logo
учебник политологии

1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти

Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Многогранный мир власти и властных отношений описывается в настоящее время в общей сложности более чем пятью тысячами понятий. Философы говорят о власти объективных законов развития природы, общества, и человеческого мышления, экономисты – о власти экономической, политологи – о власти политической, юристы – о правовой, государственной и судебной власти, военные – о военной власти, родители – о власти семейной, богословы - о власти Бога и т.д. Есть также понятия законодательной и исполнительной власти, власти массовых общественных союзов и организаций, средств массовой информации и др. Как писал русский юрист А.С. Алексеев, «властвует также и чарующая красота, и гениальный ум, и художественный талант, и мода»1.

Можно ли в таком случае выявить сущность власти и властных отношений, дать им научное определение? Часть философов, социологов, политологов и представители других социально-гуманитарных наук, подчеркивают, что нет, ссылаясь при этом на исключительную сложность, многогранность и многоаспектность этого общественного явления. Большинство же ученых-обществоведов, положительно отвечают на этот вопрос и указывают путь его решения. Суть его состоит в исследовании власти как широкого социального явления, как общесоциологической категории, выделяя при этом субстанциональные основания властных отношений и их наиболее общие признаки, выражающиеся в любом типе, виде или форме власти и придающие ей объективно-закономерный характер.

В настоящее время на основе данной исходной позиции в кратологической науке разработаны различные определения понятия «власть».1 К числу наиболее распространённых из них следует отнести: во-первых, власть – это способность, право и возможность тех или иных лиц, органов, учреждений, систем распоряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей, их общностей и институтов с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения, убеждения; во-вторых, это государственное, общественное, политическое, экономическое, духовное и иное господство над людьми; в-третьих, это система соответствующих государственных или иных управленческих органов; в-четвёртых, это лица, органы, учреждения, облеченные соответствующими государственными, административными и иными полномочиями.2

Перечисленные трактовки понятия «власть» перекликаются с определением власти в Толковом словаре В.И. Даля: «Власть – право, сила и воля над чем-либо, свобода действий, распоряжений; начальствование; управление ... Властвовать – управлять властно, господствовать, повелевать, распоряжаться»3.

Конечно, эти определения власти не являются раз и навсегда данными, они постоянно развиваются и уточняются. Однако в них заложено принципиальное понимание сущности и источников власти, её признаков и структуры. Как следует из этих определений сущность власти, как социального явления заключается в господстве одних людей над другими, их воздействии на них и выражается она, в широко известной в современном мире формулировке: «А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б». Наиболее характерным специфическим признаком власти является доминирование властной воли.

Власть как социальное явление возникает и функционирует на основе определенных источников. Принято считать, что изначальным источником власти является объективная неоднородность социального положения людей, дифференцированность их социальных ролей. И это важно подчеркнуть, так как при равном положении людей, при тотальном социальном равенстве власти нет. Она возникает лишь вследствие появления различий людей в их социальном положении. При этом власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы людям и дающих право одним влиять на других.

Власть всегда также была связана с проявлением силы, как в физическом, так и в социальном смысле. Именно сила (принуждение) нередко рассматривалась и рассматривается как конечный и наиболее эффективный источник власти, ибо важнейшие средства власти (влияние, право и т.д.) функционируют лишь на фоне этого источника.

Имеются и другие более глубокие источники власти. Одним из них является богатство – владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики; финансированием определенных политических партий и движений, избирательных кампаний; влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламенте, государственных учреждениях, общественных организациях и т.д.

К важнейшим источникам власти относятся знания и информация. Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни общества и государства. Как считает известный американский социолог и футуролог А. Тоффлер, в конце XX - начале XXI века именно знания и информация становятся важнейшими источниками власти. «В современном мире, – подчеркивает он, – знания в силу своих преимуществ – бесконечности, общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти»1. А русский философ и просветитель А.И. Стронин, характеризуя этот источник власти, указывал: «Как знание начинается с богатства, так власть начинается от знания. Если превосходство в силе есть единственный первоначальный источник богатства, если превосходство в богатстве есть единственный первоначальный источник знания, то единственно первоначальным источником власти бывает только превосходство в знании. Но так как это последнее превосходство предполагает и два первых, то отсюда и выходит, что власть есть соединение силы, богатства и знания, а всякое соединение силы, богатства и знания есть власть1.

И, наконец, основополагающим источником власти является сам человек. Люди, народ – это универсальный, многофункциональный источник власти, который создает все другие источники. Человек – создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации. Не случайно в Основном законе России – Конституции, сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»2.

Власть как социальное явление имеет свою структуру. Её основными элементами являются субъект и объект. Властвующий субъект в системе двусторонних отношений людей воплощает в себе активное, направляющее и ведущее начало. Именно от субъекта исходит волевое влияние и воздействие, следуют распоряжения, указания, требования, спрос и контроль. При этом субъект власти должен обладать целым рядом качеств: желанием властвовать; волей к власти; готовностью брать на себя ответственность; знания дела, за которое берется; умениями и навыками руководства и управления; авторитетом и многими другими. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами, но все же знания, умения, профессионализм – неотъемлемый атрибут власти. Это главные предпосылки обязательного выполнения объектом требований субъекта власти.

Немаловажную роль в системе властных отношений играет объект власти. Это обусловливается тем, что власть, как подчеркивалось, – всегда двустороннее, ассимметричное взаимодействие руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и подданного, т.е. субъекта и объекта. Она невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствует подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти.

Взаимодействие и взаимоотношения субъекта и объекта власти опосредуются целым комплексом различного рода средств, которые в современной философской, социологической и политологической литературе называются ресурсами или основами власти. Ресурсы власти – это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. В системе властных отношений ресурсы используются для поощрения, убеждения, принуждения и наказания объекта власти. Они многообразны и обычно подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, которые связаны с повседневными интересами и потребностями людей. С их помощью субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые социальные слои населения. Например, предоставление определенных социальных льгот различным категориям людей (увеличение заработной платы, снижение налогов и др.) или, наоборот, лишение этих льгот (уменьшение заработной платы недобросовестным работникам, различного рода штрафные санкции и т.п.).

Принудительные ресурсы – это меры административного воздействия. Дело в том, что власть как таковая немыслима без применения принудительных средств. Ресурс принуждения силен тем, что субъект власти с его помощью имеет возможность непосредственно подчинить себе волю объекта и распоряжаться им. При этом принуждение может выступать в самых различных формах: подавление, насилие при тоталитарных политических режимах, убеждение, давление общественного мнения, руководство – при демократических режимах.

Нормативные ресурсы – это средства воздействия на внутренний, мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Их предназначение состоит в том, чтобы убедить управляемых в общности их интересов с интересами властвующих, обеспечить одобрение со стороны объекта власти действий субъекта власти, побудить людей принять требования власти. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий – с влиянием непосредственно на поведение человека.

Все перечисленные ресурсы власти применяются ее субъектами, как правило, комплексно, системно. Это позволяет им приводить в движение все компоненты властных отношений, обеспечивать определенную динамику их функционирования и развития.

Любая общественная власть имеет различные формы реализации (проявления осуществления). Наиболее типичными из них являются: господство, руководство, управление, организация и контроль. Господство – это подавление, преобладающее влияние, обладание всей полнотой власти. По своей сути оно проявляется в полном подчинении одних людей другим. Руководство – осуществление путем воздействия (прямого или косвенного) на людей в определенной сфере. Управление – использование представленных полномочий для поддержания задуманного (заданного) режима в конкретной сфере деятельности (по горизонтали или вертикали). Организация – регулирование, функционирование, субординация и координация элементов или компонентов системы. Контроль – проверка соответствия деятельности людей установленным принципам и нормам и ее корректировка.

Власть как социальный феномен, пронизывая своим влиянием все сферы общественной жизни и все виды человеческой деятельности, имеет множество разновидностей. Она классифицируется по различным основаниям. По формационному и классовому признакам (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая); по типу политического режима (тоталитарная, авторитарная, демократическая); по отношению к социальному прогрессу (прогрессивная, реакционная, динамичная, застойная); по субъекту (государственная власть, власть общественно-политических организаций и движений, власть средств массовой информации, церковная власть и др.); по степени институционализации (центральная, региональная, республиканская, окружная, областная, городская, районная, муниципальная и др.); по сферам общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная, военная и др.); по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая); по правовому признаку (легальная, нелегальная); по степени признания власти населением страны (легитимная, нелегитимная); по принципу разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная) и т.д.

Имеются и многие другие разновидности общественной власти. Исследователи насчитывают более 150 ее разновидностей1. Среди перечисленных разновидностей власти наиболее важной и общественно значимой, является политическая власть, ядро которой составляет власть государственная. Политическая власть, по сравнению с другими разновидностями власти, оказывает наиболее существенное и всестороннее влияние на общественную жизнь, является ее важнейшим регулятором.