logo
учебник политологии

Природа, сущность, типы и функции государства как политического института

Сегодня в мире насчитывается более двухсот государств и государственных образований. Их возникновение и функционирование, появление и отмирание, является закономерным результатом развития общественных отношений, поиска людей оптимальной формы совместного существования. В истории общественной мысли складывались различные подходы к определению и характеристике государства. Так, Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон определял государство, как союз людей объединенных общими началами права и общей пользы. Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом. И. Кант считал, что государство – это объединение людей подчиненных правовым законам. Г. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». В последующем эти подходы углублялись, становились все более емкими и точными.

Современные социально-гуманитарные науки объясняют и раскрывают природу и сущность государства, его генезис и эволюцию, на основе ряда концепций и теорий: теологической, патриархальной, договорной, «насилия» или «захвата», социально-экономической, органической и психологической.1

В теологической теории государство рассматривается как священный и неприкосновенный институт, дарованный человечеству богом для организации совместной жизни людей. В ней находит отражение теократическое содержание и характер деятельности государств Античности и эпохи Средневековья. Теократические элементы государственного властвования сохранились и в функционировании некоторых современных государств.

Патриархальная теория характеризует государство как своеобразное продолжение отцовской, опекунской власти в семье, старейшины в роду или племени, осуществляемой в целях общей пользы и блага. Наиболее полное выражение эта идея нашла в работе английского мыслителя Р. Фильмера «Патриарх или естественная власть королей». Свое значение патриархальная теория не потеряла и в настоящее время.

В ХVII–ХVIII веках в трудах Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо были заложены основы договорной теории государства. В соответствии с ней, возникновение государства явилось результатом общественного договора (пакта), согласно которому люди отказываются от части своих естественных прав и передают их специальному аппарату управления, который устанавливает социальный порядок, гарантирующий им безопасную жизнь и пользование собственностью. Атрибутами власти, согласно этой теории, обладает суверенный монарх или иной социальный институт.

Теория «насилия» или «захвата» объясняет появление государства необходимостью организации управления большой массой людей, образовавшейся в результате захвата и порабощения слабых народов сильными. Установление и поддержание власти победителей достигалось созданием специальных органов насилия, которые в результате формализации стали единой организацией – государством. Существенный вклад в разработку и обоснование этой теории внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и другие мыслители.

В соответствии с социально-экономической теорией государство возникает в результате общественного разделения труда и появления антагонистических классов. Задача государства – поддержание в обществе власти экономически господствующего класса. У истоков этой теории стоял Платон, о своё окончательное завершение она получила в марксизме. К. Маркс был первым, кто предпринял попытку всестороннего анализа государства как «социальной реальности», с учетом классового расслоения и социальной дифференциации общества, роли отдельных классов и социальных групп в системе общественных отношений.

В органической (Г. Спенсер, Дж. Фортескью) и психологической (Ж. Бюрдо, Г. Шершеневич) теориях, а также в появившейся в середине XX века политической антропологии (Г.Классен, М. Фрид), возникновение государства объясняется с точки зрения природы и социально-психологической сущности человека, как субъекта общественных отношений.

В концепциях и теориях государства можно выделить два основных подхода к объяснению его природы и сущности. Первый – либерально-демократический, исходящий из того, что государство создается для реализации потребностей, нужд и интересов человека и выполняет функции интеграции и защиты общества. Второй – трактует государство как институт господства одного класса над другим, концентрации власти в обществе, регулирования социальных отношений в интересах определенных социально-политических сил.

В отдельных социально-гуманитарных науках, в зависимости от их предмета, существует определенная специфика в понимании государства как социального института. В социологии государство трактуется как ведущий социальный институт общества, осуществляющий регулирование всей совокупности общественных отношений. В юридической науке государство рассматривается, с одной стороны, как сложная иерархическая структура властных органов, а с другой, как источник норм, регулирующих поведение граждан. Политология определяет государство как институт политической системы общества, являющийся основным субъектом политической власти.

С учетом содержания основных концепций и теорий государства, подходов к определению его природы и сущности, специфики его определений различными социально-гуманитарными науками, можно дать следующее определение государству. Государство – это основной политико-властный институт общества, организующий совместную жизнь людей на определенной территории, обеспечивающий их безопасность и условия реализации коренных интересов и потребностей основных социальных групп и слоев общества. Его сущность заключается в концентрации у социальных субъектов властных полномочий, необходимых ресурсов, сил и средств для регулирования общественных отношений.

Принято считать, что государство как политический институт возникло в период существования поздних форм общинно-племенного строя, когда произошло дифференцирование потребностей и интересов людей, общественное разделение труда. Пока общество было социально и экономически однородным, его политические функции – оборона от внешних врагов, регулирование внутренних конфликтов осуществлялись коллективными усилиями его членов, без создания специальных институтов. Власть опиралась на авторитет старейшин, поддерживаемый в случае необходимости всеми членами племени, и не требовала специального аппарата.

В результате развития производительных сил, общественного разделения труда и накопления материальных средств в частных руках произошло разделение общества на социальные слои и классы. Социальное и имущественное неравенство людей привело к формированию в обществе двух основных социальных групп: группы индивидов, владеющих значительными материальными средствами и претендующими на господствующее положение в системе общественных отношений и группы индивидов не обладающих материальными средствами, но непосредственно создающими общественный продукт. Между этими группами начали обостряться социальные противоречия, возникать конфликты, дестабилизирующие общество. Возникла необходимость закрепления и регулирования отношений господства и подчинения. Для этого, социальная группа, владеющая материальными средствами, стала формировать специальный аппарат управления, который постепенно перерос в государство. В некоторых случаях ускорению процесса формирования государства способствовали внешние факторы (войны, захват территории, миграция населения).

С созданием государства, аппарат управления, используя различные методы – от переговоров до применения насилия - выполняет задачи поддержания и воспроизводства отношений господства и подчинения, обороны и внешних сношений. Взаимоотношения господствующей и других групп общества формализуются в политическое сообщество, в котором распределяются роли носителей власти и тех, кто ей подчинен. Политическая власть институализируется в особый аппарат управления. Государство концентрирует в своих руках необходимые материальные и духовные средства влияния на общественные процессы, превращается в консолидирующую силу общества, поддерживающую его стабильность и устойчивость.

Основными факторами, влияющими на развитие государств, изменение их внутренней структуры, направлений деятельности, являются: господствующий в обществе способ производства, этнический состав, менталитет и уровень культуры населения, географические условия и природная среда, система международных отношений, наличие или отсутствие внешних и внутренних угроз безопасности. Эти факторы взаимосвязаны, носят динамичный характер и имеют конкретно-исторические формы проявления, что определяет особенности организации и функционирования государств.

Природа и сущность государства, как основного института политической системы общества, выражается в различных, тесно связанных между собой, измерениях. Важнейшими из них принято считать признаки, типы и функции государства. К основным признакам государства относятся:

народ – социально-этническая общность, проживающая на определенной территории и нуждающаяся в организации и управлении своей жизнедеятельности. Народ может состоять из одной нации или быть многонациональным;

территория – физически-географическая и пространственная среда проживания народа, с которой он исторически связан и на которую распространяется властные полномочия государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться (война, территориальная экспансия). Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государственности;

публичная власть – система органов и институтов, обеспечивающая совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Публичная власть предполагает: суверенитет государственной власти, её верховенство и независимость от какой-либо иной власти, в том числе и от власти других государств; наличие особой группы людей, занятых управленческим трудом; монополию на принудительную власть в отношении населения; право и возможность осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и военной, от имени и в интересах всего общества; суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения; монопольное право на установление и взимание налогов и сборов, формирование общенационального бюджета и др.

Все эти признаки определяют ведущее, особое место государства среди других политических институтов общества – партий, движений, организаций, блоков и т.д.

Другим важнейшим измерением государства, являются его типы. Классификация государств относится к одной из острых и спорных проблем политологии, отражает их исторически изменяющиеся внутреннюю структуру и характер. Методологические основы классификации государств были заложены еще в древние времена такими известными мыслителями как Полибий, Платон и Аристотель. В настоящее время существует множество вариантов классификации государств по различным основаниям.

По характеру социально-экономического базиса политической власти выделяются:

– государства, основанные на внеэкономическом принуждении к труду, использующие преимущественно насильственные меры поддержания стабильности и правопорядка. Такими государствами, например, являлись древневосточные деспотии.

– государства, основанные на экономических формах принуждении к труду, политико-правовых методах обеспечения стабильности и согласия в обществе. К ним относятся современные конституционные государства.

По организации высшей власти и форме правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия (власть одного) – это государство, где формальным и единственным обладателем власти в стране является монарх (король), которая, как правило, передается по наследству. В современных условиях монархия может быть абсолютной, неограниченной и конституционной (власть монарха ограничена конституцией и принадлежит правительству, избираемому парламентом).

Республика (общее дело) – государство, где по закону (Конституции) единственным источником власти в стране является народ или его большинство. В свою очередь, республика может быть парламентской и президентской. Различия между парламентской и президентской республикой состоят в способах формирования правительства и степени его ответственности перед парламентом или президентом.

В соответствии с административно-территориальным устройством страны, соотношением полномочий центральных и региональных органов власти, государства классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарные государства, имеют единую конституцию, жестко подчиненную по вертикали структуру властных органов, делятся на отдельные административно-территориальные единицы, не имеющие собственной конституции и законодательства.

Федеративные государства состоят из административно-территориальных и национально-административных единиц, которые связаны между собой единой конституцией, определяющей их статус и предметы ведения, причем внешним суверенитетом наделена лишь федерация в целом. Входящие в федерацию субъекты имеют собственное законодательство в рамках основных принципов организации федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы власти.

Конфедеративные государства представляют собой союз независимых государств, объединенных, как правило, в целях осуществления совместной оборонной и внешней политики, имеющих иногда единую финансовую систему и денежную единицу. При этом сохраняется полная самостоятельность составляющих их государств в других сферах.

По типу государственно-правового режима т.е. по способу существования государственной власти, приёмам, методам и средствам её поддержания и осуществления, выделяются демократические, авторитарные и тоталитарные государства. В демократическом государстве власть принадлежит народу, существенно ограничиваются возможности государства на вмешательство в личную жизнь граждан, не допускается посягательство на их неотъемлемые права и свободы. Авторитарное государство характеризуется чрезвычайной централизацией власти в руках узкой группы лиц, безусловным подчинением ей народа, попранием отдельных прав и свобод граждан, использованием властью террора и насилия. Тоталитарное государство обеспечивает полный и всеобщий контроль власти над всеми сферами жизни общества, отдельных индивидов, преследование инакомыслия и оппозиции в интересах реализации каких-либо, чаще всего надуманных идей и теорий.

Рассмотренная выше классификация государств не является абсолютной и завершенной. Наряду с выделенными типами государств существуют и другие типы. Кроме того, на практике могут быть государства, находящиеся в переходном состоянии, не относящиеся ни к одному из перечисленных типов. Как отмечал русский философ и политолог И.Л. Ильин, государственный строй не есть пустая и мертвая форма: он связан с жизнью народа, с его природою, с климатом и размерами страны, с его историческими судьбами и - еще глубже с его характером, с его религиозною верою, с укладом его чувства и воли, с его правосознанием – словом, с тем, что составляет и определяет его «национальный акт».

Государство непосредственно включено в систему общественных отношений, активно воздействует на них. Содержание и характер влияния государства на общество, международные отношения наиболее полно и очевидно выражаются в его социальном предназначении и функциях. В них отражаются общественные обязанности государства, закладывающие приоритеты и основные направления его деятельности.

Предназначение и функции государства в истории политической мысли рассматривались по-разному. Так, Платон и Аристотель основное назначение государства видели в утверждении высокой нравственности и ответственности граждан. Г. Гроций и Т. Гоббс – в достижении социального блага и общей безопасности. В марксистской теории государству отводилась роль орудия классового господства и угнетения, построения бесклассового коммунистического общества. В современных условиях, принято считать, что социальное предназначение государства состоит в урегулировании объективно существующих в обществе социально-экономических и политических противоречий, достижении компромисса между различными социальными группами и слоями, при строгом учете их интересов и потребностей, а также в обеспечении основных прав и свобод граждан.

Социальное предназначение государства реализуется в конкретных функциях, которые проявляются как внутри общества, так и в международных отношениях. Они подразделяются на внутренние и внешние. Между функциями государства существует тесная взаимосвязь, так как его внешнеполитическая деятельность неразрывно связана с внутриполитическими отношениями, характером государственно-политического устройства общества.

Внутренние функции государства отражают его социальную роль внутри общества. К числу основных функций относятся:

– функция управления и контроля. Обязанности и права современного государства по организации управления и контроля в обществе устанавливаются конституционно-правовыми актами и нормами;

– функция защиты. Государство обеспечивает незыблемость конституционного строя, гарантирует гражданам реализацию их прав и свобод, поддерживает законность и правопорядок, нейтрализует внутренние опасности и угрозы национальным интересам;

– посредническая функция. Государство обеспечивает предотвращение и урегулирование потенциальных и реальных социальных конфликтов. В современном обществе оно призвано устанавливать цивилизованные рамки разрешения конфликтных ситуаций;

– экономическая функция. Участие государства в экономике проявляется в разработке долгосрочных планов и программ экономического развития, в выработке и осуществлении финансовой и налоговой политики, в выделении кредитов, в использовании экономических санкций и стимулов для развития отраслевой экономики, в непосредственном управленческом влиянии на транспорт, энергетику и другие базовые отрасли экономики;

– социальная функция. Она проявляется в создании достойных условий жизни граждан, позволяющих им реализовывать разнообразные потребности и интересы, в обеспечении справедливого распределения общественных благ, в социальной защите нетрудоспособного и обеспечении занятости трудоспособного населения;

– духовно-идеологическая функция. Государство вырабатывает и осуществляет культурную политику, направленную на повышение духовности и нравственности общества. Оно обеспечивает доступность граждан к мировым и отечественным культурным ценностям, определяет духовно-нравственные ориентиры общественного развития.

Внешними функциями государства в современных условиях являются: оборона страны, защита ее суверенитета и территориальной целостности от внешних опасностей и угроз; поддержание и развитие взаимовыгодных отношений во всех сферах жизни с различными государствами мира, взаимодействие с региональными и международными организациями; участие в разрешении глобальных проблем современности, предотвращении опасности и угроз для существования человечества; поддержание мира и стабильности на глобальном и региональном уровнях, участие в миротворческих операциях.

Функции современного государства осуществляются во взаимодействии с гражданским обществом. При развитом гражданском обществе часть функций государства или их отдельные аспекты утрачивают свою значимость и необходимость, так как они выполняются структурами и институтами гражданского общества.

Функции государства обусловливают его внутреннюю структуру, которая представлена главным образом государственным аппаратом. Государственный аппарат – это комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для управления обществом и защиты его основных интересов. В различных типах государства складывается разный по структуре и содержанию государственный аппарат. Аппарат современного государства, как правило, включает: законодательные (представительные) органы власти, исполнительно-распорядительные органы власти, органы судебной власти, контрольно-надзорные инстанции, органы охраны правопорядка, безопасности и разведки, вооруженные силы. Система и порядок формирования этих органов определяется конституцией страны и другими законодательными актами.

Структуру государственного аппарата необходимо рассматривать как по горизонтали, с учетом функций, выполняемых его различными элементами, так и по вертикали, как систему иерархической организации элементов аппарата (центральные, региональные и местные). Характерной чертой аппарата любого современного государства является его стремление к постепенному обособлению, приобретение самостоятельных интересов по отношению к обществу. В определенных условиях аппарат может стать как над государством, так и над обществом, подчинив их своему диктату. В целом же аппарат выполняет волю правящей элиты. Эффективность деятельности аппарата государства обеспечивается его профессионализмом, уровнем образования, образом жизни, социальной базой формирования, принципами и способами выдвижения государственных служащих, их взаимосвязью с различными слоями общества.

Государство в процессе развития мировой цивилизации совершенствуется и трансформируется в новые типы, адекватно отвечающие состоянию и уровню цивилизованности общественных отношений. В современных условиях наиболее оптимальным типом государства, эффективно взаимодействующим с гражданским обществом, является правовое и социальное государство.