
- упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.
- Вопрос 1. История доктрины мчп.
- 4. Предпосылки возникновения международного частного права, его основные теории
- 5. Международное частное право в россии, советская доктрина международного частного права
- Вопрос 2. Понятие и предмет мчп
- Вопрос 3. Соотношение мчп с международным публичным и международным экономическим правом.
- Вопрос 4. Методы правового регулирования, используемые в мчп.
- Вопрос 5. Источники мчп: внутригосударственные и международные.
- Вопрос 6. Нормы-принципы в мчп.
- Вопрос 7. Рекомендательные международно-правовые нормы в мчп.
- Вопрос 8. Судебная практика как источник мчп.
- Вопрос 9. Понятие, цели и значение унификации правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом. Формы и виды унификации.
- Вопрос 10. Понятие правового режима, взаимности и реторсии.
- Вопрос 11. Правовой статус физического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 12. Законодательство рф о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства: вопросы трудоустройства и предпринимательства.
- Вопрос 13. Правовой статус юридического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 14. Личный закон и национальность юридического лица: проблемы разграничения.
- I. Виды
- II. Типы коллизионных привязок:
- 24. Проблема «обхода закона» в мчп.
- 25. Принцип тесной связи в мчп.
- 26. Оговорка о публичном порядке, теория сверхимперативных норм в мчп.
- 27. Проблема обратной отсылки.
- 2 Подхода:
- Вопрос 32. Международно-правовое и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций: общие положения
- Понятие иностранных инвестиций и иностранных инвесторов по законодательству рф
- Правовой режим и правовой статус иностранных инвесторов в рф
- Проблема национализации и компенсаций при национализации: международно-правовое и национально-правовое регулирование
- Вопрос 36: Гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью.
- Вопрос 37: Международно-арбитражный механизм урегулирования инвестиционных споров.
- Вопрос 38: Иностранные инвестиции и налогообложение. Свободные экономические зоны, их правовой режим и их виды.
- Вопрос 39: Национальные и конвенциональные источники коллизионного регулирования договорных обязательств. (можно удалить этот вопрос…я вообще не понял что тут надо, а точнее где это взять)
- Вопрос 40: Принцип автономии воли сторон, его использование и рамки действия. Концептуальное обоснование и практические потребности его применения.
- Вопрос 41: Основные подходы к коллизионному регулированию договорных обязательств при отсутствии выбора права сторонами. Принцип наиболее тесной связи и принцип характерного исполнения.
- Вопрос 42: Понятие и объем «обязательственного статута». Проблема «расщепления обязательственного статута».
- 4 Основополагающих правила об ответственности:
- Вопрос 50. Общие положения о расчетах и формы расчетов в мчп: банковский перевод, инкассо, аккредитив.
- Вопрос 51. Вексель в международном частном праве.
- Вопрос 52. Сравнительный анализ женевской и англо-американской вексельных систем.
- Вопрос 53. Международно-правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
- Вопрос 54. Международно-правовое регулирование международных автомобильных перевозок.
- Вопрос 55. Международно-правовое регулирование международных воздушных перевозок.
- Вопрос 56. Международно-правовое регулирование международных перевозок водным транспортом.
- Вопрос 64. Коллизии законодательства в области наследования
- Вопрос 65. Понятие международного гражданского процесса. Вопросы международного гражданского процесса в национальных процедурах.
- Вопрос 66. Международная подсудность. Установление международной подсудности. Конфликт юрисдикций и способы его разрешения.
- Вопрос 67. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц в национальном суде.
- Вопрос 68. Процессуальное положение иностранного государства и международной организации в национальном суде. Судебный иммунитет.
- Вопрос 69. Правовая помощь: исполнение судебных поручений. Правила российского законодательства и заключенных международных договоров об исполнении поручений иностранных судов.
- Вопрос 70. Признание документов, выданных в другом государстве, их легализация.
- Вопрос 71. Признание и исполнение решений иностранных судов по международным соглашениям и законодательству разных стран.
- Вопрос 72. Понятие, правовая природа, значение международного коммерческого арбитража. Виды международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 74. Арбитражное соглашение: понятие, значение, правовое регулирование. Виды арбитражных соглашений. Последствия заключения арбитражного соглашения. Автономность арбитражного соглашения.
- Вопрос 75. Признание и принудительное исполнение иностранных арбитражных решений в соответствии с правилами внутреннего законодательства и международными соглашениями.
- Вопрос 76. Особенность взаимодействия национальных судов и международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 77. Альтернативные способы разрешения споров в мчп