3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
Данное изменение, на наш взгляд, безусловно, соответствует интересам государств ЕврАзЭС. В настоящее время мировой тенденцией является оптимизация и упорядочение вопросов налогообложения, которые, с одной стороны, направлены на "обеление" и предотвращение злоупотребления использования преимуществами оффшорных юрисдикции юридическими лицами, а с другой стороны, - практически ликвидацию понятия банковской тайны на международном уровне.
Самым ярким примером данной тенденции, на наш взгляд, является американский закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA)*(137), вступивший в силу с 1 января 2013 г. и предусматривающий внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Механизм применения FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальное соглашение с налоговой службой США (IRS) по вопросам осуществления контроля за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных финансовых организациях, и информировать о них налоговую службу США.
Неучастие в FATCA российских финансовых организаций создаст для них дополнительные правовые и репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций. В частности, такие санкции будут выражаться в виде принудительного изъятия 30% от сумм международных банковских переводов, а выполнение требований FATCA - в виде рисков нарушения российского законодательства о банковской, налоговой тайне, а также о персональных данных.
В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не сформировано солидарной позиции по отношению к FATCA. Вместе с тем ряд европейских государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания) достигли договоренности с правительством США о формате участия в FATCA.
На заседании членов группы 10 Комитета ОЭСР по налоговым вопросам представители Минфина России достигли принципиальной договоренности с представителями IRS о проведении переговоров по проблеме реализации положений FATCA. Кроме того, делегация ФНС России обсудила проблемы обмена налоговой информацией в рамках данного Закона с руководством налоговой службы США.
Вместе с тем Минфин России отмечал, что в любом случае обмен информацией с американской стороной должен строиться на взаимной основе, причем не на основе специального межправительственного соглашения, а строго в рамках российско-американского договора об избежании двойного налогообложения.
На наш взгляд, расширение списка предикатных преступлений*(138) за счет налоговых преступлений для стран ЕврАзЭС будет безусловным плюсом, однако реализация данного нововведения на практике на первых порах может сталкиваться с рядом трудностей, особенно с учетом того, что ряд западных стран может, используя свое доминирующее положение в мировой финансовой системе и политический вес, предъявлять повышенные требования к более "слабым" странам, в том числе из числа государств ЕврАзЭС. Мы полагаем, что реализация данного нововведения, равно как и любые взаимоотношения с блоком ведущих западных стран, были бы полезны при условии выработки единой консолидированной позиции всех стран ЕврАзЭС.
- Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс Введение
- 1.2. Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
- 2. Правовые и институциональные основы формирования системы под/фт в ес и других интеграционных образованиях
- 2.1. Рекомендации фатф как международный стандарт по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Опыт применения в ес
- 2.2. Деятельность иных международных организаций в области под/фт
- 3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ под/фт в ЕврАзЭс
- Европейская система финансового надзора
- Европейский Комитет системных рисков
- Орган по банковскому надзору
- Объединенный комитет Европейских надзорных органов
- 1.2. Институциональные основы под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(48)
- 1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)
- Российская Федерация*(57)
- Белоруссия*(75)
- Казахстан*(77)
- Кыргызская Республика*(86)
- Республика Таджикистан*(88)
- Субрегиональный институциональный уровень под/фт на пространстве ЕврАзЭс*(95)
- Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс
- Рассмотрение вопросов взаимодействия национальных подразделений финансовой разведки в рамках ЕврАзЭс
- 2. На ключевое место в новой редакции Рекомендаций выходит проблематика внедрения и применения риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1)
- 3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
- 4. В соответствии с новой редакцией стандартов фатф (Рекомендация 5) уточнено понятие преступления финансирования терроризма
- 5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц
- 6. Повышение прозрачности юридических лиц
- 7. Повышение прозрачности безналичных переводов
- 8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
- 9. Расширение международного сотрудничества
- Особенности имплементации новых Рекомендаций фатф в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭс
- 1.4. Актуальные вопросы взаимосвязи и координации политики в области под/фт/фрому и антикоррупционной политики в ЕврАзЭс*(152)
- Выводы в отношении гармонизации национального законодательства государств - членов ЕврАзЭс сфере под/фт
- В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
- В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
- Глава II. Проблемы и перспективы развития национальной системы под/фт применительно к банковскому сектору России
- 2.1. Особенности реализации международных противолегализационных процедур в российской банковской практике
- 2.2. Сущность, факторы и виды банковских рисков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
- Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
- 2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт
- 2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем