logo
Актуальные вопросы развития национальных систем противодейст

5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц

Рекомендация 12 оговаривает, что финансовые учреждения должны принимать разумные меры, позволяющие определить, является ли клиент (и/или конечный бенефициарный собственник) публичным должностным лицом/политически значимым лицом своей страны или лицом, которому вверены или же были вверены важные функции в международной организации/структуре/институте.

В случаях более высокого риска деловых отношений с такими лицами финансовые учреждения должны быть обязаны применять такие меры, как получение разрешения руководства на установление/продолжение отношений деловых отношений с клиентом, устанавливать источник происхождения средств и осуществлять усиленный постоянный мониторинг операций такого клиента. В прежней редакции Рекомендаций в качестве объекта особого внимания выступали только иностранные публичные должностные лица / политически значимые лица, тогда как в новой редакции в данную категорию включены и национальные.

Мы полагаем, что попадание в фокус повышенного внимания национальных публичных должностных лиц / политически значимых лиц соответствует интересам всех без исключения государств ЕврАзЭС. Вместе с тем, стремясь внедрить международные антикоррупционные стандарты, страны ЕврАзЭС могут столкнуться с проблемой несоответствия внедряемым стандартам действующего национального законодательства (а зачастую и противоречия ему). Примером может служить статья 20 Конвенции ООН против коррупции, ратификация которой, по мнению российской, стороны противоречит Конституции.