1. Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства
Древнерусское государство было сформировано к IX веку нашей эры. Его становление сопровождалось зарождением и развитием политического мышления людей, выделением из народных масс политических лидеров, их борьбой за власть. Изначально, в основе размышлений о государстве и государственном управлении, об устройстве общества, лежали мифологические воззрения на мир, природу и человеческое бытие, на божественное происхождение власти. Они передавались из поколения в поколения в сказаниях и повествованиях вплоть до первых летописных источников, появление которых было связано с распространением на Руси письменности.
Важнейшей политико-идеологической акцией, давшей толчок культурному расцвету общества, развитию политической мысли, стало принятие на Руси в 988 г. христианства, которое становится религиозно-идеологической основой государственной политики. В X-XI веках на Руси активизируется политическая жизнь (идейно-политическая борьба за власть, вечевые собрания, расширение взаимоотношений с другими народами и странами), что способствовало развитию политических идей и взглядов, находивших свое отражение в политико-правовых актах и литературных произведениях того времени.
Одним из первых древнейших источников, в котором политическим проблемам отводилось значительное место, принято считать трактат киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» (1049 г.). В трактате изложена своеобразная политико-философская концепция общественного развития, согласно которой путь к совершенствованию человечества лежит через распространение морально-этического идеала христианства. Утверждалось, что в основе Ветхого завета лежит принцип законопослушания (Закон), а в основе Нового завета – нравственное поведение человека в обществе и достижение в силу этого Благодати (постижение Истины). Благодать для Иллариона – это синоним Истины, Закон – лишь тень истины, слуга и предтеча благодати. Он распространял идею о равноправии всех народов, живущих на земле, рассуждал о законности происхождения властных полномочий великого князя и его моральном облике, ответственности за управление страной. Особое внимание Илларион уделил крепкой княжеской власти, основанной на «правде», международному значению Русского государства как равноправному среди других стран о котором «…ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли».
В XII веке социально-политические идеи Иллариона получили свое развитие в сочинениях летописцев и Великого князя Владимира Мономаха. Летописец Нестор, в «Повести временных лет» (1113 г.), описал события политической истории раннефеодальной Руси, дал характеристику русским князьям. Центральная идея «Повести…» – единство Земли Русской, согласие между властью и народом, независимость государства. Своеобразным содержанием отличается «Новгородская летопись» (1136 г.), отразившая антикняжеские настроения людей. В ней, при сопоставлении значения власти князя и власти веча, предпочтение отдавалось последней. Размышления В. Мономаха о политической жизни на Руси были отражены в его трудах: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок» и т.д. В них затрагивался большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы правосудия, единство русской земли. Наиболее отчетливо политические взгляды Мономаха на проблемы ответственности великого князя перед подданными, за управление страной, целесообразность ведения военных действий, отражены в «Поучении…» (1125 г.). Идеи и мысли В.Мономаха оказали огромное влияние на формирование общественного мнения, оценить значение которых русский народ смог только после его смерти, когда начался процесс разрушения единого государства.
Идеи сильной княжеской власти, призывы к единению во имя совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую землю, были заложены и в содержании древнерусских летописей «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» (ХI-ХII вв., авторы не известны).В дальнейшем, эти идеи разрабатывались в русской политической мысли в течение многих веков.
В период, предшествующий монгольскому завоеванию Руси, примерно в конце XII начале XIII вв., появляются произведения, содержание которых было наполнено размышлениями о завоевательных походах монгольского государства и угрозе его нашествия на русские княжества. Одно из таких произведений – «Моления» Даниила Заточника (1229 г.), выражало взгляды автора на принципы осуществления великокняжеской власти и способы ее укрепления. Он высказывал идею о том, что единовластие князя, при ограничении полномочий местных феодалов, будет способствовать решению главной задачи того времени – объединению всех русских земель. Князь, в своей политике, должен опираться на людей среднего достатка, укреплять свою власть для преодоления внутренних раздоров и подготовки страны к обороне от завоевателей.
Во второй половине XIII- начале XIV веков в различных источниках («хожения», «поучения», «послания» и т.п.) появляются идеи политического плана, связанные с осмыслением татаро-монгольского нашествия и его последствий. Главным в их содержании было осуждение междоусобных распрей князей, предательства и услужничества некоторых из них Золотой Орде, распространение идеи «собирания русских земель». Вопросы патриотизма и восстановления независимости были отражены в таких источниках, как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», в Лаврентьевской, Радзивилловской и других летописях.
Важнейшими политическими итогами XIV- начала ХVI веков стали освобождение Руси от монгольского ига и преодоление феодальной раздробленности русских земель, их объединение вокруг Московского княжества. В центре проблем политической жизни оказались вопросы верховной власти и ее организации, формирования сословно-представительной монархии и определения ее роли в общественном развитии, развития внешнеполитических связей. Размышления о них содержались в Общерусском летописном своде 1408 г., Троицкой летописи, сводах (хрониках) 1418 и 1472 гг.
В XV- начале XVI веков в политической мысли оформились два направления, которые получили названия «нестяжательство» и «стяжательство» (иосифлянство). Споры между сторонниками этих направлений были вызваны проблемами экономического положения церкви и ее владельческих прав, секуляризации монастырских земель, определения роли церкви в жизни общества. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны. Основоположник учения «нестяжателей» Нил Сорский, проповедуя отрешение человека от всяческих страстей (чревообъедания, блуда, сребролюбия и т.д.) выступал за запрет участия церкви в деятельности государства, ограничение ее роли только духовной областью жизни общества. Учение Н. Сорского было развито его учениками и последователями. Среди них необходимо отметить Максима Грека и Феодосия Косого, которым удалось придать учению более яркий социальный и политический смысл. Иосифляне, идейную позицию которых разработал Иосиф Волоцкий, напротив отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. И.Волоцкий первым в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушениями предъявляемых к ней требований, предлагал отделить представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом. Его критические взгляды на личность правителя открыли возможность осуждать и критиковать действия венценосной персоны. Правда, в дальнейшем, когда царствующий в это время Иван III переориентировался в своих действиях на прочный союз с церковью, И. Волоцкий стал возвеличивать его личность и доказывать необходимость безоговорочного подчинения всех верховной власти.
Существенное развитие политическая мысль получила в годы правления на Руси Василия III (1505-1533) и Ивана IV Грозного (1533-1584). В это время закладывались теоретико-рациональные основы практической политики, обоснования необходимости абсолютной власти. В общественном сознании постепенно складывалась политическая идеология централизованного государства, одно из важнейших мест в которой занимал вопрос о роли русского государства среди мировых держав. Вопрос о роли и месте русского государства в мире стал основным в концепции «Москва – третий Рим», которая была сформулирована в письмах псковского монаха Филофея великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.
Проблемы власти получили дальнейшее развитие в теоретических рассуждениях князя Андрея Курбского, выражавшего интересы бояр и идею ограниченной монархии. Написанная им «История о великом князе Московском» (1573 г.) стала политическим манифестом тех представителей боярства, которые выступали за сохранение сословно-представительной монархии, ответом на позицию Ивана Грозного, отстаивавшего необходимость абсолютной власти государя.
Позиции сильной княжеской и самодержавной власти, политические интересы дворянства отстаивал и Иван Пересветов (XVI в.) – общественный деятель, идеолог служивого дворянства. Он доказывал, наряду с признанием неправомерности произвола бояр, необходимость сильной государственной власти и эффективной системы управления, построенной на новых началах, с опорой на складывающееся сословие служивого дворянства.
Политическим идеям представителей феодальных кругов противостояли сторонники социального и политического освобождения человека. Свои взгляды, навеянные идеализацией раннехристианских общин в качестве образца человеческого общежития, они связывали с полным уничтожением всяческих форм подчинения церкви и государству. При этом желаемые социальные и политические перемены связывались с идеей преобразования церкви и ее институтов. Идеологом такого подхода к организации общественной жизни был Феодосий Косой (сер. XVI в.), идеи которого были признаны властью как ереси. Первоначально еретические движения на Руси («стригольники» и «жидовствующие») ориентировались на союз с политической властью в борьбе с церковью, поддерживали объединительный процесс, шедший параллельно с укреплением великокняжеской власти. Феодосий же, возглавивший вторую волну еретического движения понял, что церковь и политическая власть едины в своих угнетательских стремлениях.
Особенностью политической мысли конца XVI начала XVII веков было ее пограничное состояние. С одной стороны, она аккумулировала все достижения политической мысли средних веков, а с другой – прогнозировала наступление новой эпохи и иных политических порядков. Одним из заметных мыслителей этого времени, обращавшихся к проблемам власти и государственного устройства, был Иван Тимофеев. Наиболее яркое и полное выражение его политические идеи получили в произведении «Временник», которое В. Ключевский охарактеризовал как политический трактат, обнаруживающий в своем содержании исторические идеи и политические принципы целой эпохи.
Во второй половине XVII века центральное место в политической проблематике занимают вопросы главенствующей роли Русского государства в сплочении славян, преимуществ абсолютной власти просвещенного монарха, повышения авторитета царя, заботящемся о благе своих подданных, необходимости укрепления международных связей. Они нашли свое отражение в политическом трактате Юрия Крижанича – «Политика», в произведениях Симеона Полоцкого – «Жезл правления», «Вертоград многоцветный», в работах Афанасия Ордина-Нащекина.
На протяжении IХ-XIV, XV-ХVII вв. на Руси были заложены и оформились основы политического мышления. Историческое значение выдвинутых и оформленных в эти века философско-религиозных и политические идей, взглядов и суждений отечественных мыслителей состоит в том, что они стали духовной и нравственной основой для дальнейшего развития самобытной политической мысли, выдвижения и обоснования новых политических идей и учений.
- Авторский коллектив:
- Ответственный редактор:
- Рецензенты:
- Введение
- Глава I Политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация науки о политике
- 2. Объект, предмет политологии и ее место в системе социально-гуманитарных наук
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава II Генезис и эволюция зарубежных политических учений
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политическая мысль Нового и Новейшего времени
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава III Социально-политическая мысль в России
- 1. Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства
- 2. Политические идеи в России в XVIII- начале XX вв.
- 3. Идейно-политическая доктрина в ссср.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава IV Политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, её функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава V Политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VI Политическая система общества
- I. Понятие политической системы общества и её структура
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VII Государство в политической системе общества
- Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VIII Политические партии, общественно-политические организации и движения в политической жизни общества
- Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации и движения
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава IX Политическая элита и политическое лидерство
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава X Политические интересы и политическое сознание
- 1. Природа и сущность политических интересов
- 2. Сущность, структура и социальная роль политического сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава хi Политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XII Политический процесс
- Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XIII Гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Контрольные вопросы.
- Литература
- Глава XIV Политические конфликты
- Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XV Политические проблемы межнациональных отношений
- Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- Сущность и принципы национальной политики, ее стратегия и методы.
- 3. Основные направления национальной политики
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Глава XVI Политическая культура
- Сущность и структура политической культуры, ее типы и функции
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XVII Мировой политический процесс
- Сущность и структура мирового политического процесса
- Основные черты и тенденции функционирования и развития современного мирового политического процесса.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XVIII Национальная безопасность: сущность и система, проблемы обеспечения
- Сущность и система национальной безопасности. Особенности национальной безопасности современной России
- Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XIX Политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования.
- 2. Основные этапы и современные способы разработки политического прогноза
- Контрольные вопросы.
- Литература
- Глава XX Прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Список учебной литературы по курсу «Политология»
- Содержание