logo search
учебник политологии

1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования.

Исследование будущего, в том числе анализ, оценка и прогнозирование политических процессов, получило широкое распространение в западном обществоведении во второй половине ХХ века, где оно стало признанным направлением научных изысканий. В отечественной же практике, такие исследования проводились в то время в очень ограниченном объёме, так как наука о будущем (футурология), объявлялась буржуазной и надуманной «лженаукой». В настоящее время прогнозирование стало неотъемлемой функцией отечественных социально-гуманитарных наук и частью практической деятельности людей в различных сферах жизни российского общества.

В самом общем виде прогнозирование – это опережающее определение тенденций развития окружающей человека социальной действительности. Прогнозирование является разновидностью интеллектуальной деятельности людей, одной из основных функций человеческого сознания. Главная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущие состояния которых он не знает, но имеющие большое значение для принимаемых им в настоящее время решений. Поэтому люди и стремятся проникнуть мысленно в это возможное будущее.

Стремление человека предвидеть будущее связано с тем, что всякая будущая ситуация в той или иной мере относительна и практически всегда неопределенна. Поэтому, чтобы снизить уровень этой неопределённости и на этой основе выработать наиболее оптимальные модели действий важно заранее предусмотреть возможные варианты развития будущей ситуации.

Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) – это научное исследование динамики и перспектив развития социальных процессов и явлений. Его главное предназначение состоит в том, чтобы обеспечить повышение научной обоснованности и эффективности социального планирования, программирования, проектирования и управления в целом.

Прогнозирование – это процесс разработки прогнозов. Прогноз представляет собой вероятностное научное суждение о возможных перспективах будущего состояния того или иного явления, процесса, явления и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления. Суть прогноза заключается в том, что на основе уже имеющейся исходной информации о каком-либо явлении, процессе, событии выводится вторичная научно обоснованная информация о их будущем состоянии. Прогноз – это основанная на расчетах характеристика предстоящих изменений какой-либо сферы, явления, процесса, события в общественной жизни при тех или иных исходных условиях. Основная задача прогноза – дать достоверное научное представление о том, «что и как будет» при соответствующих условиях.

Более общим процессом по отношению к прогнозированию является предвидение. Оно объединяет не только прогноз, но и другие способы получения информации о возможном будущем. Принципы научного предвидения выступают методологической основой прогнозирования. Согласно им, прогнозирование перспектив общества и его отдельных сфер возможно лишь в результате изучения и учета законов их развития, анализа и оценки прошлых и настоящих состояний.

Предвидение осуществляется в двух основных, взаимосвязанных видах: предсказание и предуказание.1 Предсказание представляет собой описание возможных или желательных состояний и перспектив развития будущего. Конкретными формами предсказания являются: предчувствие – простое предвосхищение; предугадывание – сложное предвосхищение; собственно прогноз – научное исследование будущих состояний и перспектив развития явлений, процессов, событий.

Предуказание заключается в определении технологии действий, которые возможны в связи с будущим состоянием и перспективами развития того или иного явления, процесса, события смоделированных в результате предсказания. Оно включает в себя: целеполагание – установление идеально предполагаемого результата деятельности; планирование – проектирование будущего содержания человеческой деятельности для достижения заранее поставленной цели; программирование – определение последовательности осуществления конкретных мероприятий для достижения предполагаемого результата деятельности; проектирование – определение конкретного образа будущего, программ и методов управленческой деятельности по его достижению.

Ядром предсказания является прогноз – вероятностное описание возможного или желательного состояния будущего, а предуказания – план, т.е. директивное определение мероприятий по достижению возможного или желательного состояния будущего. Прогнозы предшествуют планам и отличаются от них способом оперирования информацией о будущем. В этом контексте прогнозирование включает не только описание будущих состояний исследуемых явлений, процессов, событий, но и определение содержания и технологий деятельности по их достижению.

Прогнозирование осуществляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Одной из его основных разновидностей является политическое прогнозирование.2 Политическое прогнозирование – это выработка научно обоснованного суждения, предсказания о возможных вариантах развития политических явлений, процессов, событий в будущем и альтернативных путях их достижения.

Политическое прогнозирование по сравнению с другими видами социального прогнозирования обладает рядом специфических признаков:

во-первых, объект политического прогнозирования - политика (внутренняя и внешняя), политическая власть, состояние и возможные тенденции их развития, будущие состояния и варианты развития различных политических событий, явлений и процессов, одно из самых сложных явлений социальной жизни. Его исследование требует применения комбинированных методик, комплекса интуитивных и формализованных методов;

во-вторых, ввиду сложности объекта прогнозирования политические прогнозы в большей степени, чем другие социальные прогнозы, носят вероятностный, гипотетический характер. Они, как правило, не могут дать картину будущего в точности, в деталях. В лучшем случае, политические прогнозы показывают лишь общие контуры тех социально-политических процессов, явлений и событий, которые предположительно должны произойти;

в-третьих, в разработке политических прогнозов определяющая роль принадлежит субъекту прогнозирования, поскольку ожидаемый результат и реализация прогноза, в основном, зависят от целенаправленной деятельности человека, а он может ускорять или замедлять протекание тех или иных процессов, предотвращать опасности или сводить их к минимуму. В этих случаях проявляется полная зависимость будущего состояния объекта прогнозирования от субъекта;

в-четвертых, степень достоверности и точности политических прогнозов значительно снижается при увеличении временного периода предвидения будущего, поскольку исследователь не может учесть действие большого числа переменных величин, влияющих на объект прогнозирования;

в-пятых, политические прогнозы – это, как правило, прогнозы с обратной информационной связью, поэтому обмен информацией между субъектом и объектом прогнозирования дает возможность в определенных (иногда ограниченных) пределах контролировать исходные, промежуточные и конечные условия функционирования и развития прогнозируемого явления, процесса, события.

Политическое прогнозирование осуществляется во внутриполитической и во внешнеполитической сферах общественной жизни. Более частными по отношению к ним, сферами политического прогнозирования являются: экономико-политическая, социально-политическая, государственно-правовая, политико-идеологическая, военно-политическая и др. В соответствии со сферами политического прогнозирования выделяются его основные направления: внутриполитическое и внешнеполитическое, как наиболее общие, экономико-политическое, социально-политическое, военно-политическое и т.д., как особенные единичные по отношению к внутриполитическому и внешнеполитическому прогнозированию.

Самым общим объектом внутриполитического прогнозирования является внутренняя политика, которая, как известно, охватывает по существу все наиболее важные формы и направления жизнедеятельности общества и отражает все политические отношения внутри страны.

Вся совокупность внутриполитических отношений в концентрированном виде реализуется через политическую систему общества, которую образуют институциональная, нормативная, коммуникативная и идеологическая подсистемы. Благодаря политической системе общество интегрируется в единый политический организм. Политическая система и каждый из её компонентов функционируют во взаимодействии с окружающей её внешней средой. Поэтому субъекты политики всегда находятся в тесных взаимоотношениях между собой в рамках политической системы, испытывают воздействие широкой социальной среды. В связи с этим, при определении целей своей деятельности, средств и методов её достижения они всегда должны учитывать сложившуюся обстановку, возможную реакцию среды на свои действия, прогнозировать хотя бы в первом приближении возможности и степень достижения поставленной политической цели.

Каждый политик, государственный или партийный деятель сталкиваются с проблемами политического предвидения повседневно. Например, получит ли поддержку населения страны, региона подготовленное администрацией решение или, напротив, его принятие вызовет угрожающую волну протестов? Может ли депутатская фракция рассчитывать на то, что её законопроект получит поддержку большинства в представительном органе или же его ожидает провал? Есть ли у данного кандидата в депутаты или на пост президента шансы на победу, и каковы они? И, наконец, если в данном виде проект решения администрации, законопроект, предвыборная программа дают слишком мало шансов на успех, то, что надо сделать для положительного решения вопроса?

Можно, конечно, не задаваться всеми этими вопросами и действовать сообразно своим интересам или собственным представлениям о благе окружающих. Но в этом случае следует быть готовым и к определенным разочарованиям и неудачам, поскольку реакция среды на действия субъекта политики всегда находится в прямой зависимости от содержания и характера этого действия, его соответствия интересам и потребностям социального объекта.

Взаимодействие политического субъекта и среды порождает еще один немаловажный для субъекта вопрос: «до каких пор неблагоприятная реакция среды остается в разумных пределах и не грозит ли она его положению в качестве субъекта политики?» Иными словами, насколько может быть велик для него риск утраты политической власти в результате попыток реализации поставленной цели? И как этот риск уменьшить?

Все перечисленные выше проблемы и вопросы во внутриполитических отношениях требуют от субъекта политики постоянного анализа складывающейся политической ситуации, различных её аспектов, выявления возможных вариантов и перспектив их развития в ближайшем и отдаленном будущем. На этой основе возможно наиболее оптимальное определение целей деятельности субъектов политической власти в различных сферах общественной жизни и социальных отношений, путей, средств и способов их достижения, выработка политических программ и платформ на будущее.

Внутриполитическое прогнозирование – это специальные научные исследования, имеющие целью выявление перспективных тенденций, путей, сроков, этапов политического развития общества, совершенствования политической системы и политических отношений. Различают два аспекта внутриполитического прогнозирования. Первый из них связан с прогнозными оценками текущих политических явлений, процессов и событий. В этом случае, политическое прогнозирование имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе непосредственной политической деятельности её субъектами: государством, политическими партиями, политической элитой, политическими лидерами и т.д.

Второй аспект внутриполитического прогнозирования заключается в том, что в процессе разработки прогноза анализируются наиболее общие проблемы функционирования и развития политической системы, деятельности политических институтов общества, внутриполитического процесса. Здесь разработчиком прогноза выступает, как правило, научный коллектив, специализирующийся на изучении политической жизни общества. В таких прогнозах определяются перспективы развития государства, политической демократии в обществе, повышения политического и правового статуса личности, совершенствования механизма социального контроля над деятельностью государства, тенденции развития и возможные модели будущих состояний различных политических институтов и объединений, элементов политического процесса.

Политическое прогнозирование охватывает практически все аспекты внутриполитической жизни общества. Исходя из этого, оно выполняет следующие основные задачи: выявляет тенденции политического развития общества; определяет перспективные и наиболее оптимальные формы его политической организации, эффективные методы и способы политического руководства и управления; устанавливает отжившие и устаревшие формы общественно–политического развития, условия их ликвидации и замены новыми; содействует формированию концепции политического и идеологического развития общества, укреплению планового начала в общественно-политическом развитии.

Научность и обоснованность внутриполитического прогнозирования обеспечиваются учетом при его осуществлении закономерностей функционирования и развития политических систем. Первые из них характеризуют реальные процессы жизнедеятельности политических институтов общества, вторые – направления изменений в содержании политического процесса. Внутриполитическое прогнозирование основывается также на выявлении и комплексном анализе социально-экономических факторов, прямо или опосредованно воздействующих на политическую систему общества. Результаты анализа этих «базовых» переменных повышают объективность и аргументированность выводов об основных тенденциях развития внутренней политики в настоящий исторический период. Определение этих тенденций является ключом для формирования прогностических выводов и связанных с ними научных рекомендаций по повышению эффективности политического управления обществом.

Большое значение в современной политической теории и практике имеет внешнеполитическое прогнозирование. Это связанно с тем, что современная эпоха характеризуется значительно возросшей ролью международных отношений в жизни человеческой цивилизации в целом и народов отдельных стран в частности. В процессе внешнеполитического прогнозирования, оценивается социально-политическая обстановка в мире и отдельных регионах, изучаются возможные тенденции и перспективные направления мирового и регионального развития, и те факторы, которые определяют это развитие, выясняются возможности появления новых факторов, влияющих на развитие международных отношений.

Учитывая максимальную, по сравнению с другими объектами социального прогнозирования, неопределенность многих слагаемых в международных и региональных политических явлениях, процессах и событиях, особое значение при прогнозировании международных политических отношений и явлений имеет повышенное внимание к условиям и факторам (природная среда, демографическая ситуация, способ производства, устойчивость и тип государства и его внешняя политика, расстановка политических сил в мире, в том или ином регионе и т.д.), лежащим в основе внешнеполитических отношений. На основе изучения этих условий и факторов, анализа мирового политического процесса, прогнозирование призвано выявлять общие тенденции развития международных отношений, а также тенденции внешнеполитической деятельности отдельных государств и их союзов и блоков, международных организаций с построением шкал вероятности наиболее возможных или желательных отклонений от них. Содержание внешнеполитического прогнозирования составляют конкретные прогнозы будущего состояния внешнеполитических отношений с различными сроками упреждения и определения наиболее оптимальных вариантов действий субъектов мировой политики. Использование результатов внешнеполитического прогнозирования повышает эффективность внешней политики государств, результативность деятельности других субъектов международных отношений, способствует прогрессу человеческой цивилизации.

Политическое прогнозирование является неотъемлемой частью политической деятельности субъектов политики. В современных условиях выдвигается и обосновывается значительное количество прогнозов относящихся к различным аспектам внутри политической жизни отдельных стран и международных политических отношений. Более полное представление о разнообразии и характере современных политических прогнозов можно составить на основе выделения их основных типов.

Классификация современных политических прогнозов осуществляется по различным основаниям. Так, по срокам действия, периоду упреждения выделяются следующие прогнозы: оперативный (до 1 месяца) – рассчитан на перспективу на протяжении которой не ожидается существенных изменений в объектах прогнозирования; краткосрочный (от 1 месяца до 1 года) – учитывает только количественные изменения в характеристике исследуемого объекта; среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 15 лет) – учитывают не столько количественные, сколько преимущественно качественные изменения в объекте; сверхдолгосрочный (свыше 15 лет) – прогноз с учетом ожидания значительных качественных изменений в объекте, дающий лишь самые общие представления о перспективах его развития.В соответствии с периодами реализации политические прогнозы подразделяются на стратегические, оперативные и тактические, а по масштабам – на глобальные, региональные, национально-государственные и административно-территориальные.

Определяющим основанием для типологии политических прогнозов принято считать проблемно-целевой критерий, отвечающий на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?». В этом случае в политическом прогнозировании различают два типа прогноза – поисковый и нормативный. Они были открыты в 20-е годы прошлого столетия советскими учеными, а затем получили практическое применение и показали высокую эффективность при разработке американскими учеными космической программы «Аполлон».

Поисковый прогноз – это определение возможных состояний явления, процесса, события в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее путем экстраполяции тенденций развития изучаемого политического явления, процесса, события в прошлом и настоящем. При этом субъекты прогноза полностью абстрагируются от возможных решений и действий, которые способны изменить тенденции и вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз является идеальным и отвечает на вопрос: «что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?». Нормативный прогноз – это определение путей и сроков достижения возможных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «какими путями можно достичь желаемого?».

Политическое прогнозирование является своеобразным научным исследованием. Поэтому для обеспечения надежности, обоснованности и точности прогнозов оно должно проводиться и осуществляться в соответствии с определенными принципами. Основными из них являются: системность, альтернативность, непрерывность, верификация, природная специфичность, оптимальность, достоверность, согласованность и др. Рассмотрим некоторые из них. Так, например, принцип системности предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей с определенной иерархией и последовательностью их применения. Смысл данного принципа заключается в необходимости рассмотрения политики, с одной стороны, как единого объекта, а с другой – как совокупности относительно самостоятельных направлений прогнозирования. Соблюдение требований принципа позволяет разработать согласованный и непротиворечивый вариант развития явлений, процессов и событий политической жизни.

Принцип альтернативности ориентирует субъекта прогнозирования на возможность развития политической жизни по различным вариантам. Поэтому его соблюдение предполагает отделение реальных вариантов развития от тех, которые при определенных условиях могут остаться нереализованными. Необходимость учета требований принципа связана с возможностью качественных сдвигов в объекте исследования и изменением характера влияния внешних факторов на него.

Принцип непрерывности обязывает разработчика прогноза осуществлять непрерывную корректировку прогнозных разработок с учетом поступающей новой информации. Что касается принципа верификации (проверяемости), то он направлен на определение достоверности разработанного прогноза и выполняет роль своеобразного критерия её оценки.

Принципы политического прогнозирования взаимосвязаны между собой и реализуются через методы научно-прогностического исследования. В настоящее время в политическом прогнозировании используется около 150 различных методов, которые условно можно разделить на следующие основные группы: методы морфологического анализа («дерево и сети целей»); методы экстраполяции; методы игротехники и построения сценариев; методы моделирования и экспертной оценки (методика «Дельфи»). Последовательность перечисления групп методов политического прогнозирования определяется степенью их распространенности и популярности: от менее к часто используемым, от неизвестных к известным. Эти группы методов и отдельные методы из групп применяются в политическом прогнозировании в различных сочетаниях и вариантах, что обеспечивает их высокую эффективность.

Политическое прогнозирование, результатом которого является прогноз, представляет теоретико-техническую процедуру, осуществляемую его субъектами в определённой последовательности, поэтапно.