logo
Актуальные вопросы развития национальных систем противодейст

Кыргызская Республика*(86)

Базовым Законом в сфере ПОД/ФТ в Кыргызской Республике является Закон по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), вступивший в силу 8 ноября 2006 г. Интересным моментом является тот факт, что базовый Закон и уполномоченный орган в числе прочего ориентированы и на противодействие экстремизму (статья 1 базового Закона), о чем не делается особого акцента в базовых законах других стран.

Уполномоченный государственный орган (в соответствии со статьей 2 базового Закона) - государственный орган, учреждаемый или определяемый в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и уполномоченный в соответствии с базовым Законом осуществлять сбор, анализ и хранение информации о подозрительных операциях (сделках) и об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, а также проводить мероприятия, направленные на противодействие финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в целях обеспечения финансовой безопасности государства.

В Кыргызской Республике с сентября 2005 г. создано подразделение финансовой разведки, которое в соответствии с постановлением Правительства от 12 января 2012 г. N 12 "Об органах государственного управления при Правительстве Кыргызской Республики и других организациях в ведении Правительства Кыргызской Республики" действует в подчинении Правительства, являясь отдельным государственным органом, постановлением Правительства N 88 от 10 февраля 2012 г. штатная численность государственных служащих определена в количестве 28 человек, обслуживающего персонала - 20 человек. ПФР Кыргызской Республики является ПФР административного типа. ПФР Кыргызской Республики ориентирована в первую очередь на обеспечение защиты целостности и устойчивости национальной финансовой системы.

В рамках базового Закона и на основании положения о службе подразделением финансовой разведки подписаны межведомственные соглашения о взаимном сотрудничестве и представлении сведений с Национальным банком, Государственной службой Кыргызской Республики по контролю наркотиков, Государственной службой финансовой полиции и рядом других ведомств. В 2012 г. с целью усиления надзора и мониторинга за деятельностью лиц, представляющих сведения в ПФР согласно законодательству, перезаключены соглашения с Национальным банком, Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики, Департаментом драгоценных металлов при Министерстве финансов Кыргызской Республики, Государственным агентством при Правительстве Кыргызской Республики*(87). В статье 2 базового Закона определен перечень лиц, представляющих сведения (в отношении базового Закона) - юридическое и/или физическое лицо, осуществляющее операции (сделки) с денежными средствами или имуществом:

- банки (включая филиалы и представительства);

- финансовые организации и учреждения (включая филиалы и представительства);

- кредитные организации (учреждения) и их филиалы;

- кредитные союзы;

- страховые/перестраховочные организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- ипотечные компании;

- компании по управлению пенсионными активами;

- лизинговые компании (финансовые);

- лица, предоставляющие услуги по переводу денежных средств или ценностей на профессиональной основе, в том числе по специализированным системам денежных переводов без открытия счета;

- лица, занимающиеся куплей или продажей или конвертированием иностранной валюты на профессиональной основе (обменное бюро);

- ломбарды и скупочные конторы;

- товарные биржи;

- нефинансовые коммерческие структуры:

- игорные заведения, такие как букмекерская контора и тотализатор;

- лица, организующие и проводящие лотереи;

- негосударственные пенсионные фонды;

- организации и агенты (брокеры), осуществляющие операции с недвижимостью или оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторы);

- лица, осуществляющие операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них (и ломом таких изделий), когда они осуществляют любые наличные операции (сделки) с клиентом;

- иные лица, осуществляющие операции (сделки) с денежными средствами или имуществом:

- лица, оказывающие услуги по доверительному управлению, в том числе трастовые компании (за исключением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг);

- организации, документально удостоверяющие или регистрирующие права на недвижимое и движимое имущество;

- организации почтовой и телеграфной связи, осуществляющие переводы денежных средств.

В соответствии с базовым Законом (статья 5) уполномоченный государственный орган в пределах своей компетенции:

1) проводит сбор, обработку и анализ информации, связанной с операциями (сделками), подлежащими обязательному контролю;

2) разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию системы предупреждения, выявления и пресечения подозрительных операций (сделок), а также операций (сделок), связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, включая предоставление разъяснений по применению мер по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в частности, в выявлении подозрительных операций (сделок) и направлении доклада о них;

3) представляет в суд (судье), прокурору, в органы следствия и органы дознания обобщенные материалы, связанные с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на основе официальных письменных запросов по возбужденным делам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Указанная информация может представляться уполномоченным государственным органом в правоохранительные органы и суды по своей инициативе;

4) осуществляет свою деятельность по предупреждению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

5) в соответствии с действующим законодательством имеет право доступа (пользования) к базам данных (реестрам), формирование и (или) ведение которых осуществляются государственными органами;

6) при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, направляет соответствующий обобщенный материал в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;

7) издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, обязательные для исполнения лицами, представляющими сведения;

8) направляет письменные запросы к лицам, представляющим сведения, по информации, указанной в статье 4 настоящего Закона, как в отношении операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, так и в отношении информации, связанной с клиентами и бенефициарными собственниками (выгодоприобретателями);

9) в отношении любой информации, полученной в соответствии с выполняемыми функциями, имеет право запрашивать и получать от государственных органов и лиц, представляющих сведения, любую дополнительную информацию, связанную с противодействием финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Государственные органы и лица, представляющие сведения, обязаны представить уполномоченному государственному органу затребованную информацию в установленные сроки и по установленной форме.

Уполномоченный государственный орган замораживает на срок до пяти рабочих дней осуществление операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, в случае если хотя бы одной из сторон, участвующих в этих операциях (сделках), является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения об участии в террористической или экстремистской деятельности (финансирование терроризма или экстремизма); в случае если информация, полученная им в соответствии с пунктом 5 статьи 3 базового Закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

Замораживание операций (сделок) с денежными средствами и имуществом физических и юридических лиц, в отношении которых имеются достоверные сведения об участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма), не является основанием возникновения гражданско-правовой и иной ответственности уполномоченного государственного органа.

Базовым Законом (статья 6) определен перечень критериев, в соответствии с которыми операции (сделки) подлежат обязательному контролю. Подлежат контролю все операции, являющиеся подозрительными, реализован пороговый и видовой (по видам операциям) подход.

В целом подразделение финансовой разведки (ПФР) Киргизии, являясь ПФР административного типа, на наш взгляд соотносится с ранее рассмотренными ПФР России, Казахстана и Белоруссии.

На учредительной конференции ЕАГ 6 октября 2004 г. в Москве Кыргызская Республика стала членом Евразийской группы, а с мая 2009 г. ПФР Кыргызстана входит в Группу "Эгмонт".

На наш взгляд, недостаточность ресурсов и полномочий осложняет и без того непростую обстановку в стране, которая рассматривается международной организованной преступностью как транзитный перевалочный пункт афганского наркотрафика. Мы полагаем, что при небольшой численности ПФР Республики Кыргызстан эффективно выявлять каналы финансирования наркотрафика затруднительно. Кроме того, на наш взгляд, ПФР целесообразно реформировать в структуру правоохранительного типа, существенно расширив полномочия и увеличив штат сотрудников.