logo
учебник политологии

2. Политические технологии и их практическое значение

Технология (от греческого technic – искусство, мастерство, умение и logos – понятие, учение) – это совокупность приемов и способов получения и использования на практике наиболее эффективных процедур, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов, для получения необходимых результатов. Технологии используются во всех видах социальной деятельности. Широко применяются они и в сфере политики. Субъекты политических отношений используют различные методы решения конкретных проблем, применяют различные приемы и способы преобразования социальной действительности в интересах достижения заданного результата (цели).1

Политические технологии – это совокупность наиболее целесообразных процедур, методов и приёмов, применяемых субъектами политики для повышения эффективности воздействия на политическую действительность, достижения реального практического результата в реализации поставленных целей и задач. Структурно политические технологии состоят из конкретных приемов, процедур, методик и определенных алгоритмов поведения субъектов политики, т.е. закрепленной и выверенной на практике очередности их действий с использованием определённых технико-ресурсных компонентов на каждом из этапов решения определенной практической задачи.

Политические технологии позволяют рационализировать, упрощать и формализовать действия в интересах достижения определенных целей. Они алгоритмизируют деятельность людей и поэтому могут использоваться многократно для решения сходных политических задач. Появление той или иной политической технологии обусловлено необходимостью «тиражирования» определённых видов деятельности. Результатом разработки прикладной политологии политических технологий являются практические рекомендации участникам политического процесса, доказательство преимуществ определенных процедур и методик, способов и приемов практической политической деятельности, политические прогнозы. В настоящее время в отечественной прикладной политологии разработаны различные разновидности политических технологий, которые широко применяются в деятельности субъектов политики, в политической практике.

Одной из технологий прикладной политологии является методика изучения и выявления участников политических событий, анализа расстановки общественно-политических сил. Она предполагает изучение всех, кто принимает участие в политической жизни, позволяет выявлять их возможности и степень влияния на реально происходящие политические процессы. Глубокий анализ участников политических событий служит основой для решения различных практическо-политических задач.

Участники политических событий весьма многочисленны и разнообразны. К их числу относятся: государство как основной политический институт общества, политические партии, общественно-политические организации и движения, союзы и блоки общественно-политических сил, группы интересов и лоббистские группы, политические лидеры, элиты и кланы, классы и внутриклассовые образования, различного рода социальные группы и общности, средства массовой информации, индивиды и т.д.Анализ участников политических событий предполагает выявление их целей и интересов, качественного и количественного состава, которые в значительной мере обусловливают возможности их влияния на политическую жизнь. Он позволяет устанавливать их иерархию и возможности, оценивать расстановку политических сил в обществе. В прикладной политологии разработаны различные методики анализа расстановки политических сил. К числу наиболее распространенных относятся: деление участников политических событий на левых и правых, линейная, табличная, динамичная, блочная матрица политических сил, определение расстановки сил по отношению к какому-либо событию и др.

Исключительно важное значение среди политических технологий, разработанных прикладной политологией, имеет методология и методика анализа и оценки политической обстановки. Ее использование позволяет субъектам политики глубоко и всесторонне изучать содержание политической жизни общества, состояние его политической системы, политических процессов и явлений, выявлять политические проблемы и противоречия, требующие разрешения. Без анализа и оценки политической обстановки невозможно прогнозирование развития общественно – политических процессов, определение возможностей достижения выдвинутых целей, выявление негативных тенденций и явлений в общественной жизни, принятие конкретных политических решений.

Под политической обстановкой понимается совокупность условий и факторов, отражающих расстановку политических сил, состояние отношений между ними, возможности субъектов политических отношений в использовании власти для достижения своих целей. Термин «обстановка», нередко, используется как тождественный понятию «ситуация». Вместе с тем, между ними есть определенные различия. Термин «обстановка» применительно к какой-либо стране трактуется как нечто более широкое, устойчивое во времени, характеризующее состояние дел во всех сферах общественной жизни общества. «Ситуация» – понятие более узкое. Оно используется для характеристики особенностей, положения дел, главным образом, в какой-либо одной сфере общественной жизни, а также когда анализируются последствия какого-либо явления или значительного события.

Прикладной политологией достаточно глубоко разработаны различные методики анализа состояния общества в целом и его политической сферы. Одной из таких наиболее распространенных методик является так называемая структурно-логическая модель общества - «колеса Тихомирова»1. Она представляет собой восемь взаимосвязанных групп критериев, позволяющих дать количественную и качественную оценку положения дел в политической сфере и в обществе в целом, всесторонне оценить уровень политического сознания, политической культуры, политического руководства и управления.

Для изучения политической ситуации наиболее часто применяется метод ивент-анализа (от английского event – событие). Этот метод предполагает последовательное описание событий по схеме: политическая ситуация – событие – среда – участники события (ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха ими неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий2. При анализе политической ситуации широко используются также методы выбора сценариев (удовлетворительных альтернатив, доминантных альтернатив). При использовании этих методов учитывается то обстоятельство, что политическая ситуация всегда противоречива и может развиваться по различным вариантам.

Особое значение для политической практики имеет технологии принятия политических решений и их реализации. Известно, что одним из основных слагаемых политического процесса является целенаправленное воздействие субъектов политики на политическую сферу, осуществление ими политического управления, центральным элементом которого является принятие и реализация политических решений. Политическое решение – это процесс выбора и обоснования какого-либо проекта, задачи, определение этапов и способов их достижения. Необходимость принятия политических решений обусловлена противоречиями и проблемами в общественной жизни, которые могут быть решены субъектами политики с использованием политических методов. Алгоритм принятия политических решений представляет собой совокупность выполняемых субъектами политики следующих действий: определение объекта политического решения (проблемы); сбор и накопление исходных данных о проблеме; анализ собранных данных о проблеме и дополнительной информации; выявление негативных аспектов в проблеме и связанных с ними неудовлетворенных интересов; определение цели принимаемого политического решения; анализ ресурсов, средств и возможностей реализации цели; формирование возможных вариантов реализации решения и выбор наиболее оптимального из них; оформление решения и его обоснование.

Принятие политического решения осуществляется различными методами. Наиболее распространенными среди них являются: рационально-универсальный («корневой»), метод последовательных ограниченных сравнений (метод «ветвей») и смешанно-сканирующий1. Рационально-универсальный заключается в том, что вычленяется нерешенная проблема, формируется несколько альтернативных путей её решения и выбирается наиболее оптимальный из них. Метод последовательных ограниченных сравнений или инкрементальный метод (increment – постепенное наращивание путем добавления бесконечно малых величин) состоит во внесении в управленческую деятельность постоянных поправок («малых инкрементальных шагов») в связи с изменяющимися или непредвиденными обстоятельствами. Смешанно-сканирующий метод предполагает сочетание широкого рационального взгляда на одни аспекты проблемы и более детализированного на другие, а также перенос акцентов, в связи с изменением значимости тех или иных аспектов разрешаемой проблемы. После принятия политического решения формируется механизм его реализации, который представляет собой, определенную последовательность и логику действий, практический процесс воплощения политического решения в действительность с использованием определенных средств.

Подготовка и реализация политических решений всегда сопряжена с определённой степенью риска. Любые решения непременно требуют учёта рисков и, поэтому, регулирование политических процессов в значительной степени зависит от управления риском. В связи с этим прикладной политологией большое значение придается разработке технологии оценки, прогнозирования политических рисков и управления ими. Политический риск представляет собой одну из разновидностей социального риска. Значимость его оценки и прогнозирования определяется особой ролью политического руководства и управления обществом. Учет политических рисков выступает в качестве необходимого условия динамичного и стабильного социального развития. Политический риск – это возможность вероятного ущерба и нежелательных социальных последствий от принимаемых субъектами политики решений и их реализации. Причины политических рисков весьма разнообразны. Некоторыми из них являются: недостаточный уровень познания и неполный учет субъектами политики закономерностей общественной и политической жизни, приводящих к волюнтаризму и субъективизму при принятии и реализации политических решений; невозможность реализации выдвинутых политических целей, а также неоптимальность избранных средств и методов их достижения; сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов в политике, приводящих иногда к «случайностям» в политической жизни, к появлению непредвиденных или нежелательных обстоятельств; несоответствие избранного политического курса интересам основной массы населения страны, низкий уровень поддержки его народом и легитимности власти; игнорирование властвующей элитой интересов других участников политической жизни; недостаточный объем информации о назревших в обществе проблемах или их игнорирование субъектами политики; безответственность и некомпетентность политического руководства, принимающего политические решения; кризисные ситуации в обществе, социальная и политическая нестабильность, высокий уровень социальной дифференцированности, резкое обострение политического противоборства; отсутствие взвешенного, научно обоснованного подсчёта субъектами политики выгод и ущерба от принимаемых политических решений и др.

При анализе политических рисков используются такие понятия, как: «факторы риска», «симптомы риска» и «уровень риска». Факторы риска представляют собой различного рода условия и обстоятельства, изменение которых способно существенно повлиять на возникновение и уровень риска. Симптомы риска – это показатели проявления риска, оценивая которые можно прогнозировать возможные изменения его уровня. Уровень риска – это возможный ущерб и нежелательные последствия от реализуемых политических решений.

Технологии исследования политических рисков представляют собой совокупность поэтапных последовательно осуществляемых действий с использованием различных методов, методик и приёмов. Исследование рисков включает следующие этапы: комплексный анализ объекта; системная оценка факторов риска; прогнозирование и управление риском.1 Применение технологий анализа рисков в управленческой деятельности субъектов политики позволяет уменьшить и нейтрализовать возможные негативные последствия от реализации принимаемых ими решений, компенсировать возможный ущерб при неожиданно сложившийся неблагоприятной ситуации.

В комплексе политических технологий особое место принадлежит методологии и методики политического прогнозирования. Прогноз является важнейшей функцией руководства и управления, непременным и обязательным условием программирования, проектирования и планирования практической деятельности людей по целенаправленному изменению окружающей действительности, в том числе и в политической сфере. Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемого объекта в будущем, альтернативных путях и тенденциях его развития. Процесс прогнозирования – это опережающее научное отражение действительности в ходе, которого формируются представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта в будущем.

Под технологиями политического прогнозирования понимается совокупность определенных последовательных действий, приёмов, процедур и методов, используемых для формирования гипотетического предположения о возможных вариантах развития политических явлений и процессов в будущем. Алгоритм, методы и методики политического прогнозирования раскрыты в отдельной главе учебника .

Активно разрабатывается прикладной политологией технологии управления политическими конфликтами. Политический конфликт как разновидность и результат взаимодействия субъектов политики, обусловленный несовпадением их интересов, выступает в качестве источника политических изменений, непременного атрибута политической жизни. С учетом этого, технологии управления, предотвращения, контроля, урегулирования и разрешения политических конфликтов становятся в настоящее время весьма востребованными субъектами политики. Они подробно изложены в главе учебника «Политические конфликты».

Важное значение для современной политической практики имеют технологии избирательных кампаний. Свободные и независимые выборы, являясь важнейшим политическим процессом, выступают в качестве одного из основных показателей уровня демократизации общества. Они представляют гражданам возможность участвовать в политической жизни, создавать представительную систему власти и институализировать её, выражать и реализовывать интересы различных групп населения. В ходе выборов предоставляется конституционная возможность изменения или коррекции стратегического политического курса государства, определяются место и роль различных политических сил в жизни общества, обновляется политическая элита страны, в соответствии с изменяющейся экономической, политической ситуацией, складывающейся социальной стратификацией общества, меняется структура представительных органов власти.

Исключительная важность решаемых в ходе выборов политических задач прямо предопределяет необходимость глубокой и детальной разработки правового обеспечения избирательного процесса, стратегии, тактики и технологий избирательных кампаний. Выборы в представительные органы власти организуются и проводятся в ходе избирательного процесса и избирательной кампаний. Под избирательным процессом понимается весь комплекс мероприятий, связанных с выборами, которые в соответствии с законодательством осуществляются в масштабах страны, региона, или муниципального образования. Избирательная кампания представляет собой совокупность мер осуществляемых отдельными политическими партиями, избирательными объединениями, кандидатами для достижения победы на выборах. «Категория «избирательная кампания» в первую очередь фиксирует технологическую, технико-организационную сторону избирательного процесса.1

Каждая избирательная кампания, в независимости от существующего в стране типа избирательной системы, разворачивается по вполне определенным этапам. Она начинается с принятия официального решения о сроках проведения выборов. Затем происходит выдвижение кандидатов, которое заканчивается их регистрацией избирательными комиссиями. После этого начинается предвыборный период, который завершается голосованием. Голосование может проводиться в один или в два тура. Заканчивается избирательная кампания подведением итогов выборов и включением избранных представителей в политическую деятельность.

В соответствии с алгоритмом избирательной кампании строится ее стратегия и тактика, формируются избирательные технологии. Стратегия избирательной кампании представляет собой совокупность информационных тем, раскрытие содержания которых может повлиять на мотивацию людей и определить их электоральное поведение в соответствии с целями организаторов избирательной кампании. Избирательная тактика представляет собой совокупность приёмов и способов деятельности по реализации основных стратегических целей избирательной кампании.

На основе избирательной тактики разрабатываются определённые технологии. Избирательные технологии представляют собой способы организации и проведения избирательной кампании, совокупность разнообразных действий кандидата и его команды, направленных на целенаправленное формирование электорального поведения в интересах достижения предвыборных целей кандидата. По структуре технологии избирательных кампаний весьма сложны и разнообразны. Главными их элементами являются анализ предвыборной ситуации, формирование целей и задач избирательной кампании, определение принципов, способов и приемов реализация избирательной тактики.

В самом общем плане избирательные технологии подразделяются на «внешние» и «внутренние». Внешние технологии направлены на обеспечение всего избирательного процесса, создание его организационно-правовых основ: подготовку нормативно-правовой базы проведения выборов; формирование избирательной инфраструктуры («нарезка» избирательных округов, создание избирательных комиссий, избирательных участков и др.); финансирование избирательного процесса и кампаний. Внутренние технологии заключаются в проведении избирательных кампаний субъектами политики, участвующими в выборах: политические партии, общественно-политические организации и движения, избирательные объединения, отдельные кандидаты.

В соответствии с основными этапами и задачами избирательной кампании разрабатываются технологии: анализа предвыборной ситуации; формирования имиджа кандидатов; ведения конкурентной борьбы; информационно-аналитического сопровождения избирательной кампании; подсчёта результатов голосования и подведения итогов выборов. Особое место среди внутренних технологий занимают технологии ведения конкурентной борьбы. К числу некоторых из них, получивших название «полевых технологий» относятся процедуры и методики сбора подписей, проведения агитационной кампании «от двери к двери», работы телефонного центра, пикетирования, прямой адресной рассылки, листовочной экспансии и др.1

При разработке избирательных технологий значительное внимание уделяется определению способов конкурентной борьбы, которые подразделяются на: легитимные – основанные на законах и нормах морали; полулегитимные, находящиеся на грани закона и использующие различного рода способы манипуляции сознанием избирателей; нелегитимные («грязные»), находящиеся в противоречии с законами и элементарными нормами нравственности.

Названными выше технологиями не ограничивается вся совокупность подходов, принципов, процедур, приемов, методов и методик решения конкретных проблем и задач политической жизни, разрабатываемых прикладной политологией. Ею также формируются технологии политического маркетинга, способы и методы политического лоббирования, технологии формирования имиджа политических лидеров и организаций, методы и методика осуществления связей с общественностью, политической рекламы, технологии политического консалтинга (консультирования), компьютерные технологии в политике и политических науках, технологии ведения международных переговоров и др.

* *

*

Прикладная и теоретическая политологии являются составными частями единой социально-гуманитарной науки. Основное предназначение прикладной политологии, в структуре политической науки, состоит в научной разработке методологии и методики прикладных политических исследований, путей и способов решения конкретных практическо-политических задач. Прикладная политология ориентирована на сбор и обработку информации о конкретных политических явлениях, процессах и событиях, решение политических проблем, выдвигаемых жизнью, на выработку рекомендаций политикам практикам.

Изучение технологий, методов, приемов и механизмов решения конкретных политических проблем, необходимо не только практикам – политологам, но и специалистам самого различного профиля. Военным кадрам прикладные политические знания позволяют глубже понимать сущность политики, проникать в тайны её существования, оценивать формы, методы и способы её проведения, определять роль и возможности собственно военных методов в достижении политических целей и решении политических проблем. Более того, многие из политических технологий с определенной модификацией используются для решения различных проблем военно-политического управления: анализа и оценки военно-политической обстановки, принятия военно-политических решений, военно-политического прогнозирования, разрешения военных конфликтов и других.