logo
Актуальные вопросы развития национальных систем противодейст

2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Одним из факторов риска легализации и операционного риска в области ПОД/ФТ является такой фактор, как внешняя среда, ограничение воздействия которого может быть достигнуто путем развития нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В частности, такая работа должна вестись по нескольким направлениям:

- доработка понятийного аппарата;

- расширение перечня и повышение эффективности инструментов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

- либерализация санкций за допущенные должностными лицами кредитных организаций нарушения "технического" характера, не повлекшие использование банка в качестве инструмента легализации преступных доходов.

Отсутствие в российском антилегализационном законодательстве четкого определения понятия "публичное должностное лицо" создает риски, связанные с их некорректным толкованием и, как следствие, ненадлежащим исполнением соответствующих противолегализационных процедур (в первую очередь по идентификации). В частности, предлагается сформировать четкий перечень должностей, которые подпадают под действие статьи 7.3 "Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц" Федерального закона N 115-ФЗ.

Доработку понятийного аппарата необходимо провести и в части регулирования деятельности кредитных организаций по выявлению подозрительных операций клиентов. В частности, необходимо определить основные виды деятельности клиентов, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем, а также сформировать их признаки на основании совокупности критериев. Представляется, что указанная работа должна вестись при взаимодействии Росфинмониторинга, правоохранительных органов и Банка России.

Исходя из наиболее распространенных в Российской Федерации видов преступной деятельности и особенностей сопряженного с ними денежного оборота предлагается выделить следующие основные виды действий клиентов, которые могут свидетельствовать о возможной легализации преступных доходов:

а) снятие с банковских счетов денежных средств в наличной форме в особо крупных размерах (обналичивание);

б) внесение наличных денежных средств на банковские счета клиентов (юридических и физических лиц) свыше пороговой суммы, например 1 млн. руб.;

в) вывод денежных средств за рубеж по фиктивным договорам купли-продажи ценных бумаг, товаров (услуг), объектов интеллектуальной собственности и пр.

Одним из недостатков нормативно-правового регулирования деятельности кредитных организаций в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, является отсутствие законодательно установленных критериев верифицируемости подозрений в том, что операции клиента могут быть связаны с отмыванием преступных доходов. При этом наличие такого рода обоснованных подозрений является основанием для отказа клиенту в совершении операции, открытии банковского счета и дальнейшего его обслуживания.

Одним из способов устранения данного недостатка могло бы стать подтверждение такого рода подозрений со стороны Росфинмониторинга в рамках совершенствования механизма информационного взаимодействия данного органа с российскими кредитными организациями. Представляется, что принципиальные изменения такого взаимодействия должны коснуться следующего. Во-первых, следует перейти от подхода информирования о "подозрительной" операции к подходу информирования о "подозрительном" клиенте, который будет также предполагать представление сведений и по операциям клиента. Во-вторых, следует наладить обратную связь, предполагающую получение кредитной организацией по ее запросу (или по инициативе национального органа финансовой разведки) компетентного суждения Росфинмониторинга в части характера деятельности клиента и его операций в случае наличия в них признаков "подозрительности".

Процесс такого взаимодействия должен содержать следующие основные этапы:

- кредитные организации на основании имеющихся в их распоряжении подозрительных схем и типологий выявляют клиентов, в отношении которых у них возникают подозрения, что их деятельность связана с легализацией доходов, полученных преступным путем;

- далее кредитная организация формирует запрос в национальный орган финансовой разведки в целях получения мотивированного суждения об уровне риска легализации, возникающего у нее в процессе обслуживания такого клиента;

- в случае выявления высокого уровня такого риска Росфинмониторинг направляет соответствующее уведомление в адрес всех кредитных организаций.

Вопрос об оценке уровня риска легализации, возникающего у кредитной организации в процессе обслуживания клиента, предлагается отнести к компетенции Росфинмониторинга в связи со следующим. Во-первых, в соответствии с Указом Президента от 13 июня 2012 г. N 808 на указанный орган исполнительной власти возложены функции по национальной оценке риска легализации доходов, полученных преступным путем. Во-вторых, на уровне кредитной организации может быть обозримо только одно звено из предполагаемой цепочки подозрительных операций с множеством счетов и участников, в связи с чем однозначно квалифицировать деятельность клиента как подозрительную не представляется возможным.

Направление Росфинмониторингом в адрес всех российских банков уведомления, содержащего информацию о том, что поддержание отношений с тем или иным лицом может иметь высокий риск легализации, обеспечит единовременное принятие мер по снижению такого риска на уровне банковской системы в целом.

Следует отметить, что схожая модель взаимодействия банков с национальным органом финансовой разведки по пресечению подозрительных операций уже действует в отдельных зарубежных странах. Так, например, в соответствии с Федеральным законом Швейцарской Конфедерации "О противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма в финансовом секторе"*(197) в случае осуществления операций клиентом банка, в отношении которого возникают подозрения в том, что он осуществляет их в целях отмывания денег, финансирования терроризма или иных криминальных целях, у банка возникает обязательство информировать об этом специализированный орган. В свою очередь, специализированный орган по итогам анализа представленной информации направляет в адрес направившего запрос банка директивы по применению инструментов противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Для наиболее эффективного использования ресурсов банковской системы в области противодействия легализации преступных доходов (в том числе коррупционных доходов) предлагается ввести обязательный контроль следующих операций свыше пороговой суммы (например, 1 млн. руб.):

- расходные и приходные операции по счетам российских публичных должностных лиц;

- внесение наличных денежных средств на счета физических лиц.

В связи с тем что ужесточение санкций к должностным лицам кредитных организаций за ненадлежащее исполнение требований антилегализационного законодательства повлекло отток специалистов финансового мониторинга и, как следствие, ослабление на уровне региональной банковской системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов, предлагается инициировать изменения в статью 15.27 КоАП. В частности, следует сузить круг нарушений, за которые привлекаются к ответственности должностные лица кредитных организаций, исключив нарушения т.н. технического характера, предусмотренные пунктами 1 и 2-2.2 указанной статьи. Право принятия решения о применении взысканий к таким лицам и их характере целесообразно полностью передать руководству кредитных организаций.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору*(198) банк должен иметь ресурсы для эффективного исполнения возложенных на него задач. В частности, его персонал должен обладать необходимой квалификацией. Указанная рекомендация представляется особенно актуальной в условиях динамичной модернизации национальной системы ПОД/ФТ. Сформировавшийся в настоящее время дефицит квалифицированных кадров, сопровождающих деятельность кредитных организаций по реализации требований антилегализационного законодательства, обусловливает необходимость усовершенствовать существующую систему подготовки кадров в сфере ПОД/ФТ.

Выводы

Одним из основных векторов развития национальной системы ПОД/ФТ является сближение основ ее функционирования с международными стандартами в указанной сфере. Следует отметить, что за последнее десятилетие российская система ПОД/ФТ прошла динамичный путь развития: в 2002 г. наша страна была признана соответствующей международным принципам в области ПОД/ФТ, а в 2013 г. - избрана председательствовать в Группе разработки финансовых мер борьбы с легализацией преступных доходов и финансирования терроризма (ФАТФ).

Вместе с тем стремительные темпы развития указанной системы сопряжены с возникающими коллизиями или недостатками нормативно-правового регулирования в сфере ПОД/ФТ. Летом 2013 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона N 134-ФЗ, который нацелен на усиление взаимодействия государственных органов и бизнес-структур, в первую очередь кредитных организаций, в части исполнения задач по ПОД/ФТ. При этом следует отметить, что российские коммерческие банки испытывают ряд трудностей при реализации требований указанного нормативного акта. Рассмотрим их подробнее.

Несмотря на создание в Российской Федерации института идентификации, до недавнего времени российским антилегализационным законодательством не было закреплено требование об установлении финансовыми учреждениями конечных бенефициаров при обслуживании своих клиентов, а только существовало требование об идентификации "выгодоприобретателей". Это - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

В связи с вступлением отдельных положений Федерального закона N 134-ФЗ в понятийный аппарат Федерального закона N 115-ФЗ был введен термин "бенефициарный владелец" со следующей формулировкой: "...физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц), владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента". Представляется, что указанная формулировка нуждается в некоторой доработке.

Исходя из требований Федерального закона N 115-ФЗ следует, что кредитная организация должна предпринимать доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарного владельца клиента. К категории клиентов в соответствии с данным Законом относятся физические и юридические лица. Таким образом, при идентификации бенефициарного владельца - юридического лица кредитной организации следует установить и собрать ряд сведений в отношении физического лица - владельца компании или того, в чьих руках сосредоточено 25% и более акций предприятия.

При этом в понимании того, кого считать бенефициарным владельцем клиента - физического лица и следует ли выявлять такую категорию лиц при идентификации розничных клиентов, возникают трудности. Для разрешения данного вопроса проведем сравнительный анализ понятий "выгодоприобретатель" и "бенефициарный владелец". Бенефициарный владелец - это термин, являющий переводом английского термина beneficial owner. При этом benefit означает польза, выгода, прибыль. Таким образом, дословно указанное понятие можно трактовать как лицо, владеющее определенным объектом и получающее от такого владения выгоду, в первую очередь финансовую. Из изложенного можно заключить, что такое лицо может владеть определенным имуществом, имущественным комплексом (предприятием). При этом согласно Федеральному закону N 115-ФЗ выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент. Если фразу "к выгоде которого действует клиент" трактовать как "получает выгоду от деятельности клиента", то, по сути, понятия "выгодоприобретатель" и "бенефицарный владелец" становятся синонимами и одно из них следует исключить из понятийного аппарата данного нормативного акта. Однако если данную фразу рассматривать как "получает выгоду от проводимой клиентом операции", то в таком случае под выгодоприобретателем понимается лицо, которое получает выгоду от конкретной операции клиента (в качестве примера можно привести платеж организации в рамках погашения ссудной задолженности за физическое лицо). При этом термины "бенефициарный владелец" и "выгодоприобретатель" становятся не взаимозаменяемыми, а взаимодополняемыми. В частности, разница между указанными определениями будет заключаться в том, что идентификация выгодоприобретателя предполагает установление лица, который получает выгоду от проведенной клиентом (физическим или юридическим лицом) операции. В то же время идентификация бенефициарного владельца подразумевает установление лица, который получает выгоду (или убыток) от деятельности клиента в целом, а не от конкретной проведенной им операции.

Исходя из изложенного представляется целесообразным требование об идентификации бенефициарных владельцев установить применительно к клиентам - юридическим лицам, а выгодоприобретателей - к клиентам - физическим лицам. Это объясняется следующим. Установить выгодоприобретателя по операции клиента - физического лица не представляется затруднительным для кредитной организации: указанная информация может быть получена из представленных клиентом расчетных документов и (или) документов, служащих основанием для проведения операции (сделки). При этом для установления лиц, имеющих возможность контролировать действия такого клиента, т.е. бенефициарного владельца, кредитной организации следует вступать в дополнительных контакт с клиентом. При этом, учитывая отсутствие в российском законодательстве ответственности клиентов кредитных организаций за представление недостоверных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, или их непредставление, качество такой информации существенно снижается. Внесение данного уточнения позволило бы кредитным организациям полноценно применять контрольные процедуры в отношении указанных лиц, а также избежать риска ненадлежащего исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ ввиду наличия неоднозначных трактовок рассматриваемых понятий.

Введение в российское антилегализационное законодательство нормы, позволяющей кредитной организации располагать сведениями о конечных бенефициарах - корпоративных клиентах, позволяет снизить следующие риски, возникающие в деятельности коммерческих банков:

- во-первых, предотвратить установление российскими банками отношений с фигурантами перечня лиц и организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень террористов и экстремистов), и, таким образом, снизить риск вовлечения в схемы финансирования терроризма;

- во-вторых, снизить кредитные риски российских банков. Наличие у кредитной организации информации о конечных бенефициарах заемщиков, в том числе потенциальных, позволило бы дать адекватную оценку отношению совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к капиталу банка и при необходимости предпринять меры по ограничению такого риска.

Федеральным законом N 134-ФЗ было введено новое требование к кредитным организациям по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень террористов и экстремистов, и лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в причастности к террористической деятельности. Таким образом, если в результате сверки клиентской базы выявлен фигурант перечисленных списков, то коммерческий банк обязан приостановить движение средств по счету такого лица (за исключением операций зачисления денежных средств или иного имущества).

Данным нормативным актом за кредитными организациями также закреплена обязанность по мониторингу сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу и проведению на регулярной основе (один раз в квартал) сверок клиентской базы на предмет совпадения с вышеуказанными списками. При этом порядок проведения таких контрольных процедур и доведения их результатов до сведения Росфинмониторинга к настоящему времени не определен.

Следует отметить, что на протяжении чуть более десяти лет российское банковское сообщество вело борьбу за расширение правового инструментария в части отказа в проведении операции клиента, открытии ему счета или исполнении заключенного с ним договора, если у кредитной организации возникают подозрения в противоправной деятельности клиента, связанной с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Вступление в силу указанного нормативного акта номинально расширило полномочия кредитных организаций в работе по противодействию их использования в целях легализации преступных доходов. Однако в реальности указанный функционал не может быть полноценно использован коммерческими банками в силу возникающих правовых рисков.

Дело в том, что условием их применения является наличие обоснованных подозрений, что деятельность клиента связна с легализацией преступных доходов. При этом критерии верифицируемости (обоснованности) таких подозрений в российском законодательстве отсутствуют. Таким образом, на современном этапе развития национальной системы ПОД/ФТ инструменты, направленные на повышение устойчивости национальной банковской системы от противоправных посягательств клиентов в целях легализации преступных доходов, требуют совершенствования.

Дополнительно следует подчеркнуть, что вступивший в силу Федеральный закон N 134-ФЗ вменил в обязанность клиентам кредитных организаций представлять обслуживающим их банкам документы и сведения, необходимые для исполнения требований законодательства в области ПОД/ФТ. Однако до момента закрепления ответственности за неисполнение указанного требования действие данной статьи имеет низкую эффективность на практике. В силу отсутствия регламентированного нормативными документами порядка взаимодействия кредитных организаций с клиентами по таким вопросам российские кредитные организации, в свою очередь, будут неохотно прибегать к использованию данной нормы из-за возникающих правовых рисков.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вступление в силу Федерального закона N 134-ФЗ ознаменовало серьезный шаг в совершенствовании основ функционирования национальной системы ПОД/ФТ, а именно - переход к концепции управления риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма как на уровне государственного сектора, так и на уровне внутрибанковского управления. Представляется, что объединение ресурсов и государственно-частное партнерство в области ПОД/ФТ позволят не только оперативно разрешать практические трудности, связанные с правоприменительной практикой в указанной сфере, но и создадут необходимую платформу для повышения эффективности функционирования национальной системы ПОД/ФТ.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) В настоящее время аббревиатура ПОД/ФТ/ФРОМУ и ПОД/ФТ понимаются как равнозначные, а, по мнению ряда экспертов, тематика ФРОМУ является составной частью тематики ФТ. В настоящие время базовый российский Закон N 115-ФЗ в своем названии тематику ФРОМУ не включает. Здесь и далее по тексту ПОД/ФТ/ФРОМУ и ПОД/ФТ предлагается полагать равнозначными.

*(2) Утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 12.

*(3) В настоящей монографии под аббревиатурой ПОД/ФТ понимается не только тематика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ), но и в необходимых случаях тематика финансирования распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).

*(4) http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml.

*(5) Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике / пер. с нем. Т. Родионовой, Дж. Войновой. М.: 1996. С. 37-38.

*(6) Зенькович Е.В. Правовые аспекты противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на рынке ценных бумаг / учеб.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 2.

*(7) Нобель П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. М., 2007. С. 974-975.

*(8) http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/illicit_drugs.pd f.

*(9) Европейское право: учебник для вузов / под ред. Л.М. Энтина. М.: Инфра-М. 2001. С. 704.

*(10) Официальный журнал Европейского союза. 2005. L 309/15.

*(11) http://www.un.org/russian/documen/scresol/res/res.htm.

*(12) Такой перевод названия организации и аббревиатура на русском языке закреплены статьей 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ / СПС "Гарант".

*(13) С официальным текстом сорока Рекомендаций можно ознакомиться в сети Интернет по адресу: http://www.fatf-gafi.org.

*(14) С официальным текстом девяти специальных Рекомендаций можно ознакомиться в сети Интернет по адресу: http://www.fatf-gafi.org/dataoecd/8/17/34849466.pdf.

*(15) С официальным текстом пересмотренных Рекомендаций можно ознакомиться по адресу: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF%2 0Recommendations%20(approved%20February%202012)%20reprint%20May%202012%20 web%20version.pdf.

*(16) Ранее Рекомендация 5 ФАТФ.

*(17) Ранее Рекомендация 7 ФАТФ.

*(18) Ранее Рекомендация 5 ФАТФ.

*(19) Действующая редакция Рекомендации 11 незначительно видоизменена и больше уделяет внимание хранению документов, касающихся сложных и крупных сделок.

*(20) http://www.apgml.org/.

*(21) http://www.cfatf-gafic.org/.

*(22) http://www.eurasiangroup.org/.

*(23) http://www.esaamlg.org/.

*(24) http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/moneyval/.

*(25) http://www.gafisud.info/.

*(26) http://www.giaba.org/.

*(27) http://www.menafatf.org/.

*(28) http://www.egmontgroup.org/.

*(29) Вестник Банка России. 2003. N 20.

*(30) Каратаев М.В. Императивы трансформации международных стандартов финансового мониторинга // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. N 12.

*(31) Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ).

*(32) Вестник Банка России. 2012. N 20.

*(33) Case 6/64 "Costa v. ENEL" 1964 // ECR 585.

*(34) Case 106/77 "Simmental" 1978 // ECR 62.

*(35) Steps to European Unity. Community progress to date: a chronology. Office for Official Publication of the European Communities. Luxembourg, 1992. P. 9.

*(36) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 7. Ст. 632.

*(37) Российская газета. 2012. N 233.

*(38) См. подробнее http://www.kremlin.ru/acts/17207.

*(39) Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.

*(40) Официальный журнал Европейского союза. 2010. L 331/5.

*(41) Совет по финансовой стабильности был создан на базе Форума финансовой стабильности - консультативного органа, учрежденного в 1999 г. министрами финансов стран Большой семерки. Созданию Форума предшествовала работа Ганса Титмаиера, тогдашнего президента Немецкого федерального банка, направленная на улучшение непосредственного взаимодействия между органами банковского регулирования и сотрудничества между органами регулирования и международными финансовыми институтами с целью укрепления мировой финансовой стабильности. См. Jan Putnis, The Banking Regulation Review, Law Business Research Ltd, London, 2010, P. 9.

*(42) Официальный журнал Европейского союза. 2010. L331/21.

*(43) Официальный журнал Европейского союза. 2010. L331/22.

*(44) http://www.nafta-sec-alena.org/en/view.aspx?conlD=590&mtpilD=122.

*(45) http://www.mercosur.org.uy/innovaportal/file/655/VCMC_1991_TRATADO_ES_Asu ncion.pdf.

*(46) http://www.aseansec.org/1217.htm.

*(47) http://www.africa-union.org/Official_documents/Treaties_Conventions_fr/Ac te%20Constitutif.pdf.

*(48) При ознакомлении с данным разделом необходимо иметь ввиду, что после принятия стандартов ФАТФ в новой редакции и в свете планируемого завершения текущего раунда процедур взаимной оценки по линии ЕАГ осуществляются существенные изменения законодательства в странах ЕврАзЭС, в связи с чем необходима проверка информации на момент прочтения на предмет ее актуальности.

*(49) При подготовке раздела использованы материалы Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru.

*(50) Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. С. 114.

*(51) Официальный сайт ФАТФ // URL: http://www.fatf-gafi.org/.

*(52) Подробнее ознакомиться с информацией о деятельности РГТФ можно на официальном сайте ЕАГ// URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/regional_bodies.php.

*(53) Подробнее с деятельностью ЕАГ можно ознакомиться на официальном сайте Группы // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/history.php.

*(54) Ознакомиться с обновленными стандартами ФАТФ можно на официальном сайте ФАТФ // URL: http://www.fatf-gafi.org/topics/fatfrecommendations/documents/internation alstandardsoncombatingmoneylaunderingandthefinancingofterrorismproliferat ionthefatfrecommendations.html и ЕАГ // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php.

*(55) Официальный сайт Группы "Эгмонт" // URL: http://www.egmontgroup.org/.

*(56) Информация по Группе "Эгмонт" // URL: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D%93%D%80%D%83%D%BF%D%BF%D%B_%C%AB%D%AD%D%B %D%BC%D%BE%D%BD%D%82%C%BB.

*(57) В связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в настоящее время производится подготовка нормативной базы подзаконного уровня и будут определенные изменения касательно порядка взаимодействия и ответственности надзорных и правоохранительных органов, изложенных в данном разделе. В частности, планируется передача надзорных функций по сектору букмекеров в пользу ФНС России и выход прокуратуры как надзорного органа на передний план по ряду субъектов. Ожидаются и иные изменения.

*(58) Здесь и далее понятие "базовый Закон" используется для профильного отраслевого закона в сфере ПОД/ФТ рассматриваемой национальной юрисдикции.

*(59) Подробнее с деятельностью Комиссии можно ознакомиться на сайте Росфинмониторинга // URL: http://www.fedsfm.ru/activity/interaction_and_coordination/interagency_co mmission/personnel.

*(60) Положение о комиссии утверждено приказом Росфинмониторинга от 08.12.2009 N 336.

*(61) Функции переданы Банку России с 1 сентября 2013 г., где образована Служба Банка России по финансовым рынкам.

*(62) URL: http://www.rg.ru/2011/05/24/rosdragkontrol.html.

*(63) URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/5342141/rosdragkontrol_mozhet_byt_s ozdan_v_blizhajshee_vremya.

*(64) URL: http://www.fedsfm.ru/activity/supervisory_activities.

*(65) С момента своего выделения из структуры Генеральной прокуратуры СК России не входит в состав Межведомственной комиссии по вопросам ПОД/ФТ.

*(66) Подробнее деятельность ассоциации освещена на сайте // URL: http://www.arb.ru.

*(67) Подробнее деятельность ассоциации освещена на сайте // URL: http://www.asros.ru/ru.

*(68) URL: http://www.bfm.ru/articles/2012/01/12/medvedev-brosil-pervogo-vice-premer a-na-borbu-s-korrupciej.html

*(69) URL: http://www.kremlin.ru/news/16101.

*(70) URL: http://www.bfm.ru/articles/2012/01/12/medvedev-brosil-pervogo-vice-premer a-na-borbu-s-korrupciej.html.

*(71) URL: http://www.bfm.ru/articles/2012/01/12/medvedev-brosil-pervogo-vice-premer a-na-borbu-s-korrupciej.html.

*(72) URL: http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-495.

*(73) URL: http://izvestia.ru/news/538271.

*(74) URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/2538241/s_kadrov_na_otmyvanie.

*(75) При подготовке раздела использована информация с официального сайта ЕАГ // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/Belarus.php.

Необходимо иметь в виду, что в преддверии завершения процессов взаимной оценки в рамках ЕАГ могут быть внесены существенные изменения в законодательство.

*(76) Подробнее можно ознакомиться на портале Союзного государства // URL: http://www.soyuz.by/.

*(77) Материал по разделу подготовлен с использованием Отчета взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма Республики Казахстан (июнь 2011 г.) // URL:http://www.eurasiangroup.org/ru/restricted/MER_2011_1_KAZ_rev.1_rus.d oc и официального сайта ЕАГ // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/Kazakhstan.php.

Необходимо иметь в виду, что в преддверии завершения процессов взаимной оценки в рамках ЕАГ могут быть внесены существенные изменения в законодательство.

*(78) Подробнее с деятельностью Таможенного союза можно ознакомиться на портале // URL: http://www.tsouz.ru/ABOUTETS/Pages/default.aspx.

*(79) URL: http://www.kfm.gov.kz/ru/about-kfm.

*(80) URL: http://www.kfm.gov.kz/ru/about-kfm/news/law-rk.

*(81) Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма Республики Казахстан (июнь 2011 г., стр. 11) // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/restricted/MER_2011_1_KAZ_rev.1_rus.doc.

*(82) Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма Республики Казахстан (июнь 2011 г., стр. 14) // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/restricted/MER_2011_1_KAZ_rev.1_rus.doc.

*(83) URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/Kazakhstan.php.

*(84) URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/restricted/MER_2011_1_KAZ_rev.1_rus.doc.

*(85) URL: http://www.kfm.gov.kz/ru/cooperation.

*(86) Раздел подготовлен с использованием материалов официального сайта ЕАГ // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/Kyrgyzstan.php и Шестого отчета о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ - 2012 // URL: www.sfr.kg/files/doc/otchety_i_plany_eag/6-otchet_o_progresse.pdf.

Необходимо иметь в виду, что в преддверии завершения процессов взаимной оценки в рамках ЕАГ могут быть внесены существенные изменения в законодательство.

*(87) Шестой отчет о прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ - 2012. Стр. 6 // URL:www.sfr.kg/files/doc/otchety_i_plany_eag/6-otchet_o_progresse.pdf.

*(88) Раздел подготовлен с использованием материалов официального сайта ЕАГ // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/Tajikistan.php.

Необходимо иметь в виду, что в преддверии завершения процессов взаимной оценки в рамках ЕАГ могут быть внесены существенные изменения в законодательство.

*(89) URL: http://www.nbt.tj/files/Laws/law_RT_ru.pdf.

*(90) URL: http://www.nbt.tj/files/Fin_mon/mon_moliyavi_ru.pdf.

*(91) Материалы по участию таможенных органов в системе ПОД/ФТ приведены согласно журналу "Таможня" (2012. N 20 [307]) // URL: http://customs.ru/images/stories/press/2012/journ/20_2012_str2.pdf.

*(92) См. подробнее: http://www.e-ds.info/page.php?id=2532.

*(93) См. подробнее: http://www.evrazes.eom/about/comission/comission/view/10.

*(94) С перечнем зарубежных представительств ФТС России можно ознакомиться: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13856& ltemid=2088.

*(95) С использованием материалов: 24 октября 2012 г. 16:20 ИТАР-ТАСС. Бюджетный комитет Госдумы поддержал ратификацию договора, препятствующего перемещению доходов в границах Таможенного союза.

*(96) Подробнее с информацией о ЕАГ можно ознакомиться: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/history.php.

*(97) Источник: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/history.php.

*(98) Источник: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121029130705.shtml.

*(99) http://www.apgml.org/default.aspx.

*(100) Принят впоследствии как Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

*(101) http://co6biTnq.npe3HfleHT.p0/%D1%81%DO%BF%D1%8O%DO%BO%DO%B2%D0%BA%D0%B8/ 1483.

*(102) Подробнее с текстом рекомендаций ФАТФ и пояснительными записками можно ознакомиться на официальном сайте ФАТФ // URL: http://www.fatf-gafi.org. Перевод на русский язык доступен по адресу (на момент общения 01.07.2013): http://www.eurasiangroup.org/ru/page_1337628340_19.php и http://eurasiangroup.org/Rekomendatcii_FATF.pdf.

*(103) Перечень организаций приведен в статье 2 постановления Правительства РФ N 245 от 17 апреля 2002 г. "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом".

*(104) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам вступила в силу 19 мая 1994 г. Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 10 декабря 1994 г. Конвенция прекратит свое действие на основании пункта 3 статьи 120 Конвенции от 7 октября 2002 г. Договаривающиеся стороны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

*(105) Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 г. Конвенция не вступила в силу для России на 18 февраля 2013 г. Договаривающиеся стороны - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина.

*(106) Подписанты: Правительство Азербайджанской Республики, Правительство Республики Молдова, Правительство Республики Армения, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Таджикистан, Правительство Грузии, Правительство Туркменистана, Правительство Республики Казахстан, Правительство Республики Узбекистан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Украины.

*(107) Договаривающиеся стороны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан. Россия ратифицировала Договор с оговорками (Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 176-ФЗ). Договор вступил в силу для России 13 января 2005 г.

*(108) Договор ратифицирован Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 249-ФЗ. Документ вступил в силу 20 февраля 2013 г.

*(109) Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. С. 730-731.

*(110) Незаконные доходы подразумевают более широкую предметную область, нежели преступные доходы.

*(111) Зубков В.А., Осипов С.К. Указ. соч. С. 731, 732.

*(112) Там же.

*(113) Зубков В.А., Осипов С.К. Указ. соч. С. 731-733.

*(114) Там же. С. 731-736.

*(115) Там же.

*(116) Основной базисный источник (на русском языке) для проведения научного анализа рекомендаций ФАТФ в целях написания настоящей главы, в том числе при отсутствии прямого указания в каждом конкретном случае: Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: Вече, 2012. На момент написания настоящей главы доступно по ссылке: http://eurasiangroup.org/Rekomendatcii_FATF.pdf Примечания: 1) все приводимые ссылки актуальны на момент написания и могут быть изменены (в т.ч. быть неработоспособными) по независящим от авторов причинам;

2) с учетом мнения ряда научных экспертов приводимая по тексту трактовка рекомендаций ФАТФ может отличаться от первоисточника (см. выше), что является следствием авторской оценочной позиции (оценочного суждения) для целей проведения научного анализа и не имеет целью нарушения/присвоения в какой бы то ни было форме каких бы то ни было прав (авторских, смежных, исключительных) касательно текста Рекомендаций ФАТФ и сопутствующего материала применительно к указанному выше и иным источникам;

3) в соответствии с установленным правообладателем ограничением на использование оригинального текста рекомендаций ФАТФ на английском языке перевод на русский язык авторским коллективом с последующим приведением в настоящей главе не осуществлялся. Вместе с тем авторский коллектив использовал оригинальный английский текст для лучшего понимания сути русскоязычного источника.

*(117) Подробнее ознакомиться с новой редакцией Рекомендаций можно на сайте FATF // URL: http://www.fatf-gafi.org. Русский перевод представлен в профильном разделе на сайте ЕАГ // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php.

*(118) Методология раскрывает основные принципы, заложенные в рекомендациях ФАТФ с учетом имеющегося обобщенного международного опыта в сфере ПОД/ФТ. Подробнее: http://www.eurasiangroup.org/ru/mutual_evaluations.php.

*(119) Подробнее: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/regional_bodies.php.

*(120) Беларусь Сегодня (sb.by), Минск, 23 ноября 2012 г. Разведка доложила точно // URL: http://www.sb.by/post/139650/.

*(121) FATF Public Statement - 19 October 2012. // URL: http://www.fatf-gafi.org/topics/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/ documents/fatfpublicstatement-19october2012.html.

*(122) Приведенное название носит неофициальный характер.

*(123) FATF Public Statement - 19 October 2012. // URL: http://www.fatf-gafi.org/topics/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/ documents/fatfpublicstatement-19october2012.html.

*(124) Приведенное название носит неофициальный характер.

*(125) Согласно: Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения/пер. с англ. М.: Вече, 2012 // URL: http://eurasiangroup.org/Rekomendatcii_FATF.pdf.

*(126) Для целей настоящей главы аббревиатуры ПОД/ФТ и ПОД/ФТ/ФРОМУ по смыслу полагать равнозначными.

*(127) ОДКБ - Организация договора коллективной безопасности http://odkb-csto.org/.

*(128) COSO (Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредуэя) - национальная комиссия по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью создана в 1985 г. в США на средства профессиональных саморегулируемых организаций.

*(129) http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF_R ecommendations.pdf, русская версия доступна: http://eurasiangroup.org/Rekomendatcii_FATF.pdf (дата обращения 24-07-2013 г.)

*(130) Зыкова Т. Пятно на платье от купюр. Интернет становится доходным сектором для "грязных" денег // Российская газета. 2013. 30 июля. URL: http://rg.ru/2013/07/30/nechaev.html (дата обращения 30.07.2013 г.)

*(131) Коммюнике лидеров "Группы восьми" от 18 июня 2013 г. // URL: http://события.президент.рф/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8/14 83 (дата обращения 30.07.2013 г.).

*(132) Зыкова Т. Указ. соч. // URL: http://rg.ru/2013/07/30/nechaev.html (дата обращения 30.07.2013 г.).

*(133) Там же // URL: http://rg.ru/2013/07/30/nechaev.html (дата обращения 30.07.2013 г.).

*(134) Руководящие указания ФАТФ по оценке рисков ОД/ФТ на национальном уровне // URL: http://eurasiangroup.org/FATF_risk_accessment.pdf (дата обращения 30.07.2013 г.).

*(135) http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/latestnews/163-konferentsiya-otsenke-ri skov (дата обращения 30.07.2013 г.).

*(136) http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/latestnews/163-konferentsiya-otsenke-ri skov (дата обращения 30.07.2013 г.).

*(137) Информация по FATCA приводится на основе письма Минфина России от 24 апреля 2012 г. N 03-08-07 и материалов Ассоциации российских банков. Подробнее можно ознакомиться также: http://www.arb.ru/site/docs/docs.php?doc=1391.

*(138) Со списком предикатных преступлений в прежней редакции можно ознакомиться: Методология оценки соответствия 40 Рекомендациям и 9 Специальным рекомендациям ФАТФ. С. 88, 89. // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php.

*(139) http://www.inform.kz/rus/article/2512343.

*(140) Все приводимые в главе требования не цитируют дословно Рекомендаций ФАТФ, а отражают содержащийся в них, по мнению авторов, ключевой для стран ЕврАзЭС смысл.

*(141) Все приводимые в главе требования не цитируют дословно Рекомендаций ФАТФ, а отражают содержащийся в них, по мнению авторов, ключевой для стран ЕврАзЭС смысл.

*(142) То же.

*(143) Резолюция 1267 (1999) и резолюции, принятые в ее развитие, и резолюция 1373 (2001).

*(144) http://www.agentura.ru/infrastructure/sharing/rats/rendition.

*(145) Подробнее ознакомиться с материалами по РАТФ ШОС можно по ссылке: http://www.agentura.ru/infrastructure/sharing/rats/, http://www.agentura.ru/infrastructure/sharing/rats/bd/

*(146) http://lenta.ru/news/2012/11/14/no.

*(147) http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/novgaz/ratssco.

*(148) Подробнее: http://www.eurasiangroup.org/ru/mutual_evaluations.php.

*(149) http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php.

*(150) http://www.eurasiangroup.org/ru/mers.php.

*(151) http://www.fatf-gafi.org/countries/n-r/russianfederation/documents/fur-ru ssia-2013.html.

*(152) Данная аббревиатура расшифровывается как противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. В настоящее время аббревиатура ПОД/ФТ/ФРОМУ и ПОД/ФТ понимаются как равнозначные, а по мнению ряда экспертов, которое мы разделяем, тематика ФРОМУ является составной частью тематики ФТ. В настоящие время базовый Закон 115-ФЗ в своем названии тематику ФРОМУ не включает. Здесь и далее по тексту ПОД/ФТ/ФРОМУ и ПОД/ФТ предлагается полагать равнозначными.

*(153) См.: ИА Росбалт, Санкт-Петербург, 4 сентября 2013 19:58:00. Как вернуть похищенное. // URL: http://www.rosbalt.rU/blogs/2013/09/04/1172052.html. Также см.: http://alex-lebedev.livejournal.com/545466.html; http://www.taxjustice.net/cms/front_content.php?idcat=2&lang=1.

*(154) Там же.

*(155) Там же.

*(156) Ввиду родственного характера правовых систем стран ЕврАзЭС общие вводы и рекомендации можно отнести, на наш взгляд, к любой другой стране ЕврАзЭС.

*(157) Пашков М. Отчетный информационный доклад Национального антикоррупционного совета РФ по проблемам противодействия коррупции // URL: http://www.korupcii.net/.

*(158) Там же.

*(159) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9637/work.

*(160) Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции (06.04.2010) под председательством Президента Российской Федерации // URL: http://www.korupcii.net/

*(161) http://dorogisk.rU/kadrov_rezerv/inf_material/prav_formy/#_ftn8 и см.: International Legal materials: current documents. Vol. 35. 1996. N 3. P. 724-734.

*(162) См.: Системы общегосударственной этики поведения: пособие Транспаренси Интернэшнл // под ред. Джереми Поупа. М. 1999. С. 20.

*(163) См.: Самарская государственная академии права. Материалы конференции "Современная организованная преступность и коррупция в России: состояние, тенденции, проблемы и возможности эффективного противодействия" // URL: http://nio.sgap.ru/konf-sgap-2007-2010.html (дата обращения 11.09.2013 г.).

*(164) Гальперин И.М. Организованная преступность, коррупция и уголовный закон // Социалистическая законность. 1989. N 4. С. 37; Волженкин Б.В. Коррупция и уголовный закон // Правоведение. 1991. N 6. С. 64; Основы борьбы сорганизованной преступностью / Под ред. В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М.. 1996. С. 16 и др.

*(165) См. перевод типологического отчета ФАТФ "Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции", выполненного Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга. 2012 г. // URL: http://eurasiangroup.org/Korruptciya.pdf.

*(166) http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.

*(167) http://eurasiangroup.org/Korruptciya.pdf.

*(168) http://eurasiangroup.org/Korruptciya.pdf.

*(169) Подробнее см.: http://www.eurasiangroup.org/ru/international_conventions.Php.

*(170) Данная статья Конвенции Российской Федерацией на ратифицирована со ссылкой на Конституцию Российской Федерации. Федеральный закон N 40-ФЗ о ратификации Конвенции включает заявление о юрисдикции Российской Федерации в отношении деяний, определяемых рядом статей Конвенции как преступные. Статья 20 и соответствующее ей "незаконное обогащение" в этот список не входят.

*(171) http://eurasiangroup.org/Korruptciya.pdf.

*(172) Там же.

*(173) Конвенция была открыта для подписания в г. Париже 17 декабря 1997 г. Конвенция вступила в силу 15 февраля 1999 г. Россия присоединилась к Конвенции (Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. N 3-ФЗ). Россия депонировала документ о присоединении 17 февраля 2012 г. Конвенция вступила в силу для России 17 апреля 2012 г.

*(174) См. подробную информацию о процессе имплементации конвенции ОЭСР против подкупа иностранных должностных лиц в России на сайте "Транспаренси Интернейшнл" // URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&ved =0CCwQFjAA&url=http%3A%2F%2Ftransparency.org.ru%2Fdocman%2Fdrugie-issledo vaniia%2Fprotcess-implementatcii-konventcii-oesr-protiv-podkupa-inostrann ykh-dolzhnostnykh-litc-v-rossii%2Fdownload&ei=tVc8Ur7CK4z64QTg04DwDA&usg= AFQjCNFcHoEoriOI6MChZut60NQMvt2Zbg&sig2=9w0gxlph-PIJYURY3Y8g5w&bvm=bv.524 34380,d.bGE.

*(175) Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.). Данный документ вступил в силу с 1 июля 2002 г. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 февраля 2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20.

*(176) Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: Вече, 2012. С. 20-21 // URL: http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/component/docman/doc_download/25-40-rek omendatsij-fatf (дата обращения 14.09.2013 г.).

*(177) Там же. С. 100.

*(178) Перевод типологического отчета ФАТФ "Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции", выполненного Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга" // URL: http://eurasiangroup.org/Korruptciya.pdf.

*(179) См.: ИА Росбалт, Санкт-Петербург, 4 сентября 2013 19:58:00. Как вернуть похищенное. // URL: http://www.rosbalt.rU/blogs/2013/09/04/1172052.html. Также см.: http://alex-lebedev.livejournal.com/545466.html; http://www.taxjustice.net/cms/front_content.php?idcat=2&lang=1.

*(180) ИТАР-ТАСС (itar-tass.com), Москва, 10 сентября 2013 13:41 // URL: http://www.itar-tass.com/c95/871509.html.

*(181) См.: ИА Росбалт, Санкт-Петербург, 4 сентября 2013 19:58:00. Как вернуть похищенное. // URL: http://www.rosbalt.rU/blogs/2013/09/04/1172052.html. Также см.: http://alex-lebedev.livejournal.com/545466.html; http://www.taxjustice.net/cms/front_content.php?idcat=2&lang=1.

*(182) ИТАР-ТАСС (itartass.com), Москва, 10 сентября 2013 13:41 // URL: http://www.itartass.com/c/871509.html.

*(183) ОДКБ - Организация договора коллективной безопасности // URL: http://odkb-csto.org/.

*(184) Подробнее об операции "Канал": http://www.rg.ru/2012/06/09/drugs-site.html.

*(185) Подробнее можно ознакомиться: http://rus.ruvr.ru/2011/08/07/54313687.html.

*(186) Ответственный сотрудник банка - специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

*(187) Только в 2011 г. российскими кредитными организациями было направлено порядка 9 млн. сообщений; это означает, что каждая кредитная организация в среднем направляет порядка 25-30 сообщений в день.

*(188) Отмывание денег. Банковский мониторинг. Под перекрестным огнем международных обязательств по соблюдению осмотрительности финансово-кредитными структурами. Вена, Грац, 2006. С. 181.

*(189) ФАТФ/ОЭСР 2008. Стратегии оценки рисков легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Группы разработки финансовых мер. Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org.

*(190) По данным службы финансовой разведки Великобритании. Режим доступа: http://www.fca.org.uk/about/what/protecting/financial-crime/money-launder ing/approach.

*(191) ФАТФ/ГМФД. Руководство по применению подхода, основанного на оценке риска в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. 2007. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Группы разработки финансовых мер. Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org.

*(192) Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

*(193) Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. М.: КНОРУС: ЦИП-СиР, 2012.

*(194) Коммерсантъ. 2012. N 121.

*(195) Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках".

*(196) Емелин А.В. Предложения по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ в связи с принятием новой редакции 40 Рекомендаций ФАТФ // Деньги и кредит. 2012. N 8.

*(197) Federal Act on Combating Money Laundering and Terrorist Financing in the Financial Sect (Anti-Money Laundering Act, AMLA) of 10 October 1997 (Status as on 1 October 2012). Режим доступа: http://www.admin.ch/ch/e/rs/c955_0.html.

*(198) Письмо Банка России от 2 ноября 2007 г. N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору".