Белоруссия*(75)
Белоруссия является ключевым партнером России по интеграционным проектам на постсоветским пространстве. Именно с Белоруссией достигнута наивысшая форма интеграции - Союзное государство*(76).
Становление белорусской национальной системы ПОД/ФТ и ее институциональных основ началось в 2000 г., когда был принят базовый Закон от 19 июля 2000 г. N 426-3 "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем" и определены государственные органы, осуществляющие контроль порядка проведения финансовых операций.
Ключевой орган белорусской национальной системы ПОД/ФТ - подразделение финансовой разведки - Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, который был образован в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. N 408.
Департамент финансового мониторинга осуществляет в рамках своего функционала сбор и анализ сведений о подозрительных финансовых операциях (транзакциях) и направляет соответствующую информацию и материалы в орган уголовного преследования при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных незаконным путем, либо финансированием террористической деятельности.
В соответствии со статьей 6 базового Закона определены условия, при которых финансовые операции подлежат особому контролю. Одним из условий установлен пороговый подход к контролю определенного законодательно перечня финансовых операций. Особенностью белорусского законодательства является закрепленное базовым законом право Президента дополнительно определять перечень иных финансовых операций, подлежащих обязательному контролю.
Орган финансового мониторинга в Белоруссии является подразделением финансовой разведки административного типа, не наделенным функциями оперативно-розыскной деятельности. Орган финансового мониторинга в Белоруссии отнесено (ст. 11 базового Закона):
- осуществляет сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях;
- принимает меры по созданию и функционированию автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
- выносит постановление о приостановлении расходных финансовых операций при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, либо финансированием террористической деятельности, в случае если эти финансовые операции не приостановлены лицом, осуществляющим финансовые операции. Постановление о приостановлении расходных финансовых операций направляется лицу, осуществляющему эти финансовые операции, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения такого постановления. Основанием для возобновления приостановленных расходных финансовых операций является соответствующее извещение органа финансового мониторинга в письменной форме либо в форме электронного документа;
- принимает решение по приостановленной финансовой операции в пятидневный срок со дня получения специального формуляра с информацией лица, осуществляющего финансовые операции, о направлении соответствующей информации и материалов в орган уголовного преследования либо о возобновлении приостановленной финансовой операции, о чем извещает лицо, приостановившее финансовую операцию, в письменной форме либо в форме электронного документа;
- направляет соответствующую информацию и материалы в орган уголовного преследования при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, либо финансированием террористической деятельности;
- использует информацию, содержащуюся в специальных формулярах и других источниках, для принятия мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
- принимает иные меры в соответствии с законодательными актами.
Орган финансового мониторинга в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности:
- осуществляет контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
- разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, обобщает практику применения этого законодательства на основании информации, поступающей из государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими такого законодательства, и иных организаций, а также разрабатывает предложения по его совершенствованию;
- участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций;
- участвует в установленном порядке в подготовке проектов нормативных правовых актов и в заключении и исполнении международных договоров по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
- применяет в соответствии с законодательством меры ответственности к лицам, нарушившим законодательство о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Орган финансового мониторинга в соответствии с законодательством, в том числе международными договорами, осуществляет сотрудничество с компетентными органами иностранных государств по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.
В соответствии с законодательством, в том числе международными договорами, орган финансового мониторинга представляет в компетентные органы иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе соответствующую информацию (в том числе содержащую банковскую или коммерческую тайну) лишь в том случае, если ее представление не причиняет вреда национальной безопасности Республики Беларусь и эта информация не будет использована без получения предварительного согласия органа финансового мониторинга.
В сфере ПОД/ФТ в Республике Беларусь осуществляют надзор (ст. 16 базового Закона):
Национальный банк Республики Беларусь - за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
Министерство финансов Республики Беларусь - за профессиональными участниками рынка ценных бумаг; фондовыми биржами; лицами, осуществляющими торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями; ломбардами, пунктами скупки; страховыми организациями и страховыми брокерами; организаторами лотерей и электронных интерактивных игр;
Министерство юстиции Республики Беларусь - за нотариусами, организациями, оказывающими риэлтерские услуги и принимающими участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента, организациями, индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами, совершающими от имени или по поручению своего клиента финансовые операции, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества; управлением денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом; распоряжением банковскими счетами и (или) счетами "депо"; созданием организаций или их обособленных подразделений либо участием в управлении ими; приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса;
Министерство связи и информатизации Республики Беларусь - за операторами почтовой связи;
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь - за организаторами азартных игр;
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь - за организациями, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
В случае отсутствия государственного органа, контролирующего деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности такой контроль осуществляет орган финансового мониторинга.
В случае выявления фактов непредставления информации о совершении финансовой операции, подлежащей особому контролю, либо иных нарушений законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности государственные органы в пятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки информируют об этом орган финансового мониторинга.
Республика Беларусь участвует в деятельности ЕАГ с момента образования группы на Учредительной конференции ЕАГ в Москве, состоявшейся 6 октября 2004 г.
С 2007 г. орган финансового мониторинга Беларуси входит в состав Группы "Эгмонт".
В перспективе при поддержке России Республика Беларусь ориентирована на вступление в ФАТФ, в участии которой она принимает работу в составе делегации ЕАГ (группа имеет статус ассоциированного члена ФАТФ).
В целом институциональные основы ПОД/ФТ в Республике Беларусь имеют, на наш взгляд, существенное сходство с российским аналогом, что существенно облегчает взаимодействие и содержит потенциал дальнейших интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
- Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах - членах ЕврАзЭс Введение
- 1.2. Конвенция оон о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
- 2. Правовые и институциональные основы формирования системы под/фт в ес и других интеграционных образованиях
- 2.1. Рекомендации фатф как международный стандарт по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Опыт применения в ес
- 2.2. Деятельность иных международных организаций в области под/фт
- 3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ под/фт в ЕврАзЭс
- Европейская система финансового надзора
- Европейский Комитет системных рисков
- Орган по банковскому надзору
- Объединенный комитет Европейских надзорных органов
- 1.2. Институциональные основы под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(48)
- 1.2.1. Сравнительный анализ современного состояния институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс*(49)
- Российская Федерация*(57)
- Белоруссия*(75)
- Казахстан*(77)
- Кыргызская Республика*(86)
- Республика Таджикистан*(88)
- Субрегиональный институциональный уровень под/фт на пространстве ЕврАзЭс*(95)
- Исследование путей и перспектив формирования институциональных основ финансового мониторинга в ЕврАзЭс
- Рассмотрение вопросов взаимодействия национальных подразделений финансовой разведки в рамках ЕврАзЭс
- 2. На ключевое место в новой редакции Рекомендаций выходит проблематика внедрения и применения риск-ориентированного подхода (Рекомендация 1)
- 3. В качестве предикатных (т.Е. Предшествующих преступлению отмывания денежных средств) включены налоговые преступления
- 4. В соответствии с новой редакцией стандартов фатф (Рекомендация 5) уточнено понятие преступления финансирования терроризма
- 5. Повышение требований к прозрачности публичных должностных лиц / политически значимых лиц
- 6. Повышение прозрачности юридических лиц
- 7. Повышение прозрачности безналичных переводов
- 8. Требования к финансовым группам по вопросам под/фт
- 9. Расширение международного сотрудничества
- Особенности имплементации новых Рекомендаций фатф в национальное законодательство России и других государств - членов ЕврАзЭс
- 1.4. Актуальные вопросы взаимосвязи и координации политики в области под/фт/фрому и антикоррупционной политики в ЕврАзЭс*(152)
- Выводы в отношении гармонизации национального законодательства государств - членов ЕврАзЭс сфере под/фт
- В отношении развития институциональных основ под/фт в государствах - членах ЕврАзЭс
- В отношении проблем и перспектив имплементации новой редакции Рекомендаций фатф в национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭс
- Глава II. Проблемы и перспективы развития национальной системы под/фт применительно к банковскому сектору России
- 2.1. Особенности реализации международных противолегализационных процедур в российской банковской практике
- 2.2. Сущность, факторы и виды банковских рисков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
- Особенности проявления операционного риска при реализации в кредитной организации внутреннего контроля в целях под/фт
- 2.3. Инструменты управления специфическими банковскими рисками в области под/фт
- 2.4. Развитие нормативно-правового регулирования деятельности российских банков в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем