1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
Генезис и эволюция политической мысли – неотъемлемая составляющая истории человеческого общества. В соответствии с принятой периодизацией истории мировой цивилизации, основными этапами формирования и развития зарубежной политической мысли являются: Древний мир, Средневековье (раннее Средневековье, период Возрождения и Реформации), Новое время, Новейшее время1. Эти этапы определяют хронологический подход к изучению политической мысли, позволяют уяснить последовательность формирования и обогащения отдельных идей, теорий и концепций, выявить в них общее и особенное в различные эпохи развития политической науки. Наряду с этим, для более глубокого и всестороннего осмысления содержания политической мысли, целесообразно, использовать проблемно-теоретический подход. Он позволяет выделять социальные истоки отдельных политических теорий и концепций, рассматривать их в непосредственной связи с общественным развитием. Сочетание подходов обеспечивает цельное и системное восприятие процесса возникновения и развития политической мысли.
Политическая мысль Древнего мира зародилась в Египте, Месопотамии (Вавилония, Ассирия, Хеттское царство), Индии, Китае и других восточных цивилизациях. Преимущественно она базировалась на религиозно-мифологических представлениях людей о происхождении мира, об общественном устройстве и природе власти. Различные версии божественного происхождения власти нашли отражение в политико-религиозных документах, в древнеегипетском – «Поучение Птахотепа» (XXVIII век до н.э.), в древневавилонском – Законы Хаммурапи (XVIII век до н.э.), в религиозно-этическом учении народов Древней Персии1.
В Древней Индии влияние мифов и религиозных воззрений на политическую мысль на протяжении многих веков было связано с доминирующим положением в обществе жрецов (брахманы) и их идеологии (брахманизм). Это прослеживается уже в первых сборниках священных текстов II тысячелетия до н.э., именуемых Ведами (с санскрита означает – знание). Среди них особый интерес представляют «Ригведа» и «Атхарваведа». Изложенные в них идеи получили свое развитие в IX-VI вв. до н.э. в священных текстах – Упанишадах. В них провозглашалось, что различные сословия (варны) – брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, должны следовать божественно установленным законам, долгу, обычаю, правилам поведения. Примерно во II веке до н.э., идеология брахманизма, нашла свое ярко выраженное отражение в известном древнеиндийском памятнике политико-правовой мысли – «Законы Ману». В них воспроизводятся и защищаются положения Вед и Упанишад о делении общества на четыре неравные сословия, подчеркивается божественный статус царя, ведущая роль брахманов в управлении обществом, указывается на особую роль наказания в регулировании общественных отношений.
В VI в. до н.э. с критикой брахманистской идеологии выступил Сиддхартха, прозванный Буддой. Он отвергал мысль о боге, как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона и власти. Будда и его последователи подвергли критике, как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Главными идеями буддизма были: равенство между людьми (но не в социальной, а в духовной, религиозной сферах); призыв не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов; необходимость прочной власти, охраняющей моральные устои общества; потребность в формировании крупных государств. Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве, имел место и в известном трактате Древней Индии «Артхашастра» (IV-III вв. до н.э.) автором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятельный советник и министр Чандрагупты I. Согласно индийской традиции «Артхашастра» – наука о приобретении и сохранении власти. Главная идея трактата заключалась в том, что общество существует ради блага всех живых существ, а полезность практических политических действий – главный критерий власти, ведущий принцип ее организации. В III веке до н.э. буддизм был признан в Индии государственной религией.
Воля Неба признавалась в качестве высшего, определяющего начала общественной жизни и в политической мысли Древнего Китая. При этом многие проблемы человека и общества, организации государства и власти, трактовались китайскими мыслителями с позиций рационализма, в значительной мере были освобождены от традиционно-теологических постулатов. Наиболее влиятельными течениями древнекитайской политической мысли считаются: даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Основателем даосизма является Лао-цзы (VI в. до н.э.). Идеал даосизма – воздержание от активной жизни, отказ от дальнейшего совершенствования общества и государства, возврат к естественности, отшельничеству, уход от достижений цивилизации. Лао-цзы призывал к децентрализации власти, низведению государства до уровня деревни, а людям предлагал замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.
Особую роль в истории политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), основные положения которого изложены учениками философа в сборнике «Лунь юй». Политические взгляды Конфуция заключались в следующем: люди управляющие обществом должны быть совершенными; государство – это большая семья, где царь – отец, заботящийся о благе семьи; социальный статус человека определяется в соответствии с его качествами и поступками; основа стабильности общества – четкая организация и формализация общественной деятельности; управление должно опираться на добродетель, а не на наказание; следование ритуалу, обычаю позволяет избежать насилия и конфликтов. Конфуцианство во II веке до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало выполнять роль государственной религии.
Идеологом важнейшего течения политической мысли Древнего Китая моизма был Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.). Он выдвинул и развил идею естественного равенства людей, выступил с обоснованием договорной концепции государства. Моизму присуща идея о единой для всех справедливости и единой законодательной власти. Важное место в его учении занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.
Положения легизма, как течения древнекитайской политической мысли, разработал Шан-Ян (390-338 гг. до н.э.) в своем трактате «Шан дзюнь шу» (Книга правителя области Шан). Основная идея легизма заключалась в том, что государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и в действиях. При этом подчеркивалась необходимость укрепления чиновничьего и карательного аппаратов, введения жестких норм и законов, регулирующих функционирование всех сфер жизни, обязательных для выполнения всеми и обеспеченных наказанием.
Особая роль в формировании и развитии мировых политических учений принадлежит мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. Их политические идеи и положения по своему содержанию были менее подвержены влиянию религиозно-мифологического мировоззрения, базировались на эмпирико-научном подходе к исследованию проблем государства, политики, права и власти.
Рационализация и подъем древнегреческой политической мысли совпали с расцветом в VIII-IV вв. до н.э. философской науки, культуры, литературы и изобразительного искусства, с формированием и эффективным функционированием государственности. В этот период значительный вклад в разработку политической мысли внесли величайшие мыслители античной Греции Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
Творческое наследие Платона содержит крайне важные для понимания политических процессов, суждения и выводы, которые изложены в диалогах «Государство», «Законы», «Политик» и ряде других его произведений1. Он одним из первых предпринял попытку характеристики государственного устройства по степени его эффективности и справедливости. По этому основанию Платон выделил шесть типов государства: аристократия, теократия, демократия, олигархия, тирания, «законная монархия». В его трудах дана развернутая характеристика идеального государства, своеобразной нормативной модели, гарантирующей эффективное политической правление на принципах справедливости, равноправия и морали. Платон считал идеальное государство самой совершенной формой правления, выше всех остальных настолько, «насколько Бог выше человека»1. Оно, по Платону, возникает на основе сотрудничества и разделения труда между его членами для удовлетворения общественных потребностей. Структурно, такое государство, состоит из трех наследственных и замкнутых сословий: правителей, воинов и производителей. Все стороны жизнедеятельности человека здесь регламентируются с помощью законов. Политической формой идеального государства Платон считал аристократическую республику, где господствующие верхи различными методами правят населением, осуществляют тотальный контроль над общественной жизнью, сочетающийся с обеспечением всех граждан умеренным достатком. Особое внимание заслуживают рассуждения Платона о политике и правителях. По его оценке, политика – это царское искусство, требующее знаний и умений управлять людьми. Он предупреждал, что некомпетентный правитель не может эффективно выполнять свою роль.
Аристотель вошел в историю не просто как последователь Платона, а как великий мыслитель, в чем-то даже превзошедший своего учителя. Его политические взгляды нашли наиболее полное выражение в работах «Политика», «Афинская полития», «Этика» и других. Главное средство познания Аристотеля не откровение, а опыт, рациональный анализ и обобщение эмпирического материала. Известна его крылатая фраза: «Платон мне друг, но больший друг – истина». Именно он по существу впервые предпринял попытку разработки политической науки как самостоятельной отрасли знаний. Аристотель вводит в оборот и дает токование таким понятиям как «политика», «политическое искусство», «политическое право» и др., определяет объект политической науки – власть, политика государства. Основное внимание в своей теоретической деятельности он уделяет разработке теории государства, как института власти, анализу и осмыслению политического правления, как отношениям между управляющими и управляемыми. Происхождение государства объясняется им естественным развитием общества, природой человека как «политического существа, стремящегося к совместному жительству и общению». Аристотель анализирует функции государства и его предназначение. Характеризуя тех, кто осуществляет власть и соответствие государственной политики нравственным принципам, он выделял три неправильные и три правильные формы правления. Неправильные формы правления – это те, при которых правители заботятся исключительно о собственном благе: тирания, олигархия, демократия. Правильные формы: аристократия, монархия и полития. Политию, он считал наилучшей формой правления, так как она объединяет наиболее эффективные принципы всех форм правления, обеспечивает единство интересов зажиточных граждан и неимущих. Он пошел дальше своих предшественников в разработке проблем политики. Политика определялась им как наука о высшем благе человека и государства. Цель политики – счастье и благосостояние человека и полиса. Аристотель рассматривал политическую деятельность и ее принципы через призму этики и справедливости, а полис (государство) – как субъект политики, высшую форму объединения и общения свободных и равных людей, связанных единством власти и территории.
В условиях острой борьбы плебеев с патрициями, под влиянием политических взглядов Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности, развивались политические воззрения в Древнем Риме. В политической мысли Древнего Рима получили творческое развитие идеи древнегреческих мыслителей о политике, власти, государстве и праве. Среди наиболее известных древнеримских мыслителей были: Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), римские стоики – Луций Анней Сенека (3-65 гг.), Эпиктет (ок. 50- ок. 140 гг.), Марк Аврелий Антонин (121-180 гг.) и др. В их трудах содержится развернутая характеристика условий происхождения и сущности государства, выдвигаются и раскрываются черты трех основных форм государственного правления: царская власть, власть оптиматов и народная власть, которые представляют собой модификацию выдвинутых и обоснованных Платоном и Аристотелем форм государственного правления, динамика их эволюции и взаимоотношений.
В политическом учении древнего Рима господствовал культ права. Утверждалось, что естественное право, как высший истинный закон рождается самой природой, а не установлениями людей. В соответствии с ним принимаются государственные законы, по которым организуется политика, осуществляется государственное управление. Политические деятели должны быть мудрыми, сведущими в учениях о государстве, владеть основами права. В начале нашей эры в Римской империи зарождается христианство, во многом определившее дальнейшее развитие и направленность политической мысли. Оно возникло на почве глубокой неудовлетворенности людей состоянием общественных отношений и явилось источником идей о всеобщем равенстве и свободе. Главной проблемой христианства стал вопрос о соотношение светской и духовной властей, о характере власти и отношении к ней народа, когда церковь и папство представлялись верховной властью на земле. Правда, со временем, церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.
Эпоха Древнего мира стала периодом зарождения политической мысли, оформления ее основных идей и доктрин, заложила предпосылки дальнейшего формирования и развития политической науки. Многие идеи и положения античной политической мысли были восприняты, использованы и развиты в Средние века. Наиболее яркими мыслителями эпохи Средневековья были Аврелий Августин (Блаженный) и Фома Аквинский (Аквинат).
Мировоззренческая позиция Аврелия Августина (354-430 гг.) основывалась на христианской мистике и мифологии: история человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, известному Богу, а людям нет; сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. Возникновение государства представлялось Августином как естественный эволюционный процесс, определяемый волей Бога. Обращаясь к формам государства, он повторяет традиционное деление их на правильные и неправильные. При этом форму государства он считает делом второстепенным, она должна быть если не хорошей то терпимой, когда уважают Бога и человека, соблюдают справедливость, верность заветам религии. Важный аспект учения Августина – отношение церкви к государству, духовной власти к светской. По его мнению, светская и духовная власти различны, каждая из них обладает суверенитетом, независимостью. В то же время, церковная власть – высшая, так как духовная сфера выше мирской. Они должны оказывать поддержку друг другу: государство – защищать церковь от ее врагов, а церковь – воспитывать паству в духе лояльности к государству.
Вершиной развития политической мысли Средневековья является учение крупнейшего католического мыслителя, философа и богослова Фомы Аквинского (1225/1226-1274 гг.). Его учение является своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии, основу которого составляют схоластика и идея божественного создания мира. Государство Ф. Аквинский рассматривает как часть универсального мира созданного богом. Он утверждал, что создание государства – результат естественной склонности людей к общественной жизни, своего рода их инстинкт, который предопределен волей божьей и опосредован разумом человека. Цель государства – общее благо. По вопросу о форме государства он почти во всем повторяет Аристотеля. Предпочтение отдает монархии, которая напоминает ему власть Бога. Однако идеальный государственный строй Ф. Аквинский, как Аристотель и Цицерон, видел в смешанной форме правления, объединяющей достоинства монархии, аристократии и демократии. Обращаясь к проблеме соотношения церкви и государства Ф. Аквинский придерживался представлений, ставших к тому времени для папства традиционными (верховенство духовной власти над светской), но выражал их в умеренных формах. Он определил систему идеологического обоснования могущества церкви. В 1879 г. глава католической церкви Лев XIII объявил учение Фомы Аквинского «единственно истинной философией католицизма».
А. Августин и Ф. Аквинский являются последовательно богословскими учеными западноевропейского Средневековья, истинными приверженцами и защитниками христианских догматов римско-католической церкви. Одновременно в политической мысли зарождаются и развиваются идеи и взгляды, противоречащие официальному политическому учению, теоретически протестующие против претензий католической церкви на светскую власть. Одним из первых, кто резко критиковал политические и теологические теории, их положения о соотношении церкви и государства был Марсилий Подуанский (ок. 1275- ок. 1343 гг.). Он отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что источник всякой власти (светской и духовной) – народ, к которому он относил лишь достойную его часть – военных, священников и чиновников. М. Подуанский стал проводить разделение между законодательными и исполнительными властями государства, выдвинул идею выборности как принципа конструирования государственных учреждений и подбора должностных лиц государства. Идею самостоятельности светской власти отстаивал и известный английский философ В. Оккам (1300-1350 гг.). Он считал, что в земных делах власть должна быть у государства, а в духовных – у церкви. Целью государства является общее благо, охраняемое законами.
Антитеологическими в эпоху Средневековья по своей сути были и ереси (греч. – учение), в которых критиковалась официальная религиозная идеология и ее постулаты. Среди их множества выделялись два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Главными идеологами бюргерской ереси был доктор богословия, профессор Оксфордского университета англичанин Джон Уиклиф (1324-1384 гг.) и его последователь чешский теолог Ян Гус (1371-1415 гг.). В бюргерских ересях оспаривался принцип непогрешимости папской власти, осуждалось вмешательство церковных кругов в дела государства. Плебейские ереси разрабатывали в Англии странствующие священники – лолларды (англ. – бормотать), а в Чехии – табориты, во главе с Яном Жижкой. В них пропагандировались уравнительные лозунги, выдвигались требования передачи земли крестьянским общинам, отмены исключительных прав дворянства, феодальных повинностей. В ряде стран Западной и Центральной Европы часть бюргерских еретических идей дополнила духовный арсенал общественно-политических движений эпохи Возрождения и Реформации, а наследие плебейских ересей отчасти вошло в идеологию революционных масс, участвовавших в ранних буржуазных революциях XVI-XVII вв. (Германия, Голландия, Англия).
Эпоха Возрождения и Реформации по своему социально-историческому смыслу, относящаяся к периоду позднего западноевропейского Средневековья – время ломки феодальных и возникновения раннекапиталистических отношений, критического пересмотра (в отдельных случаях отрицания) религиозных учений. В XIV-XVI вв. постепенно подрываются социально-экономические устои средневекового мира, формируются национальные рынки, в городах концентрируются значительные массы мобильного населения, независимого от крупных землевладельцев, развиваются наука и культура. После многовекового господства религиозного идеала в центр внимания был поставлен человек. Складывается мировоззрение гуманизма, концентрирующееся на нуждах, интересах и природе личности, освобождавшейся от пут средневекового общества. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.
Особую роль в развитии политической мысли в эпоху Возрождения, сыграл выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Его величайший труд «Государь» содержит советы и наставления о том, как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть. Политика для Н. Макиавелли – совершенно самостоятельная область знания, исходящая из реальности, решительно освобожденная от божественных догм католической схоластики. Религиозным догматам он противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. Мировую славу Н. Макиавелли принесла постановка им проблемы соотношения политики и морали. Его взгляды и подходы к решению этого вопроса получили название макиавеллизм. Его суть заключается в том, что государь обязан всегда, в интересах сохранения целостности и суверенитета государства, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, доказывая, при этом, что такое его поведение безупречно и добродетельно. Н. Макиавелли отбросил схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом, заложил основы политической науки, выступил против феодальной раздробленности, раскрыл взаимосвязь политики и форм государства с социальной борьбой, осудил политику папского престола и духовенства, сформулировал противоречивый, но вечный принцип – «в политике цель оправдывает средства». Его заслуги в развитии политической мысли имеют непреходящее историческое значение.
Возрождение стало временем появления нового течения политической мысли – утопического социализма, виднейшими идеологами которого были Томас Мор (1477/1478-1535 гг.) и Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). В своих сочинениях (Т. Мор «Золотая книга, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия»; Т. Кампанелла – «Город солнца») они резко критикуют феодализм и зарождающийся капитализм, а частную собственность называют основным социальным злом и источником социальной несправедливости. Новое идеальное общество характеризуется ими как общество демократии и торжества свободы совести. Все важнейшие дела в государстве обсуждаются на собраниях, многие должности выборные, в том числе и правитель, а каждый гражданин свободен в выборе любой из религий. Ранние социалисты-утописты попытались выстроить общественно-политический идеал, несовершенный с точки зрения современных представлений о нем, но представляющий в эпоху Средневековья принципиально новый взгляд на возможный путь развития общества.
Движение реформации (которое принято делить на два направления: бюргерское и народное) открыто бросило вызов папству и его притязаниям на светскую власть. Яркими представителями бюргерского направления были Мартин Лютер (1483-1546 гг.) и Жан Кальвин (1509-1584 гг.). М. Лютер в своей теории государства пришел к выводу о необходимости разграничения светской и духовной властей. Светской власти он отводил экономику, политику, просвещение, культуру, а церковной – свободу совести, область веры, внутренний мир человека. Ж. Кальвин признавал только один безусловный авторитет – священное писание. По его мнению, Бог раз и навсегда выразил свою волю в Библии, а человечеству остается только согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Он объединяет церковь и государство в единое целое, подчиняя государство церкви. Из форм правления он не отвергал монархию, но все же отдавал предпочтение республике. Идейным наставником и политическим лидером народного направления был Томас Мюнцер (1490-1525 гг.). Он придал реформационному движению более радикальный характер. Реформацию он представлял как борьбу против всяких эксплуататорских порядков. Грядущий «рай земной» – это общество, в котором все общее, нет и быть не может никаких частных интересов.
Теоретическое обоснование способности власти осуществлять и защищать общегосударственные интересы, предпринял выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530-1596 гг.). Свои взгляды на государство, пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в его главном труде «Шесть книг о республике» (1576 г.). Ж. Боден, в контексте своего времени убедительно доказывал необходимость государственного суверенитета, очерчивал пределы деятельности государственной власти и возвышал достоинство права. Он, также как и Н. Макиавелли, четко отделял политику от религии и морали. «Государство, - писал он, есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении»1. В его понимании суверенитет государственной власти означал высшую, неограниченную, нераздельную власть, независящую ни от папы, ни от империи, ни от внутрисословной борьбы.
Историческая значимость процесса зарождения и развития политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья заключается в том, что философско-религиозные и политические идеи, взгляды и суждения этих периодов подготовили духовную, нравственную и правовую почву для первых буржуазных революций в Западной Европе, коренных общественно-политических преобразований во многих странах мира. Политические учения Древнего мира и Средневековья получили свое дальнейшее развитие и углубление в Новое и Новейшее время, стали основой выдвижения и обоснования современных политических концепций и доктрин.
- Авторский коллектив:
- Ответственный редактор:
- Рецензенты:
- Введение
- Глава I Политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация науки о политике
- 2. Объект, предмет политологии и ее место в системе социально-гуманитарных наук
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава II Генезис и эволюция зарубежных политических учений
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политическая мысль Нового и Новейшего времени
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава III Социально-политическая мысль в России
- 1. Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства
- 2. Политические идеи в России в XVIII- начале XX вв.
- 3. Идейно-политическая доктрина в ссср.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава IV Политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, её функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава V Политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VI Политическая система общества
- I. Понятие политической системы общества и её структура
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VII Государство в политической системе общества
- Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VIII Политические партии, общественно-политические организации и движения в политической жизни общества
- Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации и движения
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава IX Политическая элита и политическое лидерство
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава X Политические интересы и политическое сознание
- 1. Природа и сущность политических интересов
- 2. Сущность, структура и социальная роль политического сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава хi Политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XII Политический процесс
- Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XIII Гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Контрольные вопросы.
- Литература
- Глава XIV Политические конфликты
- Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XV Политические проблемы межнациональных отношений
- Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- Сущность и принципы национальной политики, ее стратегия и методы.
- 3. Основные направления национальной политики
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Глава XVI Политическая культура
- Сущность и структура политической культуры, ее типы и функции
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XVII Мировой политический процесс
- Сущность и структура мирового политического процесса
- Основные черты и тенденции функционирования и развития современного мирового политического процесса.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XVIII Национальная безопасность: сущность и система, проблемы обеспечения
- Сущность и система национальной безопасности. Особенности национальной безопасности современной России
- Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XIX Политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования.
- 2. Основные этапы и современные способы разработки политического прогноза
- Контрольные вопросы.
- Литература
- Глава XX Прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Список учебной литературы по курсу «Политология»
- Содержание