logo
учебник политологии

2. Типология политического процесса и его особенности в современной России

Политический процесс в упрощенном, абстрагированном виде характеризует изменения в политической жизни общества, является формой функционирования и развития политической системы. Однако сложный механизм общественного развития предполагает взаимопроникновение, взаимопереплетение, взаимопереход, развертывание и свертывание политических явлений, событий и действий, что означает функционирование и развитие политических процессов разных типов и видов. Классификация политических процессов на отдельные типы и виды осуществляется по различным основаниям.

Так, по объему охватываемых политических явлений, событий и действий, среде протекания выделяются внешнеполитический и внутриполитический процессы. В свою очередь, в зависимости от масштаба, внешнеполитический процесс подразделяется на глобальный (мировой), региональный и локальный процессы, а внутриполитический – на национальный (общенациональный), региональный (национально-региональный) и местный процессы. Каждая из этих разновидностей внутриполитического и внешнеполитического процессов характеризуется различной степенью социальной важности и активности действий их субъектов, охватывает различный объем политических взаимосвязей и взаимоотношений. Кроме того, как внутриполитический, так и внешнеполитический процессы, и их разновидности состоят из частных политических процессов, представляющих политические явления, события и действия по поводу достижения конкретных политических целей (проведение выборов в органы местного самоуправления, урегулирование политического конфликта между субъектами политики, принятие политического решения по национальным проектам, урегулирование вооруженного конфликта между государствами в определенном регионе и т.д.).

По степени устойчивости взаимосвязей социально-политических сил общества, определенности и устойчивости взаимоотношений субъектов политики, политический процесс подразделяется на стабильный и нестабильный. Стабильный политический процесс характеризуется институциализированными формами политических отношений и политического поведения его субъектов, функционально отработанным механизмом принятия политических решений. Он основывается на сформировавшейся социальной структуре общества, легитимности политического режима, приверженности субъектов политики господствующим нормам права и политическим демократическим ценностям. Такому политическому процессу присущи компромиссы, сотрудничество, консенсус между его участниками. Стабильный политический процесс обеспечивает создание, устойчивое и эффективное функционирование политической системы, ее поступательное изменение, определенную направленность социально-политического развития общества. Нестабильный политический процесс свидетельствует о необходимости изменения политического курса субъектов власти и проводимой ими политики. Он возникает в условиях неэффективности или кризиса существующего политического режима. Причинами нестабильного политического процесса могут быть также осложнение международных отношений, спад материального производства, острота социальных проблем. Нередко нестабильность во взаимоотношениях субъектов политического процесса появляется также тогда, когда у власти постоянно находятся представители одних и тех же политических партий, элит, политических союзов, допускается политическая дискриминация отдельных социальных и национальных групп. В условиях нестабильного политического процесса между его субъектами складывается ярко выраженное противоборство, в их политическом поведении используются как легальные, так и нелегальные, как насильственные, так и ненасильственные, как морально оправданные, так и безнравственные правила, приемы и способы борьбы.

В зависимости от характера и технологического воздействия на политическую действительность принято выделять эволюционно- реформистский и революционный политические процессы. Эволюционно – реформистский политический процесс предполагает постепенные изменения в политической системе, социально-политическом устройстве путем последовательных политических реформ. Такой политический процесс, как правило, отвечает интересам политических сил, занимающих господствующее положение в обществе. Однако это не означает, что эволюционно-реформистский политический процесс не захватывает глубинные пласты общественной жизни, не затрагивает интересы широких народных масс. Так, или иначе, на том или ином этапе его протекания возникает вопрос о сохранении лояльного отношения различных социально-политических сил к существующему политическому режиму. Для этого осуществляющие политику реформ субъекты власти применяют к ним дифференцированный подход, используют различные приемы и способы действий по обеспечению их лояльности. Революционный политический процесс, в отличие от эволюционно-реформистского, обеспечивает быстрые и глубинные политические преобразования. Инициатором и движущей силой такого процесса обычно являются субъекты политики, не обладающие реальной властью, не занимающие ведущие позиции в системе политических отношений, но осознающие необходимость коренных политических преобразований и имеющие их программу. Реализуемый в революционном политическом процессе проект общественного развития связан с зарождением и утверждением новых политических институтов и ценностей, политических систем, с существенным обновлением прежнего, или с формированием принципиально нового социально-политического порядка.

С точки зрения публичности и гласности бывают открытый и скрытый политические процессы. Открытый политический процесс осуществляется в условиях демократической организации общественной жизни. Он характеризуется тем, что интересы различных социальных групп, политических партий и элит, других субъектов политики открыто провозглашается в программах и обращениях, в СМИ, в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Открытость политического процесса выражается в публичности фаз и этапов принятия и реализации политических решений, способов рекрутирования политических элит. При открытом политическом процессе его субъекты действуют в рамках закона, гласно провозглашает свои цели, отношение к властным структурам и их политике, публично дискутируют и высказывают свое мнение. Скрытый политический процесс организуется органами власти, как правило, в условиях тоталитарных и авторитарных политических режимов. Целью такого процесса является обычно дескредитация противников существующего политического режима, подготовка общественного мнения к осуждению этих противников, а иногда и их физическому уничтожению. При скрытом политическом процессе инициатива снизу подавляется, всячески скрываются механизмы политического управления и особенно определения стратегических и тактических целей политического развития.

В рамках скрытого может протекать теневой политический процесс. Это не афишируемые действия государственных институтов, принимаемые ими закрытые документы, распоряжения, существование органов с официально не провозглашаемыми функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.д.). Теневой является также противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей, что сопровождается формированием нелегальных структур неполитического характера (теневая экономика, черный рынок, мафиозные группировки). Такие структуры при помощи методов подкупа и запугивания часто воздействуют на официальных лиц в органах власти, принуждают их проводить государственную политику в своих интересах, а нередко стремятся непосредственно включиться в политику, войти в органы власти. Теневым может быть и политический процесс, которому официальная власть препятствует в легализации.

В учебной и научной литературе выделяются и другие типы политического процесса: демократический и недемократический, технократический, идеократический, харизматический, процессы зарождения, возникновения, становления, развития, функционирования, стагнации и т.д.1 Вся совокупность политических процессов, их соотношение и взаимопроникновение отражают динамику и сложность политической жизни.

Политический процесс в каждой отдельном обществе складывается из широкого спектра многообразных, разнонаправленных и разноуровневых процессов, протекающих в политической сфере жизни под влиянием разных условий и факторов. В современной России содержание и характер общенационального политического процесса и его разновидностей детерминируются результатами тех глубоких преобразований, которые произошли в стране за последние 10-15 лет и принципиально изменили условия жизни людей, их социальные потребности и интересы. Под влиянием этих изменений усилилась политизация всех сторон жизнедеятельности российских граждан. У большинства социально-политических сил страны сформировалось представление о государственной власти как единственном средстве решения возникающих проблем, что отражается на их отношении к политике, политическом поведении, его приоритетах и целях. Кроме того, в современном российском политическом процессе фокусируются и переплетаются как старые, так и новые общественно-политические явления, объективные и субъективные факторы, свидетельствующие о незрелости демократии и гражданского общества в стране. Политический процесс в России функционирует и развивается на основе национального исторического опыта взаимоотношений общества и государства, традиций российской политической культуры. В нем отражаются конфессиональное своеобразие российского общества, психологический склад и менталитет составляющих его народов. Эти и другие обстоятельства определяют специфику содержания и характера современного политического процесса в России, его особенности1.

Прежде всего, важнейшей особенностью современного российского политического процесса следует считать смешение (переплетение) в его содержании политики и экономики, взаимопроникновение политических и экономических отношений участников политической жизни. Это связано с тем, что сложившиеся в настоящее время в России структуры гражданского общества, нормативно-правовые регуляторы общественной жизни и демократические механизмы ее организации не ограничивают деятельность государства и других институтов власти, не создают условия для самореализации других субъектов политики. Государство, как основной институт политической системы, концентрирует власть и ресурсы, оказывает решающее влияние практически на все вопросы развития российского общества, что политизирует социальные отношения и главным образом экономические, как базовые, определяющие. В связи с этим, политика и экономика в России находятся сегодня в неразрывном единстве, взаимодополняют и развивают друг друга, а важной и необходимой частью отношений и поведения субъектов политического процесса является экономическая составляющая. Политические цели субъектов политики во- многом определяются их экономическими интересами.

Во-вторых, к числу важных особенностей современного российского политического процесса следует отнести вертикально организованный характер взаимоотношений его субъектов, их статусно-ролевую неопределенность. Названная особенность связана с предыдущей и проявляется в том, что российское государство односторонне определяет условия, правила и нормы должного политического поведения субъектов политики, нормативно-правовое поле их отношений. Политическая активность в современном российском обществе преимущественно принадлежит институтам власти. Именно они инициируют сегодня различного рода изменения и преобразования в политической системе общества, социально-политическом устройстве государства, затрагивающие всех граждан. Действия же других отечественных социально-политических сил – субъектов политического процесса, как правило, осуществляется в рамках предложенных властью изменений, не отличаются самостоятельностью и последовательностью. Большинство из них не обладает пока собственной самодостаточностью, устоявшейся организационно-структурной и субъективно-идеологической артикуляцией, не ориентировано на последовательное выражение и защиту интересов определенных социальных групп и общностей. Отсутствует структурированность, дифференциация и специализация их политических ролей и функций.

В-третьих, особенностью современного Российского политического процесса следует считать высокую степень персонифицированности политических отношений, наличие в нём соперничающих политических группировок и «кланов». В России исторически в системе общественных отношений особое место отводилось политическим лидерам, «вождям». Это специфическая российская традиция, проявляющаяся в ведущей роли феномена политического лидерства в обществе, ориентации участников политического процесса на определённую личность, персонифицированную власть в государстве, социальном институте, организации, группе, общности. Она обусловлена распространённым в обществе, как в прошлом, так и в настоящее время, подданническим типом политической культуры, менталитетом российского народа, проявляющимся в его безусловном подчинении власти и ожидании от неё благ и вознаграждения. Персонификация политических отношений в современных условиях, является так же следствием отсутствия между участниками политической жизни развитой системы коммуникационных связей, что препятствует их интеграции, формированию представлений о политических интересах и ожиданиях друг друга. Неинтегрированность субъектов политического процесса проявляется и в наличии в нём разного рода политических группировок и «кланов». Возникающие по различным основаниям, они преимущественно ведут борьбу между собой за близость к высшей российской власти, что позволяет рассчитывать им на возможность использования властных ресурсов для достижения своих интересов и целей, нередко «своекорыстных», эгоистичных. Причём интересы и цели политических группировок и «кланов» часто представляются ими как общественно-значимые, как интересы и цели своих союзников и сторонников.

В-четвёртых, одной из особенностей политического процесса в современной России является его конфликтность. Главной причиной конфликтности политических отношений и политического взаимодействия субъектов политики – их деференцированность, неконсолидированность, отсутствие консенсуса по базовым целям и принципам общественно-политического развития страны. Современные российские социально-политические силы существенно отличаются друг от друга по своим ценностным ориентациям и идеалам, содержанию и характеру политического поведения, приверженности методологии, технологиям, методам и способам решения общественных проблем. Всё это в совокупности с их статусно-ролевой неопределённостью порождает противоборство, противостояние и даже прямое силовое столкновение участников политического процесса.

И, в-пятых, к особенностям современного российского политического процесса правомерно отнести его психологизацию. В последнее время в содержании деятельности институтов государственной власти, политической элиты и политических лидеров значительное место занимает манипулирование политическим сознанием социальных образований, групп и отдельных индивидов. В их политической агитации и политической пропаганде широко используются методы психологического воздействия на людей. Вместо обращения к разуму, осуществляется обращение к чувствам, задействуется подсознание, для чего используется подмена объективной информации ложной, подтасовка и искажение фактов, «запрограммированные» комментарии событий и фактов, популизм, дезинформация. В таких условиях, у человека искажается политическое сознание и как следствие ослабевает контроль над собственным политическим поведением, оно становится иррационально мотивированным, рефлекторным, подверженным внешнему влиянию. Усиливается возможность асоциального поведения людей, их спровоцированных асоциальных действий, способных дестабилизировать политическую ситуацию.

Особенности политического процесса в современной России свидетельствуют о его нестабильности, противоречивости, слабой созидательной и гуманистической направленности. Преодоление этих и других проблем в функционировании и развитии российского политического процесса возможно при наполнении его подлинным демократическим содержанием, оптимизации структуры, консолидации всех участников политической жизни на основе общенациональных интересов. По опыту демократической организации политической жизни мирового сообщества для этого необходимы определённые условия и факторы. Это, во-первых, функционирование и развитие политического процесса по строго установленным, признаваемым и соблюдаемым всеми политическими силами принципам и правилам («правилам игры»), обеспечивающим демократические процедуры их политического взаимодействия и взаимоотношений. Во-вторых, социально-правовая статусно-ролевая определённость субъектов политического процесса, наличие возможностей у всех субъектов политики для доступа к ресурсам политического воздействия. В-третьих, установление и поддержание определённого баланса интересов политических сил, обладающих государственной властью, лояльных к ней и находящихся в оппозиции, толерантности в их взаимоотношениях. В-четвёртых, постепенность и последовательность политических преобразований и изменений в обществе с использованием сознательно избранных субъектами политики легальных, ненасильственных средств, приёмов и методов политического поведения. В-пятых, создание и функционирование всеобъемлющей, надёжной и эффективной правовой системы организации общественно-политической жизни, обеспечивающей институционализированную возможность перераспределения и передачи государственной власти политическими элитами, социальными группами и организациями. В-шестых, широкая социальная поддержка демократических правил и норм организации общественной жизни. Кроме этих условий и факторов, для стабилизации политического процесса в России крайне важным является рост и повышение эффективности национальной экономики, преодоление бедности и справедливое распределение доходов между различными социальными группами, формирование устойчивого и значительного по численности среднего класса. Необходимы так же фактические гарантии для реализации гражданами страны социально-экономических, политических и культурных прав и свобод личности, закреплённых в Конституции Российской Федерации, утверждение национальной идеи, культуры межличностного и группового общения. Создание в России условий и факторов, необходимых для совершенствования и демократизации национального политического процесса, усиления его гуманистической, созидательной направленности в решающей степени зависит сегодня от воли и желания политических лидеров и политической элиты, пользующихся доверием и поддержкой народа.

* *

*

Политический процесс является функциональной характеристикой политической системы, отражает динамику политической жизни общества. Его содержание составляют последовательные, взаимосвязанные и разноуровневые явления, события и действия, ориентированные на достижение интересов и целей субъектов политики. Политический процесс имеет свою структуру, единство и взаимопроникновение элементов которой обеспечивают его целостность как социального феномена, устойчивое функционирование, развитие и существование на разных уровнях социальной системы, в различных формах и режимах. Как многогранное и сложное образование политический процесс классифицируется на отдельные типы и разновидности, обладает специфическими особенностями в каждом отдельном обществе. Значительным своеобразием характеризуется политический процесс в современной России. В его функционировании развитии и существовании имеются многие проблемы и недостатки, что требует создания определённой совокупности условий и факторов для оптимизации политических отношений и политического поведения участников политической жизни российского общества.