logo
Актуальные вопросы развития национальных систем противодейст

2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт

Рассмотрим инструментарий российских банков по предотвращению их вовлечения в подозрительные схемы на различных этапах взаимоотношений с клиентами. На стадии рассмотрения заявлений на открытие счета правовой инструментарий предотвращения установления российскими банками отношений с нежелательными клиентами - физическими лицами предусматривает следующее. Кредитным организациям запрещается открывать счета клиентам - физическим лицам без их личного присутствия или их представителей, а также на анонимных владельцев, т.е. без представления документов, необходимых для идентификации и установления сведений о клиентах (их представителях), предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ. На практике указанные инструменты являются малоэффективными, так как для физического лица, намеревающегося использовать банковские услуги, например для обналичивания денежных средств, не представляет сложности обеспечить личное присутствие в банке и представить документ, удостоверяющий личность.

Следует отметить, что после вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) из правового инструментария, предусматривающего возможность отказа физическим лицам в открытии счета, были исключены такие основания, как:

- представление недостоверных документов, подтверждающих идентификационные данные;

- наличие сведений об участии заявителя на открытие счета в террористической деятельности.

Для проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации кредитные организации имели возможность воспользоваться специальным сервисом официального сайта Федеральной миграционной службы (ФМС России) (http://www.fms.gov.ru) в сети Интернет. Проверка принадлежности физического лица к перечню террористов и экстремистов на стадии его идентификации также не представляла практических сложностей для кредитной организации, так как указанный актуализированный список на регулярной основе доводится Росфинмониторингом до сведения российских банков.

Что касается установления отношений с физическими и юридическими лицами, то в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 134-ФЗ в российское антилегализационное законодательство, единственным основанием для вынесения мотивированного отказа в открытии счета является наличие подозрений в том, что такой договор заключается заявителем для совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Во-первых, отсутствие установленных на законодательном уровне качественных требований к такой информации, степени верифицируемости таких подозрений создает риски претензий надзорных и регулирующих органов, с одной стороны, и клиентов, с другой стороны, которые могут потребовать в судебном порядке доказать достоверность негативной информации и обоснованность имеющихся у кредитной организации подозрений. Таким образом, указанные неопределенности могут стать дополнительным источником правового риска для кредитных организаций.

Во-вторых, на этапе открытия счета физическому лицу на основании документов, необходимых для его идентификации (для граждан Российской Федерации - только документ, удостоверяющий личность) кредитная организация не обладает достаточной информацией для вынесения мотивированного суждения о характере проводимых потенциальным клиентом операций, а в случае открытия счета вновь созданному юридическому лицу его финансовая история и вовсе пуста.

Отметим, что вступление в силу Федерального закона N 134-ФЗ отменило право кредитных организаций отказать в открытии счета юридическому лицу в случае отсутствия его (его постоянно действующего органа управления или иного органа (лица), которые имеют право действовать от его имени без доверенности) по своему местонахождению. На практике это была единственная возможность для российского коммерческого банка вынести мотивированный отказ в установлении отношений с юридическими лицами, в отношении которых исходя из результатов анализа их финансово-хозяйственной деятельности, проверки их деловой репутации компаний (их учредителей) имелись подозрения в осуществлении операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Дополнительным основанием для отказа в открытии счета как юридическим, так и физическим лицам, занимающимся в установленном порядке частной практикой, является положение статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой при наличии решения о приостановлении операций по счетам указанных лиц банк не вправе открывать им счета. За исключением указанных случаев, пункт 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязывает российские банки открывать счета потенциальным клиентам. При необоснованном отказе от заключения договора банковского счета заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а банк в данном случае как сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить клиенту причиненные этим убытки.

После того как с заявителем на открытие банковского счета заключены договорные отношения, в соответствии с международной практикой кредитные организации могут использовать два основных инструмента, направленных на ограничение вовлечения в подозрительные операции - отказ в проведении операции или дальнейшем обслуживании клиента, блокирование его счета. В условиях российской системы ПОД/ФТ порядок использования таких инструментов имеет свои особенности.

Если кредитная организация выступает в роли банка, обслуживающего плательщика по операции, то фактически у нее отсутствует право отказать в ее проведении. В соответствии со статьей 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация, обслуживающая клиента-плательщика, обязана отказать в совершении операции, только если в составе расчетных документов отсутствует следующая информация о нем:

- в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество, номер банковского счета, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) либо адрес места жительства или пребывания;

- в отношении юридического лица - наименование, номер банковского счета, ИНН или код иностранной организации;

- в отношении юридического лица, направляющего денежные средства в адрес получателей, обслуживаемых иностранными банками, - наименование и адрес его места нахождения.

Отметим, что ввиду высокого уровня квалификации отдельных представителей сообщества, занимающихся бизнесом по легализации преступных доходов, надлежащее заполнение полей платежной инструкции не составит необходимых препятствий для проведения через банк сомнительных операций.

Другим основанием для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции является непредставление им документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ. Это перечень сведений, которые банки обязаны представлять в национальный орган финансовой разведки в соответствии с требованием статьи 6 указанного Федерального закона (идентификационные сведения о клиентах - участниках операции, дата, сумма операции и основание для ее совершения). Так как при проведении расчетных операций и сопровождении сделок клиентов кредитная организация обладает необходимыми сведениями, данный инструмент также является малоэффективным для предотвращения использования российских банков для проведения операций подозрительного характера.

В соответствии со вступившими в силу с 30 июня 2013 г. изменениями антилегализационного законодательства кредитные организации имеют право отказать клиенту в исполнении его распоряжения о совершении операции, если у сотрудников банка возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Представляется, что в современных условиях такой инструмент вряд ли будет активно использоваться кредитными организациями. Во-первых, критерий обоснованности таких подозрений в российском законодательстве также отсутствует. Во-вторых, при условии, что российские банки обязаны осуществлять расчеты не позднее рабочего дня, следующего за днем получения платежного поручения, принять оперативное решение о квалификации такой операции как подозрительной и ее приостановлении практически невозможно, учитывая ежедневные объемы проводимых через кредитные организации операций.

В отдельных случаях российские банки не только могут, но обязаны приостановить операции по счету клиента. Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, если хотя бы одной из сторон операции является фигурант перечня террористов и экстремистов, кредитные организации приостанавливают такие операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), на два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента об их осуществлении должно быть выполнено, и направляют в уполномоченный орган сообщение о такой операции для получения разрешения о ее проведении или уведомления о дальнейшем приостановлении. В отношении такой категории лиц Федеральным законом N 134-ФЗ введено требование о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества на их счетах.

Что касается такого инструмента, как отказ в дальнейшем обслуживании клиента, то российские банки имеют право расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае вынесения ему в течение одного года двух и более решений об отказе в совершении операции. Как было отмечено ранее, одним из таких оснований является непредставление клиентом документов и сведений, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, а другим - наличие подозрений в том, что совершаемые клиентом операции носят признаки подозрительных. В связи с тем что указанные нормы малоприменимы на практике, воспользоваться правом отказа в дальнейшем обслуживании клиента российские банки в настоящее время практически не имеют возможности.

В указанных целях в распоряжении российских банков остается инструментарий, предусмотренный ГК РФ. В соответствии с данным документом основаниями для расторжения договора банковского счета являются: прекращение его действия, его исполнение (в случае договора банковского вклада (депозита) или заявление клиента о расторжении договорных отношений.

По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом только в следующих случаях:

- отсутствие движения средств по счету или наличие их предельно низкого остатка, в частности: когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

- отсутствие операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

В сложившихся условиях в рамках действующего законодательства кредитные организации используют следующие инструменты в отношении того или иного клиента для снижения уровня риска легализации, возникающего в процессе его обслуживания:

1) отключение системы дистанционного банковского обслуживания;

2) проведение платежей по расчетным документам с отложенным сроком исполнения;

3) применение повышенных тарифов за исполнение банком функций агента валютного контроля.

В соответствии с письмом Банка России от 27 апреля 2007 г. N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)", в случае выявления сомнительных операций клиентов кредитным организациям рекомендуется отказывать им в приеме платежных поручений, подписанных аналогом собственноручной подписи, а принимать от них только расчетные документы на бумажном носителе, оформленные надлежащим образом.

Следует отметить, что несколько лет назад указанная мера была действенной, но с течением времени криминальное сообщество адаптировалось и активно использует подставных лиц, которые на основании фиктивных доверенностей по распоряжению счетом клиента обращаются в банк и представляют платежные поручения на бумажном носителе за собственноручной подписью.

Что касается проведения платежей по расчетным документам с отложенным сроком исполнения, то статьей 849 ГК РФ предусмотрено право кредитных организаций зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Однако на практике отсрочка платежа не более чем на один рабочий день, не представляет существенного препятствия для криминальных структур в проведении подозрительных операций.

Применение повышенных тарифов за исполнение банком функций агента валютного контроля возможно в случае, если договором банковского счета предусмотрена возможность кредитной организации в одностороннем порядке пересматривать индивидуальный тариф при заблаговременном соответствующем уведомлении об этом клиента. На сегодняшний день это является единственной мерой российских кредитных организаций по пресечению их использования в качестве инструмента для вывода денежных средств за рубеж.

По итогам изложенного можно сделать вывод о том, что сформированная к настоящему времени национальная система ПОД/ФТ преимущественно ориентирована на воспрепятствование движению активов экстремистских организаций и террористов через банковскую систему, в то время как на различных стадиях взаимоотношений с клиентами кредитные организации подвержены высокому риску их использования в целях легализации доходов, полученных преступным путем.

Вступившие 30 июня 2013 г. изменения в антилегализационное законодательство номинально расширили перечень инструментов, имеющихся в распоряжении кредитной организации для противодействия их вовлечения в подозрительные схемы на различных этапах взаимоотношений с клиентами. Однако фактически основные из них могут быть использованы банком только за счет принятия правового риска по причине того, что условием их применения является наличие обоснованных подозрений, что деятельность клиента связна с легализацией преступных доходов. При этом критерии верифицируемости (обоснованности) таких подозрений в российском законодательстве отсутствуют. Таким образом, на современном этапе развития национальной системы ПОД/ФТ инструменты, направленные на повышение устойчивости национальной банковской системы от противоправных посягательств клиентов в целях легализации преступных доходов, требуют совершенствования.

Далее рассмотрим методы и инструменты управления операционным риском в области ПОД/ФТ, реализация которого, как указано ранее, может стать источником риска легализации преступных доходов в кредитной организации. Перечень инструментов управления операционным риском в области ПОД/ФТ определяется подходом к управлению таким риском. Придерживаясь двух основных концептуальных подходов (устранение причин возникновения риска и смягчение последствий их реализации), можно выделить две основные группы инструментов, связанные:

с созданием резервов, аналогичных резервам по ссудам, и поддержанием достаточности капитала под операционный риск с учетом деятельности кредитной организации в области ПОД/ФТ;

с устранением или смягчением воздействия внутренних факторов такого риска на его уровень (персонал, бизнес-процессы, системы).

Учитывая то, что управлять внешними факторами риска на уровне коммерческого банка не представляется возможным, вопрос снижения риска в кредитной организации сводится к устранению или смягчению воздействия внутренних факторов на его уровень.

Как было отмечено ранее, одним из факторов рассматриваемого риска являются сбой или недостатки в функционировании внутренних автоматизированных систем, используемых кредитной организацией для выявления подлежащих обязательному контролю операций, формирования и направления сведений о них в уполномоченный орган.

В условиях возрастающего объема расчетных операций, проводимых кредитными организациями, существует объективная необходимость разработки и внедрения в деятельность российских банков специализированных программных комплексов, позволяющих осуществлять выявление подлежащих обязательному контролю операций и формирование сведений о них автоматизированным способом. Наличие в кредитной организации автоматизированного информационного ресурса, аккумулирующего сведения о банковских операциях как минимум за три предыдущих операционных дня с настроенными параметрами отбора, которые соответствуют критериям и признакам подлежащих обязательному контролю операций, позволило бы осуществлять последующий контроль полноты выявления подразделениями банка таких операций. Представляется, что данные контрольные процедуры должны осуществляться специалистом по финансовому мониторингу. В целях повышения эффективности указанного инструмента в основе разработки обозначенного программного модуля должен лежать следующий принцип: источники данных, подгружаемые в такую систему, должны отличаться от источников, используемых подразделениями для выявления подлежащих обязательному контролю операций.

Автоматизация отдельных процедур может применяться и в рамках осуществления кредитной организацией процедуры идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей. Реализация функционала по выявлению клиентов с заданным сроком истечения обновления сведений, хранению идентификационных данных в электронном виде позволила бы не только снизить риск ненадлежащего исполнения указанных процедур, но и трудозатраты для их реализации.

Что касается риска невыявления сделок, подлежащих обязательному контролю, то в данном случае наличие программных комплексов не является основным инструментом снижения уровня такого риска. Это объясняется следующим. В качестве первичных документов при формировании сведений о сделках финансовой аренды (лизинга), сделках с драгоценными металлами и недвижимым имуществом используются договоры и иные документы, подтверждающие факт их совершения. Таким образом, осуществить их выявление с использованием автоматизированных систем учета банковских операций не представляется возможным. В данном случае следует использовать такой инструмент, как регламент, описывающий бизнес-процессы в рамках выявления подразделениями подлежащих обязательному контролю сделок и представления сведений о них в адрес ответственного сотрудника.

Такой фактор операционного риска в области ПОД/ФТ, как "бизнес-процессы" проявляется в отсутствие в кредитной организации:

- документа, регламентирующего процедуры взаимодействия подразделений при исполнении требований антилегализационного законодательства, и порядка распределения ответственности за допущенные нарушения в его реализации;

- отлаженного механизма взаимодействия подразделений кредитной организации в процессе реализации указанных требований.

В соответствии с положением N 375-П одним из базовых принципов организации в российских банках внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, является "участие всех сотрудников подразделений кредитной организации, осуществляющих банковские операции и сделки, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".

Согласно позиции регулятора основные принципы управления операционным риском рекомендуется отражать во внутренних документах кредитной организации, определяющих ее организационную структуру, а также организацию внутренних процессов. Отметим, что указанные рекомендации нашли отражение в положении Банка России N 375-П в части формирования эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем: согласно пункту 2.5 указанного нормативного документа в кредитной организации должен быть определен порядок (схема) взаимодействия ответственного сотрудника с сотрудниками иных подразделений кредитной организации.

Таким образом, национальная система ПОД/ФТ требует наличия в российском коммерческом банке как субъекте такой системы регламента, определяющего порядок взаимодействия подразделений при реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ. Данный регламент должен быть выстроен с учетом конкретных особенностей каждой кредитной организации (характера бизнес-процессов, предлагаемых видов банковского облуживания, организационной структуры, наличия филиалов, в том числе в других городах, и пр.).

В связи с тем что указанный инструмент главным образом направлен на снижение риска неисполнения кредитными организациями требований антилегализационного законодательства в части выявления подлежащих обязательному контролю сделок и представления сведений о них в уполномоченный орган, в нем должны быть отражены такие принципы взаимодействия ответственного сотрудника банка с подразделениями кредитной организации, как:

- срочность;

- определенность объектов и субъектов выявления;

- последующий контроль.

Что касается принципа срочности, то в кредитной организации должны быть установлены единые для всех подразделений сроки представления сведений в адрес ответственного сотрудника о подлежащих обязательному контролю операциях и сделках.

Определенность объектов и субъектов выявления означает, что для каждого из подразделений кредитной организации должен быть установлен перечень сделок, подлежащих выявлению, исходя из специфики его деятельности. Принцип последующего контроля предполагает осуществление внутренним подразделением контроля полноты и корректности представления сведений в адрес ответственного сотрудника банка.

В целях реализации принципа определенности субъектов выявления необходимо сформировать перечень подразделений, в деятельности которых могут быть выявлены подлежащие обязательному контролю сделок. Указанный типовой перечень может быть использован в кредитной организации в качестве основы для построения регламента взаимодействия ответственного сотрудника с подразделениями.

Следует отметить, что в кредитной организации также должен быть организован последующий контроль полноты выявления подлежащих обязательному контролю сделок как на уровне выявляющих подразделений, так и на уровне ответственного сотрудника. В этой связи за указанными подразделениями необходимо закрепить обязанность проводить процедуры последующего контроля входящих для обработки документов за три предыдущих операционных дня. На уровне ответственного сотрудника такой контроль может быть осуществлен следующими способами:

- ежедневный мониторинг журнала учета входящих в банк договоров за три предыдущих операционных дня;

- обработка сведений об операциях и сделках, подлежащих обязательному контролю, поступающих от юридического (правового) подразделения банка, осуществляющего проверку легитимности представляемых клиентами банка договоров.

Таким образом, в кредитной организации должен быть сформирован журнал учета входящих договоров, в котором в обязательном порядке должны указываться следующие сведения: номер и дата договора, предмет и сумма, а также стороны по сделке, наименование выявившего подразделения. При разработке и создании указанного информационного ресурса необходимо обеспечить оперативный доступ к нему сотрудникам, осуществляющим сопровождение операций и сделок клиентов банка, для внесения дополнений, а также наличие функций отбора по заданному параметру для минимизации трудозатрат ответственного сотрудника при его мониторинге.

В соответствии с указанием Банка России от 09 августа 2004 г. N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях" в банке должна быть разработана программа подготовки и обучения кадров в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Ввиду наличия такого фактора операционного риска в сфере ПОД/ФТ, как "персонал", кредитным организациям следует уделять должное внимание такому инструменту, как обучение кадров.

Во-первых, необходимо определить перечень подразделений, которые исходя из специфики своей деятельности осуществляют те или иные процедуры внутреннего противолегализационного контроля, и подготовить учебные программы соответствующего содержания. Во-вторых, наряду с дистанционными курсами необходимо использовать и такую форму обучающих мероприятий, как очное обучение с качественным подготовленным лекционным материалом и практическими примерами.

Таким образом, следует выделить четыре основных инструмента, направленных на ограничения воздействия внутренних факторов на уровень операционного риска в области ПОД/ФТ:

1) регламент взаимодействия внутренних структурных подразделений кредитной организации, определяющий порядок их взаимодействия в рамках исполнения противолегализационных процедур, а также закрепляющий зоны ответственности за их ненадлежащее исполнение;

2) наличие автоматизированных процедур, позволяющих проводить последующий контроль полноты выявления подразделениями подлежащих обязательному контролю операций, в автоматическом режиме заполнять отдельные поля сообщений, формируемых для направления в уполномоченный орган, а также контролировать сроки планового обновления идентификационных сведений клиентов и обеспечивать хранение такой информации в электронном виде;

3) обучение сотрудников кредитной организации практическим аспектам реализации внутренних противолегализационных процедур в рамках их компетенции исходя из специфики исполняемого ими функционала;

4) формирование резервов под операционные потери на случай реализации операционного риска и применения административных мер воздействия к кредитной организации.