logo search
Актуальные вопросы развития национальных систем противодейст

1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)

Рассматривая проблематику институциональных основ ПОД/ФТ в государствах - членах ЕврАзЭС, необходимо определиться с терминологической базой с учетом существующей на постсоветском пространстве специфики сферы ПОД/ФТ. Согласно определению ведущих российских экспертов в области ПОД/ФТ: "В качестве реакции на возрастающие угрозы международной безопасности со стороны транснациональной организованной преступности и терроризма международное сообщество организует глобальное противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, используя в этих целях существующие международные организации и создавая новые специализированные органы и структуры.

Такие организации и специализированные органы в сочетании с применяемыми ими методами регулирования международного сотрудничества в этой сфере составляют институциональные основы международной системы ПОД/ФТ"*(50).

Применительно к ЕврАзЭС, на наш взгляд, целесообразно рассматривать институциональные ПОД/ФТ со следующих позиций:

1) уровень отдельно взятой страны (существующие в национальных юрисдикциях стран-членов ЕврАзЭС институты в сфере ПОД/ФТ);

2) субрегиональный уровень (в рамках ключевых межгосударственных, межправительственных организаций и соглашений и др.).

При рассмотрении институциональных основ ПОД/ФТ в государствах - членах ЕврАзЭС мы сознательно не рассматриваем более высокий уровень - например международные (межправительственные и др.) организации, занимающиеся проблематикой ПОД/ФТ в глобальном (мировом) масштабе, такие как ФАТФ, ООН, Всемирный банк, поскольку для стран ЕврАзЭС они являются "внешним" фактором.

Инициативы же субрегионального уровня являются фактором внутренним и во многом зависят от стран - членов ЕврАзЭС. Вместе с тем необходимо понимать, что именно международные институты являются законодателями стандартов в области ПОД/ФТ и фактически устанавливают "правила игры" как для национальных юрисдикции, так и для субрегиональных групп в области ПОД/ФТ.

К ключевым институтам в сфере ПОД/ФТ "глобального" уровня можно отнести прежде всего Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ*(51)) - The Financial Action Task Force (FATF), являющуюся межправительственной организацией, вырабатывающей мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). ФАТФ как самостоятельно, так и во взаимодействии с международными институтами, осуществляющая оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам, была создана в 1989 г. по решению стран "Большой семерки" и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения (ПОД/ФТ).

По образцу ФАТФ создано несколько региональных групп по типу ФАТФ (РГТФ), осуществляющих тесное взаимодействие с ФАТФ, между собой и с ключевыми международными институтами в сфере ПОД/ФТ*(52).

Для постсоветского пространства и конкретно ЕврАзЭС ключевым институциональным образованием, на наш взгляд, является Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)*(53).

В феврале 2012 г. мандат ФАТФ был расширен на предмет проблематики финансирования оружия массового уничтожения, - что представляет собой существенное изменение "внешней среды" для всех государств мира, поскольку предполагает имплементацию обновленных стандартов в национальное законодательство*(54). Другой международной структурой "глобального масштаба", которая будет оказывать влияние на государства ЕАГ, является Группа "Эгмонт", объединяющая подразделения финансовой разведки большинства стран мира*(55). Цель Группы "Эгмонт" - обеспечить площадку для эффективного взаимодействия ПФР во всем мире в целях борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также для содействия в реализации внутренних программ по ПОД/ФТ. Такая поддержка включает:

- расширение и систематизацию международного сотрудничества в области обмена информацией;

- повышение эффективности ПФР путем обучения и содействия в обмене кадрами для повышения квалификации сотрудников ПФР;

- развитие более защищенного и интенсивного процесса обмена между ПФР путем использования технологий, таких как Защищенная сеть "Эгмонт" (ESW);

- улучшение координации и взаимной поддержки между оперативными подразделениями ПФР-членов;

- содействие операционной независимости ПФР;

- содействие созданию ПФР в странах, не имеющих действующих программ ПОД/ФТ или имеющих такие программы на ранних стадиях развития*(56).

Таким образом, рассмотрение институциональной основы ПОД/ФТ на пространстве ЕврАзЭС целесообразно проводить посредством постранового анализа для выявления закономерностей на уровне субрегиональных групп и их взаимосвязей с глобальным уровнем. Для целей данного анализа нами рассматриваются страны - члены ЕврАзЭС: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан.

Как известно, ключевым государством - инициатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве является Российская Федерация.