Вопрос 11. Правовой статус физического лица как субъекта мчп.
Термин "физические лица" применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношений от лиц юридических. С позиций международного частного права к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства, это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.
Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.
Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативных протоколах к этому пакту, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.
В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).
"Право иностранцев" - это комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного характера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответствующие отношения по существу. В узком смысле это нормы в основном административно-правового характера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле - это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанавливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в том числе необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.
Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в том числе и в тех, которые относятся к англо-американской системе "общего права" (common law). В России и в других государствах СНГ, в КНР "право иностранцев" не считается самостоятельной отраслью в системе права. Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответствующие нормы относятся к различным отраслям права: государственному, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, процессуальному и т.д.
При решении коллизионных вопросов в законодательстве и доктрине ряда государств широко используется понятие личного закона физического лица (lex personalis), который призван регулировать все основные вопросы правосубъектности такого лица. Наибольшее распространение для определения такого закона получило применение принципа закона гражданства лица (lex patriae) в ФРГ, Австрии, Италии и других европейских странах. Однако в США, Англии и иных странах "общего права", а также в некоторых других государствах используются не привязки к закону гражданства, а привязка к закону места жительства (lex domicilii) или же смешанные системы.
Положение иностранцев в России определяется прежде всего Конституцией РФ. Напомним, что, согласно Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).
В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано: "Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом".
К основным законодательным актам, определяющим правовое положение иностранных граждан в России, относится наряду с Конституцией и ГК РФ ряд федеральных законов.
Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:
- иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ;
- иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;
- использование иностранными гражданами своих прав в РФ не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в Российской Федерации законы, включая и те, которые определяют порядок осуществления субъектами своих гражданских прав.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
При определении правового положения иностранцев наше законодательство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому, например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие в некоторых странах, в Российской Федерации не имеют никакой силы.
Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчины и женщины имеют в Российской Федерации равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в Российской Федерации равные права с мужчиной-иностранцем.
Современное гражданское законодательство России для определения права, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ). Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим (ст. 1200 ГК РФ).
Приведем текст ст. 1195 ГК РФ:
"1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.
3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.
4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище".
Кроме того, следует обратить внимание на возможность установления изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с российскими гражданами. Эти изъятия немногочисленны и могут быть сведены к двум группам.
К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами. Они не могут находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, замещать должности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом Российской Федерации и т.п.в
Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы.
Изъятия для иностранцев и лиц без гражданства из национального режима (как в отношении ограничения, так и расширения прав по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции, только федеральным законом или международным договором РФ.
ФЗ о «правовом положении иностранных граждан в РФ» от 2002 г.
Иностранный гражданин – физ. л., не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. При наличии перечисленных признаков гражданин будет признан иностранным только на территории РФ, в других государствах могут быть другие признаки. Нужен документ, удостоверяющий личность. Это может быть документ, выдаваемый иностранным государством и признаваемый РФ в соответствии с международным договором. Правовое положение лиц без гражданства определяется правом того государства, где данное лицо в данный момент проживает. Этот статус совпадает со статусом лица, имеющего гражданство иностранного государства. Отличие в том, что у лица без гражданства отсутствует покровительство какого-либо государства. Все иностранные граждане могут быть разделены на виды:
По сроку пребывания (проживания):
Временно пребывающие лица (на основании визы). По общему правилу необходимо покинуть территорию государства по окончанию действия визы. В отдельных случая может быть иной документ вместо визы.
Временно проживающие лица (на основании разрешения на проживание). Правительство устанавливает квоты. Разрешение на проживание выдается на основании установленных квот. Разрешение выдается на 3 года. По истечении этого срока можно подать заявление на получение вида на жительство, либо покинуть государство проживания.
Постоянно проживающие лица (на основании вида на жительство). Заявление должно быть написано не позднее 6 месяцев до окончания разрешения на проживание. Вид на жительство выдается территориальным органом ФНС на 5 лет.
Коллизионный вопрос о право и дееспособности физ. л. ст. 1196 ГК РФ: «Гражданская правоспособность физ. л. определяется его личным законом». Гражданская дееспособность иностранных граждан устанавливается исходя из их гражданства. Случаи когда гражданская дееспособность будет определяться, не исходя из гражданства его государства:
- по своему праву иностранный гражданин не является дееспособным (например: лишен дееспособности судом). Но это лицо совершило сделку. РФ может признать его дееспособным, если он по российскому праву может быть признан дееспособным и если есть добросовестность (т.е. контрагент не знал, что лицо недееспособно).
- способн6ость лица нести ответственность за вред определяется правом применимым к обязательству из причинения вреда (ст. 1120).
- способность лица к завещанию определяется по праву страны, где имел место жительства завещатель в момент составления такого акта либо акта его отмены.
Право заниматься предпринимательской деятельностью определяется правом того государства, где зарегистрировано лицо в качестве ИП. Если в государстве не требуется регистрация в качестве ИП, то право определяется правом того государства, на территории которого лицо осуществляет эту предпринимательскую деятельность (ст. 1101 ГК).
Правовое положение беженцев регулируется ФЗ. Беженцы – те иностранцы, которые прибыли на территорию иностранного государства вследствие совершенного против них насилия или реальной опасности преследования данного лица в силу национальных, политических принадлежности. Чтобы стать беженцем необходимо получить специальный документ (в РФ – удостоверение беженца). К беженцу применяется право того государства, которое предоставило ему статус беженца. Если беженец желает стать гражданином РФ, то он должен отказаться от первого гражданства. Минусы двойного гражданства:
Двойное налогообложение
Обязанность служить в армии
Дипломатические агенты, консулы, представители международных организаций: их статус определяется Венской конвенцией.
ФЗ о «соотечественниках за рубежом» от 1999 г. Это те граждане, которые постоянно проживают за пределами РФ, проживают на территории бывшего СССР и т.д.
Основное место жительства – сосредоточение основных жизненных связей лица (определение ООН).
- Вопрос 1. История доктрины мчп.
- 4. Предпосылки возникновения международного частного права, его основные теории
- 5. Международное частное право в россии, советская доктрина международного частного права
- Вопрос 2. Понятие и предмет мчп
- Вопрос 3. Соотношение мчп с международным публичным и международным экономическим правом.
- Вопрос 4. Методы правового регулирования, используемые в мчп.
- Вопрос 5. Источники мчп: внутригосударственные и международные.
- Вопрос 6. Нормы-принципы в мчп.
- Вопрос 7. Рекомендательные международно-правовые нормы в мчп.
- Вопрос 8. Судебная практика как источник мчп.
- Вопрос 9. Понятие, цели и значение унификации правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом. Формы и виды унификации.
- Вопрос 10. Понятие правового режима, взаимности и реторсии.
- Вопрос 11. Правовой статус физического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 12. Законодательство рф о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства: вопросы трудоустройства и предпринимательства.
- Вопрос 13. Правовой статус юридического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 14. Личный закон и национальность юридического лица: проблемы разграничения.
- I. Виды
- II. Типы коллизионных привязок:
- 24. Проблема «обхода закона» в мчп.
- 25. Принцип тесной связи в мчп.
- 26. Оговорка о публичном порядке, теория сверхимперативных норм в мчп.
- 27. Проблема обратной отсылки.
- 2 Подхода:
- Вопрос 32. Международно-правовое и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций: общие положения
- Понятие иностранных инвестиций и иностранных инвесторов по законодательству рф
- Правовой режим и правовой статус иностранных инвесторов в рф
- Проблема национализации и компенсаций при национализации: международно-правовое и национально-правовое регулирование
- Вопрос 36: Гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью.
- Вопрос 37: Международно-арбитражный механизм урегулирования инвестиционных споров.
- Вопрос 38: Иностранные инвестиции и налогообложение. Свободные экономические зоны, их правовой режим и их виды.
- Вопрос 39: Национальные и конвенциональные источники коллизионного регулирования договорных обязательств. (можно удалить этот вопрос…я вообще не понял что тут надо, а точнее где это взять)
- Вопрос 40: Принцип автономии воли сторон, его использование и рамки действия. Концептуальное обоснование и практические потребности его применения.
- Вопрос 41: Основные подходы к коллизионному регулированию договорных обязательств при отсутствии выбора права сторонами. Принцип наиболее тесной связи и принцип характерного исполнения.
- Вопрос 42: Понятие и объем «обязательственного статута». Проблема «расщепления обязательственного статута».
- 4 Основополагающих правила об ответственности:
- Вопрос 50. Общие положения о расчетах и формы расчетов в мчп: банковский перевод, инкассо, аккредитив.
- Вопрос 51. Вексель в международном частном праве.
- Вопрос 52. Сравнительный анализ женевской и англо-американской вексельных систем.
- Вопрос 53. Международно-правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
- Вопрос 54. Международно-правовое регулирование международных автомобильных перевозок.
- Вопрос 55. Международно-правовое регулирование международных воздушных перевозок.
- Вопрос 56. Международно-правовое регулирование международных перевозок водным транспортом.
- Вопрос 64. Коллизии законодательства в области наследования
- Вопрос 65. Понятие международного гражданского процесса. Вопросы международного гражданского процесса в национальных процедурах.
- Вопрос 66. Международная подсудность. Установление международной подсудности. Конфликт юрисдикций и способы его разрешения.
- Вопрос 67. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц в национальном суде.
- Вопрос 68. Процессуальное положение иностранного государства и международной организации в национальном суде. Судебный иммунитет.
- Вопрос 69. Правовая помощь: исполнение судебных поручений. Правила российского законодательства и заключенных международных договоров об исполнении поручений иностранных судов.
- Вопрос 70. Признание документов, выданных в другом государстве, их легализация.
- Вопрос 71. Признание и исполнение решений иностранных судов по международным соглашениям и законодательству разных стран.
- Вопрос 72. Понятие, правовая природа, значение международного коммерческого арбитража. Виды международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 74. Арбитражное соглашение: понятие, значение, правовое регулирование. Виды арбитражных соглашений. Последствия заключения арбитражного соглашения. Автономность арбитражного соглашения.
- Вопрос 75. Признание и принудительное исполнение иностранных арбитражных решений в соответствии с правилами внутреннего законодательства и международными соглашениями.
- Вопрос 76. Особенность взаимодействия национальных судов и международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 77. Альтернативные способы разрешения споров в мчп