logo
Актуальные вопросы развития национальных систем противодейст

3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления

Данное изменение, на наш взгляд, безусловно, соответствует интересам государств ЕврАзЭС. В настоящее время мировой тенденцией является оптимизация и упорядочение вопросов налогообложения, которые, с одной стороны, направлены на "обеление" и предотвращение злоупотребления использования преимуществами оффшорных юрисдикции юридическими лицами, а с другой стороны, - практически ликвидацию понятия банковской тайны на международном уровне.

Самым ярким примером данной тенденции, на наш взгляд, является американский закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA)*(137), вступивший в силу с 1 января 2013 г. и предусматривающий внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Механизм применения FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальное соглашение с налоговой службой США (IRS) по вопросам осуществления контроля за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных финансовых организациях, и информировать о них налоговую службу США.

Неучастие в FATCA российских финансовых организаций создаст для них дополнительные правовые и репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций. В частности, такие санкции будут выражаться в виде принудительного изъятия 30% от сумм международных банковских переводов, а выполнение требований FATCA - в виде рисков нарушения российского законодательства о банковской, налоговой тайне, а также о персональных данных.

В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не сформировано солидарной позиции по отношению к FATCA. Вместе с тем ряд европейских государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания) достигли договоренности с правительством США о формате участия в FATCA.

На заседании членов группы 10 Комитета ОЭСР по налоговым вопросам представители Минфина России достигли принципиальной договоренности с представителями IRS о проведении переговоров по проблеме реализации положений FATCA. Кроме того, делегация ФНС России обсудила проблемы обмена налоговой информацией в рамках данного Закона с руководством налоговой службы США.

Вместе с тем Минфин России отмечал, что в любом случае обмен информацией с американской стороной должен строиться на взаимной основе, причем не на основе специального межправительственного соглашения, а строго в рамках российско-американского договора об избежании двойного налогообложения.

На наш взгляд, расширение списка предикатных преступлений*(138) за счет налоговых преступлений для стран ЕврАзЭС будет безусловным плюсом, однако реализация данного нововведения на практике на первых порах может сталкиваться с рядом трудностей, особенно с учетом того, что ряд западных стран может, используя свое доминирующее положение в мировой финансовой системе и политический вес, предъявлять повышенные требования к более "слабым" странам, в том числе из числа государств ЕврАзЭС. Мы полагаем, что реализация данного нововведения, равно как и любые взаимоотношения с блоком ведущих западных стран, были бы полезны при условии выработки единой консолидированной позиции всех стран ЕврАзЭС.