Вопрос 55. Международно-правовое регулирование международных воздушных перевозок.
Значение международных воздушных перевозок в современных условиях жизни возросло. Не только самолеты авиакомпаний России и других стран СНГ доставляют пассажиров и грузы в большое число государств, но возрастает также число полетов самолетов иностранных авиакомпаний в эти страны или же через воздушное пространство России.
Перевозки пассажиров и грузов через воздушное пространство России совершаются иностранными авиакомпаниями на основании соответствующих соглашений. Пассажирские перевозки регулярно совершаются рядом иностранных авиакомпаний. Грузовые полеты на основе соглашений с тремя авиакомпаниями "Люфтганза", "Эйрфранс" и "Кореан Эйр" стали совершаться с 1 апреля 2003 г.
В качестве международной воздушной перевозки рассматривается перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 Воздушного кодекса РФ).
Россия участвует в более чем 130 двусторонних международных договорах о воздушном сообщении. Этими договорами, базирующимися на Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., определяются коммерческие права сотрудничающих государств при осуществлении воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты. Эти права реализуются назначенными государствами авиапредприятиями (фактическими пользователями прав) в соответствии с заключаемыми ими коммерческими соглашениями.
Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов определяются многосторонней Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. Она дополнена Гаагским протоколом 1955 г. В Конвенции участвует более 100 государств, большинство из которых ратифицировало также Гаагский протокол. СССР - участник Конвенции с 1934 г. и Протокола с 1957 г. Конвенция и Протокол действуют для РФ. Действие Варшавской конвенции распространяется на воздушные перевозки между участвующими в ней странами, а также на перевозки, когда место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого государства, хотя бы и не участвующего в Конвенции. В Конвенции определены основные требования к перевозочным документам, права отправителя на распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назначения, ответственность перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем.
Правила Конвенции об ответственности перевозчика имеют большое практическое значение.
Перевозчик отвечает за вред, произошедший в случаях: смерти, ранения или любого другого телесного повреждения пассажира, если несчастный случай, в результате которого причинен вред, произошел на борту воздушного судна или во время операций по посадке и высадке; уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или груза, если происшествие, причинившее вред, случилось во время воздушной перевозки; опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов.
Согласно Варшавской конвенции ответственность перевозчика основана на вине, которая презюмируется.
Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что он принял все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что такие меры ему было невозможно принять. Но в случае, если перевозчик докажет, что вина потерпевшего была причиной вреда или способствовала ему, суд может в соответствии с законом своей страны ограничить ответственность перевозчика.
Ответственность воздушного перевозчика, согласно Варшавской конвенции, ограничена суммой 250 франков за 1 кг веса. Для российских авиаперевозчиков эта сумма была повышена и определена в размере 20 долл. за 1 кг веса. Конвенция предусматривает краткий срок для заявления претензий к перевозчику по поводу несохранности доставленного груза (14 дней со дня получения груза), пропуск которого лишает права на обращение в суд. Исковая давность по требованиям к перевозчику - два года.
Поскольку Варшавская конвенция оставила открытыми вопросы о порядке определения размера возмещения (в пределах установленного его максимума) и о круге лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пассажиров, они решаются в судах каждого государства в соответствии с национальным законодательством и сложившейся в данном государстве практикой. Эти вопросы могут решаться на основании закона суда, закона перевозчика, закона места заключения договора перевозки.
Согласно Гаагскому протоколу предельные размеры ответственности в отношении пассажира были установлены в размере 250 тыс. французских золотых франков.
Коллизионные нормы, содержащиеся в Варшавской конвенции, предусматривают применение закона суда в отношении возможности установить возмещение в виде периодических платежей, о присуждении истцу понесенных им судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, о порядке исчисления срока, по истечении которого истец утрачивает право на иск. Не решаются в Конвенции вопросы, относящиеся к порядку определения размера возмещения, кругу лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пассажира.
Согласно российскому законодательству перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством России, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира при воздушной перевозке, определяется по правилам гл. 59 ГК РФ ("Обязательства вследствие причинения вреда"), если законом или договором воздушной перевозки пассажира, а также международными договорами РФ не предусмотрен более высокий размер ответственности.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ.
Существует 2 группы документов:
Документы Варшавской системы
Монреальская Конвенция об унификации правил перевозки воздушным транспортом. Она была принята, чтобы упростить использование Варшавской Конвенции и многочисленных протоколов к ней. РФ пока еще не перешла на Монреальскую систему и остается в Варшавской.
- Вопрос 1. История доктрины мчп.
- 4. Предпосылки возникновения международного частного права, его основные теории
- 5. Международное частное право в россии, советская доктрина международного частного права
- Вопрос 2. Понятие и предмет мчп
- Вопрос 3. Соотношение мчп с международным публичным и международным экономическим правом.
- Вопрос 4. Методы правового регулирования, используемые в мчп.
- Вопрос 5. Источники мчп: внутригосударственные и международные.
- Вопрос 6. Нормы-принципы в мчп.
- Вопрос 7. Рекомендательные международно-правовые нормы в мчп.
- Вопрос 8. Судебная практика как источник мчп.
- Вопрос 9. Понятие, цели и значение унификации правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом. Формы и виды унификации.
- Вопрос 10. Понятие правового режима, взаимности и реторсии.
- Вопрос 11. Правовой статус физического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 12. Законодательство рф о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства: вопросы трудоустройства и предпринимательства.
- Вопрос 13. Правовой статус юридического лица как субъекта мчп.
- Вопрос 14. Личный закон и национальность юридического лица: проблемы разграничения.
- I. Виды
- II. Типы коллизионных привязок:
- 24. Проблема «обхода закона» в мчп.
- 25. Принцип тесной связи в мчп.
- 26. Оговорка о публичном порядке, теория сверхимперативных норм в мчп.
- 27. Проблема обратной отсылки.
- 2 Подхода:
- Вопрос 32. Международно-правовое и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций: общие положения
- Понятие иностранных инвестиций и иностранных инвесторов по законодательству рф
- Правовой режим и правовой статус иностранных инвесторов в рф
- Проблема национализации и компенсаций при национализации: международно-правовое и национально-правовое регулирование
- Вопрос 36: Гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью.
- Вопрос 37: Международно-арбитражный механизм урегулирования инвестиционных споров.
- Вопрос 38: Иностранные инвестиции и налогообложение. Свободные экономические зоны, их правовой режим и их виды.
- Вопрос 39: Национальные и конвенциональные источники коллизионного регулирования договорных обязательств. (можно удалить этот вопрос…я вообще не понял что тут надо, а точнее где это взять)
- Вопрос 40: Принцип автономии воли сторон, его использование и рамки действия. Концептуальное обоснование и практические потребности его применения.
- Вопрос 41: Основные подходы к коллизионному регулированию договорных обязательств при отсутствии выбора права сторонами. Принцип наиболее тесной связи и принцип характерного исполнения.
- Вопрос 42: Понятие и объем «обязательственного статута». Проблема «расщепления обязательственного статута».
- 4 Основополагающих правила об ответственности:
- Вопрос 50. Общие положения о расчетах и формы расчетов в мчп: банковский перевод, инкассо, аккредитив.
- Вопрос 51. Вексель в международном частном праве.
- Вопрос 52. Сравнительный анализ женевской и англо-американской вексельных систем.
- Вопрос 53. Международно-правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
- Вопрос 54. Международно-правовое регулирование международных автомобильных перевозок.
- Вопрос 55. Международно-правовое регулирование международных воздушных перевозок.
- Вопрос 56. Международно-правовое регулирование международных перевозок водным транспортом.
- Вопрос 64. Коллизии законодательства в области наследования
- Вопрос 65. Понятие международного гражданского процесса. Вопросы международного гражданского процесса в национальных процедурах.
- Вопрос 66. Международная подсудность. Установление международной подсудности. Конфликт юрисдикций и способы его разрешения.
- Вопрос 67. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц в национальном суде.
- Вопрос 68. Процессуальное положение иностранного государства и международной организации в национальном суде. Судебный иммунитет.
- Вопрос 69. Правовая помощь: исполнение судебных поручений. Правила российского законодательства и заключенных международных договоров об исполнении поручений иностранных судов.
- Вопрос 70. Признание документов, выданных в другом государстве, их легализация.
- Вопрос 71. Признание и исполнение решений иностранных судов по международным соглашениям и законодательству разных стран.
- Вопрос 72. Понятие, правовая природа, значение международного коммерческого арбитража. Виды международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 74. Арбитражное соглашение: понятие, значение, правовое регулирование. Виды арбитражных соглашений. Последствия заключения арбитражного соглашения. Автономность арбитражного соглашения.
- Вопрос 75. Признание и принудительное исполнение иностранных арбитражных решений в соответствии с правилами внутреннего законодательства и международными соглашениями.
- Вопрос 76. Особенность взаимодействия национальных судов и международных коммерческих арбитражей
- Вопрос 77. Альтернативные способы разрешения споров в мчп