logo
Актуальные вопросы развития национальных систем противодейст

Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс

С учетом принятия новых стандартов ФАТФ в феврале 2012 г., основной акцент которых сделан на применении риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1), оценки рисков (на наднациональном, национальном, секторальном уровнях, на уровне субъекта хозяйственной деятельности), а также с учетом процесса пересмотра методологии оценки ФАТФ с упором на эффективность мы полагаем неизбежным изменение институциональных основ ПОД/ФТ во всех национальных юрисдикциях мира, включая страны ЕврАзЭС в ближайшие 5 лет. На текущий момент странам предстоит провести процесс национальной оценки рисков (а в ряде случаев и наднациональной применительно к существующим субрегиональным группировкам, в которых страны состоят), по результатам которого может потребоваться существенное изменение институциональных основ национальных систем ПОД/ФТ (и финансового мониторинга).

С учетом того факта, что непосредственно в формате ЕврАзЭС проблематика финансового мониторинга своего разрешения пока не нашла (эта проблематика решается в более широком формате - в частности в формате ЕАГ), на повестке дня остро встает вопрос об исследовании путей формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭС и оценки перспектив данного процесса.

Законодателем в процессе принятия международных стандартов в области ПОД/ФТ являются ФАТФ и отчасти региональные группы по ее типу. Для государств ЕврАзЭС это прежде всего ЕАГ. Именно эти две структуры - ФАТФ и ЕАГ - будут определять пути формирования институциональных основ финансового мониторинга и ПОД/ФТ на всем постсоветском пространстве. При этом ФАТФ будет делать это путем развития своих стандартов с доведением их до каждой отдельно взятой юрисдикции с использованием существующего санкционного механизма в случае их неприятия, а ЕАГ, являясь проводником идей ФАТФ, с учетом специфики стран членов ЕАГ определит, как стандарты ФАТФ следует имплементировать в национальные законодательства стран - членов ЕврАзЭС.

На наш взгляд, возможны следующие основные пути развития институциональных основ финансового мониторинга для стран ЕврАзЭС:

1) "обособление" национальных юрисдикции ЕврАзЭС и принятие ими собственных законодательных механизмов регулирования данной сферы с частичным согласованием с партнерами по интеграционным структурам - прежде всего ЕврАзЭС. При этом законодательство будет ориентировано на требования ФАТФ, и механизм имплементации международных стандартов ПОД/ФТ может разниться от страны к стране. Однако данный вариант, на наш взгляд, маловероятен прежде всего по причине интеграционных инициатив в формате Таможенного союза, в присоединении к которому заинтересованы Киргизия и Таджикистан;

2) более реализуемым вариантом нам представляются "гармонизация" законодательств национальных юрисдикции ЕврАзЭС и дальнейшее развитие его в едином ключе в рамках интеграционных структур, а также, возможно, и создание модельного законодательства для данной сферы странами ЕврАзЭС (при этом организационно вопрос может быть отнесен к ведению Евразийской экономической комиссии на начальном этапе). Сама гармонизация основ финансового мониторинга (как следствие процесса гармонизации законодательства) в данном случае, вероятно, будет строиться по российскому образцу (Россия - лидер и основатель ЕАГ и Совета глав ПФР государств ЕврАзЭС, член ФАТФ). В данном случае основным вопросом будут возможность и готовность делегирования полномочий государствами ЕврАзЭС в наднациональные органы Сообщества и согласование механизмов, созданных в рамках Таможенного союза с другими государствами, входящими в ЕврАзЭС.

Если рассматривать общие центробежные и центростремительные тенденции на постсоветском пространстве, обусловленные более политическими, нежели экономическими факторами, то сфера финансового мониторинга и связанные с нею организации (ЕАГ, Совет руководителей ПФР государств - участников СНГ) по причине того, что не направлены непосредственно на интеграцию (а ориентированы на чисто прагматическое сотрудничество в конкретной сфере - ПОД/ФТ) обладают большей степенью свободы. Кроме того, ЕАГ, являясь логичным продолжателем линии ФАТФ, не противопоставляет себя международному сообществу (что происходит в процессе конкурирования за геополитическое влияние на страны Центральной Азии в других сферах), а является проводником его стандартов. И возможность лавирования для извлечения политических дивидендов для стран Центральной Азии между Россией и странами Запада в данном случае минимальна. Все это позволяет говорить о данной сфере (финансового мониторинга и ПОД/ФТ) как наиболее перспективной и "прорывной" среди всех интеграционных инициатив на пространстве ЕврАзЭС. На наш взгляд, наличие в ФАТФ пусть и имеющих недостатки, но конкретных и четких критериев соответствия (которые сейчас, в преддверии нового раунда взаимных оценок, пересматриваются) - стандартов ПОД/ФТ - позволяет странам ориентироваться на четкие правила игры. И в данном случае успех неизбежен.

Вместе с тем, говоря о взаимовлиянии политических организаций на происходящие на постсоветском пространстве процессы, нужно отметить, что в ЕАГ входят также Индия и Китай. При этом обе эти страны являются также членами АТГ*(99). А с Китаем Россия взаимосвязана широким комплексом отношений в формате ШОС. Все это усложняет существующую проблематику, но развитие текущего вектора на гармонизацию законодательства в области ПОД/ФТ (и, как следствие, институциональных основ финансового мониторинга) на пространстве как СНГ, так и ЕврАзЭС - по стандартам ФАТФ, - на наш взгляд, неизбежно.

Мы полагаем, что институциональные основы финансового мониторинга в странах ЕврАзЭС в ближайшие 5 лет, с началом процедур взаимной оценки по линии ФАТФ и ЕАГ, будут ориентированы на существующие институциональные основы в России. При этом процессы, происходящие в России (в частности, речь идет о трендах, обозначенных в проекте федерального закона N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"*(100), направленного на повышение степени прозрачности экономики и деятельность субъектов хозяйствования), найдут свое отражение в законодательстве других стран ЕврАзЭС.

Другим трендом, на наш взгляд, прямо затрагивающим институциональные основы ПОД/ФТ, станет развитие сотрудничества ЕАГ и АТГ. Не в последнюю очередь этому будут способствовать, как уже отмечалось, перспективное экономическое сотрудничество с Китаем и Индией, а также Вьетнамом (который в перспективе может стать ключевым партнером стран Таможенного союза). Все эти три государства являются членами АТГ.

При этом мы полагаем, что непосредственно в ЕврАзЭС ввиду узости его формата специализированные органы по тематике ПОД/ФТ если и будут созданы, то будут замкнуты в своей деятельности прежде всего на ЕАГ и формат СНГ. Возможно также создание специализированных подразделений при Евразийской экономической комиссии, ориентированных на реализацию стандартов ФАТФ в рамках Таможенного союза. Но вместе с тем, мы полагаем, что основным "мозговым центром" всех процессов будет являться Росфинмониторинг.

В целом же до момента проведения первых взаимных оценок по новой методологии и до появления практических рекомендаций ФАТФ в рамках взаимных оценок конкретным странам, а также аналогичных процедур по линии ЕАГ прогнозировать, как конкретно будут выглядеть институциональные основы финансового мониторинга в конкретном государстве, на сегодняшний день преждевременно. Однако, как мы уже отмечали, они, вероятно, будут ориентированы на имплементацию стандартов ФАТФ с ориентацией на Россию как бесспорного лидера среди стран ЕАГ и члена ФАТФ, имеющего близкую странам ЕврАзЭС правовую систему.

Также мы полагаем, что дискуссионные вопросы, на которые ответа нет пока, в том числе и в России (введение уголовной ответственности юридических лиц и конечный вид ее имплементации в национальное законодательство; ранее отсутствовавшие организационно-правовые формы юридических лиц - такие как трасты - и их отражение в гражданском и корпоративном законодательстве), до настоящего времени четкой ясности не имеют и будут решены позднее. Это, в свою очередь, затронет и другие страны ЕврАзЭС в ходе неизбежного процесса гармонизации законодательства.

В более или менее конечном виде законодательство, регулирующее основы ПОД/ФТ и финансового мониторинга может быть сформировано в странах ЕАГ, по нашим оценкам, к 2020 г. (по завершении очередного этапа процедуры взаимных оценок по линии ЕАГ и ФАТФ). Тогда же можно будет говорить и о некоем статичном виде институциональных основ ПОД/ФТ.