logo
учебник политологии

2. Сущность и основные черты политической власти

Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенного класса, социальной группы, организации и отдельного индивида проводить свою волю в политике. Политическая власть означает социальное господство тех или иных субъектов политики в обществе.

Завоевание власти и ее использование – один из основных аспектов политической жизни общества. Это по существу борьба субъектов политики за обладание инструментом осуществления своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходящие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры различных масштабов, политические институты власти, которые сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной возникновения и функционирования власти, а власть – причиной существования политики, т.е. власть и политика крепко связаны между собой круговой причинно – следственной зависимостью.

Характеризуя политическую власть, необходимо особо отметить то обстоятельство, что она всегда очень тесно связана с властью государственной. Обусловливается это тем, что политическая власть, прежде всего, исходит от государства и реализуется на практике не иначе как при его прямом или косвенном участии. В то же время политическая власть как явление шире власти государственной, так как её субъектами являются не только государство, но и другие политические институты: политические партии, организации и движения, а также политические лидеры, элита, бюрократия, лобби (группы давления), отдельные индивиды, социальные группы и общности и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, ее основным содержанием.

Политическая власть обладает совокупностью отличительных признаков, которые конкретизируют и углубляют представления о ней как о социальном явлении.

Во-первых, политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группировки, политической партии и даже отдельной личности, например диктатора, реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти, во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых, политическая власть является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех, или иных социальных слоев или общества в целом, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия.

В-третьих, политическая власть непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Идеологическое бытие политической власти всегда имело первостепенное значение, ибо всякая социальная, классовая характеристика политической власти означает и ее идеологическую характеристику. Борьба за власть и за ее удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается.

В-четвертых, публичность политической власти, т.е. всеобщность и безличностный характер. Это означает, что политическая власть, в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, действует от имени всего общества, распространяет своё властное руководство и управление на всё население страны.

В-пятых, политическая власть является моноцентричной, она имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) – полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть.

В-шестых, политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов. В процессе своего функционирования она применяет не только меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Политическая власть выполняет в обществе определенные функции. Важнейшими из них являются: формирование политической системы общества и ее совершенствование; организация политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством, обществом и личностью, различными субъектами политики, социальными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, партиями, гражданами и т.д.; управление делами общества и государства на разных уровнях; контроль и регулирование политических и иных отношений и, в конечном счете, создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя. Кроме того, политическая власть призвана обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы, разрешать возникающие социальные противоречия, поддерживать единство и стабильность общества, утверждать законность как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться ей.

Как уже было отмечено, ядром политической власти является власть государственная. Государственная властьформа осуществления политической воли определенного класса, социального слоя или всего населения (в демократическом обществе) с использованием экономических, политических, социальных, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения эффективного функционирования общества. Без государственной власти невозможно поддержание единства и стабильности общества. Она регулирует взаимоотношения между людьми, разрешает возникающие в обществе противоречия и конфликты, регулирует общественную жизнь и человеческую деятельность во всех ее проявлениях.

Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации. Сущность государственной власти составляют отношения господства и подчинения, руководства и управления, организации и контроля.

К характерным признакам государственной власти можно отнести следующие. Прежде всего, это суверенность, верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. В любом обществе имеется множество различного рода властей, но высшей, доминирующей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государственная власть.

Кроме этого, государственная власть выступает в качестве силы, символизирующей общество в целом. Именно она выполняет задачи, необходимые для поддержания нормального функционирования любой человеческой общности: защиту Отечества; обеспечение безопасности, прав и свобод граждан, неприкосновенности их собственности; осуществление правопорядка и законности; охрану окружающей среды и многое другое.

Неотъемлемый признак государственной власти – монополия на легальное использование силы, физического принуждения. Диапазон действий государственной власти простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, совершившего тяжкое преступление перед обществом. Возможность лишать граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функции принуждения у государственной власти имеются специальные средства (органы): армия, милиция (полиция), служба безопасности, суд, прокуратура и др.

Государственная власть характеризуется также и наличием у неё специального аппарата управления обществом. Он представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения определённых задач и функций. Работа этого аппарата обязательно предполагает наличие особого слоя людей – государственных служащих, основное назначение которых состоит в том, чтобы управлять. Не случайно в Российской Федерации принято «Положение о федеральной государственной службе». Согласно ему возрожден сложный, многоярусный и разветвленный аппарат управления страной, основу которого составляют различного рода категории государственных служащих.

Важнейший признак государственной власти – её исключительное право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Нормотворчество – исключительная прерогатива государственной власти. Участие в нормотворческом процессе негосударственных общественных организаций в той или иной форме, в конечном счете, всегда связано с государственной властью, ибо, так или иначе, проходит через нее. Право – специфическое, объективно необходимое и эффективное средство государственной власти, ее функционирования, выполнения своего социального предназначения.

Особый признак государственной власти – право на взымание налогов и различного рода сборов и платежей с граждан и юридических лиц. Налоги – «кровь», «живительная влага», питающие государство и общество. Государственная власть об их поступлении заботится постоянно. Налоговая служба является важнейшим элементом государственной власти, а сами налоги выступают индикаторами отношений между государством и обществом. Налоги необходимы для содержания многочисленных государственных служащих, армии, милиции (полиции), служб безопасности и других органов, а также для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, культурной, образовательной, военной, научно-технической, продовольственной, экологической и др.

Государственная власть представляет чрезвычайно сложное явление. Так, в современной философской, социологической, политологической и кратологической литературе, с учетом масштаба, функций и средств власти, характера и свойств её субъекта и объектов, отношений между ними, выделяют четыре уровня государственной власти: макроуровень – центральные (высшие) органы (институты) государственной власти; мезоуровень – подчиненные центру организации (республиканские, областные, окружные, районные и т.д.); микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах; мегауровень – распространение макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях.

В государственной власти традиционно выделяют три ее ветви: законодательную, исполнительную и судебную – представленные в различных странах разными формальными органами. В России, например, законодательная власть представлена Федеральным Собранием (состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), исполнительная – Правительством Российской Федерации, судебная – судами Российской Федерации: конституционным, арбитражным и общей юрисдикции. Каждая из этих властей должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать друг друга, а в целом государственная власть должна быть сбалансированной, активной и дееспособной. Именно так исходно трактовался принцип разделения властей, сформулированный французским мыслителем Ш. Монтескье и впервые законодательно закрепленный в Конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Ныне принцип разделения властей в той или иной форме закреплен в большинстве конституций стран мира. Сделало это и в Конституции Российской Федерации. В статье 10 определено: «Государственная власть в российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». 1

Разделение государственной власти на три ветви не исключает, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией государства, а также определенное верховенство законодательной власти, решения которой обязательны для всех разновидностей власти.