Политические партии и партийные системы
Объединения людей в политической сфере, по сравнению с другими социальными объединениями, обладают значительной спецификой. Эта специфика обусловлена тем, что организация совместной деятельности людей в этой сфере связана с завоеванием, удержанием и использованием политической и, прежде всего, государственной власти, в личных и групповых интересах. Общественно-политические объединения – это организованные способы и формы взаимоотношений, взаимодействия и деятельности людей, обеспечивающие реализацию их интересов и целей посредством государственной власти. Общественно-политические объединения создаются для выражения, защиты и реализации политических интересов определенных социальных групп при помощи государственной власти. Отличительными признаками общественно-политических объединений являются: организованность, добровольный и самодеятельный характер; наличие политической цели деятельности; иерархия и разделение функций между членами объединения; формализация межличностных и межгрупповых взаимоотношений; наличие норм и правил, регулирующих отношения членов объединения.
В политической жизни общества действует широкое разнообразие социальных объединений. В зависимости от уровня их организованности, содержания, устойчивости связей и отношений между членами объединения, целей и задач деятельности, общественно-политические объединения подразделяются на следующие основные виды: политические партии; общественно-политические организации; общественно-политические движения; группы давления, лоббистские группы; политические клубы и кружки; заговорщицкие, террористические организации.
Ведущее место среди общественно-политических объединений принадлежит политическим партиям. Понятие «партия» происходит от лат. pars, parties – часть, группа. Исторически этот термин использовался для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения страны и стремились с целью реализации этих интересов бороться за государственную власть, или влиять на нее. В современной политологической литературе используются различные определения понятия «политическая партия». Наиболее распространенные из них: это группа людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины (Б. Констан); это организация, выражающая интересы определенного класса (К. Маркс, В. Ленин); это организация, действующая в системе государства, институт публичной власти (М. Дюверже); это политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения (Дж. Сартори); это организация, которая нацелена на открытое завоевание ее представителями государственных позиций (К. Джанда); это организованная сила, обеспечивающая объединение граждан для борьбы за участие в органах власти, или ориентацию властей на осуществление их требований (Кермонн); это институт, призванный выражать интересы и требования отдельных лиц и групп, организовывать их на борьбу за государственные должности (Д. Еродер). Кроме политологических определений, в конституциях и других нормативно-правовых актах государств, имеются юридические определения понятия «политическая партия»1. В них регламентируются политический статус и функции партий, возможности, которыми они располагают по сравнению с другими политическими институтами - правительством, парламентом, судами и т.д. На основе обобщения и систематизации различных дефиниций, а также с учетом современной политической практики, можно определить, что политическая партия – это добровольный идеологический и организационный союз наиболее активных представителей тех, или иных социальных слоев и групп общества, создаваемый для борьбы за завоевание и использование государственной власти в целях реализации собственных интересов, интересов своих сторонников и союзников. По сути, политическая партия – это совокупность организованных и скоординированных взаимоотношений и связей определенной группы людей по поводу государственной власти.
Политические партии как массовые общественно-политические объединения относительно молодой институт властных отношений. Однако, как союз, группа людей, борющихся за государственную власть или за влияние на нее в целях реализации своих интересов, они имеют давнюю историю. Первые политические группировки возникли еще в древней Греции и в древнем Риме. Это были сравнительно немногочисленные и узкие по составу объединения людей, которые в основном выражали не столько интересы различных социальных групп, сколько интересы жителей различных регионов и различных течений внутри класса рабовладельцев. Подобного рода политические группировки существовали и в средние века.
Современные же политические партии, действующие в массовой среде, оформились в Европе во второй половине XIX века. Исходной причиной их зарождения, формирования и институционализации стало приобщение широких кругов населения к политике в процессе первых буржуазных революций. Под влиянием этих революций и вызванных ими преобразований в политической жизни в XVI –XVII веках в передовых европейских странах начали складываться аристократические котерии (кружки), объединяющие немногочисленных представителей политической элиты. В последующем, появились политические клубы, которые представляли более высокую форму политических объединений. В них к политической деятельности стали привлекаться не только люди, пользующиеся влиянием в политике, но и в других сферах общественной жизни. К середине XIX века, в связи с повсеместным распространением на европейском континенте избирательного права, организационным оформлением рабочего движения и усилением классовой борьбы, формируются массовые политические партии. Они ориентируются на рекрутирование как можно большего числа членов, поиск широкой социальной поддержки, обеспечение широкого влияния в обществе, использование разнообразного арсенала средств политической борьбы. Первой массовой политической партией было основанное в 1861 году Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 году, под руководством Ф. Лассаля, возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий немецкий рабочий союз. К концу XIX века массовые политические партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Европы.
Формирование и деятельность массовых политических партий во второй половине XIX – начале ХХ веков осуществлялись по классовому принципу, на основе четкого отличия в стратегии и тактике деятельности партий различных классов. Но дальнейшее социальное развитие, практика политической борьбы показали, что для завоевания, удержания и реализации государственной власти партиям необходимо учитывать интересы не только «своего» класса, социального слоя, но и широких народных масс. В результате, к середине ХХ века, на смену строго классовым партиям стали приходить так называемые «общенародные» партии, или, по терминологии западных политологов «партии для всех»1, которые стремятся, хотя и формально, выражать интересы различных социальных групп.
Формирование политических партий в России приходится на конец XIX – начало ХХ веков. В этот период возникают партии анархистов, эсеров, социал-демократов, кадетов, трудовиков, октябристов и др., построенные, как и в Европе, по социально-классовому принципу. В политической жизни России, в отдельные периоды первой четверти ХХ века, по разным оценкам, существовало до 87 партий.2 После Октябрьской революции 1917 года, большинство образовавшихся в России политических партий распалось. С начала 20-х годов ХХ века в стране начала складываться и в дальнейшем утвердилась тоталитарная политическая система с монопольным господством единственной политической партии (РКП (б), ВКП (б), КПСС). И только во второй половине 80-х – начале 90-х годов ХХ века в нашей стране вновь начала складываться многопартийность.
Политические партии представляют собой неотъемлемый элемент общественно-политической жизни всех современных стран мира, политический институт, выполняющий важную роль в системе политико-властных отношений, механизме организации и осуществления политической власти. Как политический институт и высшая разновидность общественно-политических объединений, они значительно отличаются от других институциональных субъектов политики, обладают совокупностью свойственных только им признаков. Главный отличительный признак политической партии – стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти. Для политических партий, в отличие от других общественно-политических объединений, которые пытаются воздействовать на власть, оставаясь вне её сферы, борьба за завоевание государственной власти и её осуществление, является основной целью деятельности. Кроме этого, отличительными признаками политической партии являются: наличие определенной идеологии и мировосприятия; долговременность действия, полномасштабность, наличие системы устойчивых местных организаций; иерархичность, централизованное руководство, разделение функций между членами; наличие отношений власти, партийной дисциплины; наличие формализованных правил и норм, регулирующих отношения в партии и ее деятельность. Перечисленные признаки политической партии характеризуют ее как стабильное, высокоорганизованное общественно-политическое объединение с разветвленной структурой и жестко формализованной организацией деятельности, ориентированной на получение и удержание государственной власти при широкой социальной поддержке.
В процессе партогенеза сложилась структура политических партий. Организационную структуру партий составляют: высший представительный орган партии – съезд, конференция, рада и т.п.; рабочие органы партии – центральный комитет, секретариат, политсовет; местные партийные организации; средства массовой информации. По статусу и положению в партийной иерархии выделяются партийный лидер или группа лидеров, вместе с ближайшим окружением, партийный аппарат («партийные функционеры»), партийные активисты, пассивные члены партии и сторонники партии. Сторонники современных партий и голосующие на выборах за выдвинутых партиями кандидатов составляют электорат партии. Те социальные группы и слои, которые образуют основную массу электората составляют социальную базу партии. В период острой социально-политической борьбы политическими партиями могут создаваться военизированные организации (отряды). Часто элементами структуры политических партий называют создаваемые ими молодежные и женские организации.
Политические партии, функционирующие в системе социальных отношений, являясь институциональными субъектами политики, выполняют разнообразные функции. Объем, характер и значимость этих функций могут варьироваться в зависимости от положения партий в политической системе общества, их социально-политического статуса. В научной и учебной литературе существуют различные подходы к раскрытию и характеристике функций политических партий, определению их содержания1. В общем плане функции политических партий, в зависимости от направленности, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние функции – это функции, которые политическая партия выполняет по отношению к окружающей ее социально-политической среде. К ним относятся: изучение, аккумулирование, выражение и защита интересов социальных групп и слоев; определение приоритетов и целей социально-политического развития, политического курса страны, их разъяснение и пропаганда; борьба за государственную власть, ее осуществление и укрепление на основе программных партийных установок; сплочение и консолидация социально-политических сил общества, являющихся ее сторонниками и союзниками; социально-политическое просвещение широких народных масс, разъяснение им ситуации в обществе; политическое воспитание (социализация граждан); установление и поддержание контактов и взаимодействия с другими общественно-политическими объединениями; обеспечение взаимосвязи гражданского общества и государства; подготовка и выдвижение кадров для государственных органов, других социальных институтов и организаций; работа с молодежью. Внутренние функции политической партии направлены на укрепление и совершенствование ее внутрипартийной жизни, повышение эффективности политической деятельности. Такими функциями являются: разработка партийной идеологии и программных документов; выработка ценностей и норм, регулирующих деятельность партии, оптимизацию ее внутрипартийной структуры, отношения между членами; поддержание внутрипартийного единства и партийной дисциплины; пополнение партии новыми членами; финансовое обеспечение партийной деятельности и его оптимизация; подбор и расстановка кадров внутри партии; организационно-мобилизационная внутрипартийная работа. При осуществлении и реализации функций политические партии используют различные средства, приемы и методы действий, взаимодействуют с другими политическими институтами и социально-политическими силами.
Существующее и функционирующее в общественной жизни широкое разнообразие политических партий находит отражение в их классификации. В зависимости от избранного критерия (основания) выделяются определённые типы политических партий. Классической считается типология партий, предложенная в 50-е годы ХХ века французским политологом М. Дюверже1. Беря за основание организационную структуру партий, он подразделяет их на кадровые и массовые. Позднее М. Дюверже выделил и третий тип партий – непрямые партии.
Кадровые партии, по его мнению, изначально формировались из комитетов избирателей и парламентских фракций. В современных условиях они характеризуются сравнительной немногочисленностью, свободным членством и объединяют преимущественно профессиональных политиков и элиту большого бизнеса. Их деятельность ориентирована, в основном на организацию выборов. Сегодня большинство кадровых партий – это европейские либеральные и консервативные партии, республиканская и демократическая партии США. Массовые партии отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплиной. Как правило, они имеют постоянное членство, большое значение в их деятельности уделяется разработке идеологии, обеспечению общности взглядов членов партии. К массовым партиям относятся социалистические, коммунистические, национал-социалистические и некоторые другие партии. Непрямые партии – это партии с коллективным членством различных общественных организаций.
Польский ученый Е. Вятр классифицировал политические партии в зависимости от их социальной базы. По этому основанию, он подразделял их на партии классовые (рабочие, буржуазные), партии межклассовые (буржуазно-помещичьи, рабоче-крестьянские и т.п.), партии классовоподобных слоев и групп (популистские, трайболистские (племенные), национальные).
Кроме этих оснований, для классификации политических партий используются и другие. Так, по доминирующим в партиях идеологическим ценностям и ориентирам на средства их достижения, они подразделяются на радикальные, реформистские, консервативные, прогрессивные, реакционные. По месту, занимаемому в политической системе общества, выделяются доминирующие, авторитетные, маловлиятельные, правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные политические партии. В зависимости от отношения членов партии к своим лидерам, бывают харизматические, традиционные и рациональные политические партии. Существуют и иные типы политических партий1. Каждая политическая партия в реальной жизни может относиться к различным типам.
Общественная практика XIX – начала ХХI веков свидетельствует, что современное общество не может эффективно функционировать и развиваться без политических партий. Они являются необходимой частью политической жизни, находятся в разнообразных взаимоотношениях и взаимосвязях между собой и другими субъектами политики, активно включены в общий социальный процесс. Политические партии, функционирующие в обществе, образуют партийную систему, оказывающую существенное влияние на организацию и осуществление государственной власти в обществе, ее эффективность. Партийная система – это совокупность политических партий и межпартийных связей, сложившихся и функционирующих в политической жизни общества, в механизме организации и осуществления государственной власти.
В современных условиях существуют различные типы партийных систем. Наиболее распространенным критерием их классификации является количество партий, функционирующих в политической жизни общества. В соответствии с ним выделяются одно-, двух и многопартийная системы.
Однопартийная система означает, что политическая жизнь общества определяется одной партией, обладающей монополией на государственную власть. Функционирование других политических партий и партийных групп допускается, но их участие в политическом процессе носит формальный, декоративный характер. Ярким примером однопартийной системы является партийные системы в бывшем СССР, а в настоящее время на Кубе, в КНДР, Китае. Однопартийная система складывается, как правило, при тоталитарных или жестко централизованных авторитарных политических режимах.
Двухпартийная система характеризуется тем, что в обществе существует две сильные политические партии, ведущие между собой борьбу за государственную власть и периодически сменяющие друг друга на вершине власти. Другие политические партии в борьбе за власть либо объединяются с одной из этих партий в коалицию, союз, либо занимаются просветительской деятельностью, а иногда проводят на выборах небольшое количество своих кандидатов в депутаты парламента. Современная двухпартийная система может быть как совершенной, так и несовершенной. Совершенная двухпартийная система – это система, где каждая из ведущих политических партий в обществе может одержать победу на выборах без поддержки других маловлиятельных партий и союза с ними. Подобная партийная система сложилась в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Несовершенная двухпартийная система проявляется в том, что прийти к власти крупные политические партии могут только в союзе, коалиции с мелкими партиями. Несовершенная двухпартийная система существует, например, в Германии, Швеции. Двухпартийная система обеспечивает альтернативность политического процесса, противоборство официальной и оппозиционно-критической линии в политике, стабильность политической системы общества.
Многопартийной считается система, состоящая из трех и более равновлиятельных в обществе политических партий, представляющих интересы различных социальных групп и имеющих примерно одинаковые возможности в борьбе за завоевание и осуществление государственной власти. При этом, для обеспечения успехов в политической борьбе, партии часто образуют коалиции и блоки, заключают межпартийные союзы. Многопартийная система в современных условиях может быть как не поляризованной, так и поляризованной, а также системой с доминирующей (господствующей) партией.
Не поляризованная партийная система состоит, как правило, из множества равных по общественному влиянию мелких партий, характеризуется организационно-политической раздробленностью, отсутствием ярко-выраженных идейно-политических полюсов. Такая система имеет место в Бельгии, Дании, Нидерландах, Финляндии, некоторых странах Латинской Америки. Поляризованная партийная система представляет собой такую систему, в которой образуются группы партий, противостоящие друг другу в политическом процессе. Эти группы формируются вокруг 2-3-х влиятельных партий на основе определенных идейно-политических ценностей, позиций и действий, единых общественно-политических ориентиров. Чаще всего, встречаются устойчивые политические блоки «правых», «левых» партий и соответствующие им коалиции, хотя не редко возникают и другие партийные «полюса». В качестве примера поляризованной многопартийной системы, можно привести партийные системы Италии и Франции. Многопартийная система с доминирующей партией – это система, в которой среди образующих ее партий одной из них по различным обстоятельствам (победа на выборах, социальная база, численность и т.д.) принадлежит ведущая роль. Эта роль позволяет ей оказывать существенное влияние на деятельность других политических партий и субъектов политики, на политический курс государства. Многопартийные системы с доминирующей партией функционируют в Японии, Испании, Норвегии, Индии. Многопартийная система больше чем другие партийные системы отвечает принципам политического плюрализма, характеризуется разнообразием идеологий. Кроме одно, - двух и многопартийной систем, в политологической литературе выделяются и другие типы партийной системы, например, полутора и двух с половиной партийные системы.
По характеру межпартийных отношений выделяются конкурентная и неконкурентная, а по устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений неустойчивая (переходная) и стабильная партийные системы.
Формирование и функционирование того, или иного типа партийной системы зависят от стабильности социальной структуры общества, активности граждан и развития их политической культуры, типа политического режима, содержания и характера электорального процесса. А эффективность и социальная значимость партийной системы определяются тем, на сколько государственные органы проявляют внимание к потребностям и нуждам населения, учитывают при принятии политических решений интересы различных классов и слоев общества.
Политические партии и партийные системы современного общества характеризуются спецификой своей организации и функционирования, обусловленной социально-политической средой их существования. Строительство, развитие и функционирование политических партий и партийной системы в современной России осуществляются в условиях глубоких социально-экономических, политических и духовно-нравственных преобразований и изменений, происходящих в российском обществе с конца 80-х годов ХХ века. Под их влиянием в политической жизни России была разрушена однопартийная система, подорвано монопольное господство КПСС, произошел ее распад. Формально-юридический простор для активизации отечественного партийного строительства открыло закрепленное в ст. 13 п. 3 Конституции Российской Федерации положение: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». В 90-е годы прошлого века в российском обществе возникло большое количество партий, начала складываться многопартийность. Характерными особенностями формирования и развития политических партий и многопартийности в России стали их неустойчивость, противоречивость, упадок и распад старых и возникновение новых политических партий, их противостояние, перманентная идейно-политическая трансформация, образование и распад разного рода межпартийных блоков и коалиций, особая лояльность одних и жесткая оппозиция других политических партий к сложившемуся политическому режиму. В последнее десятилетие прошлого века в России были периоды, когда по разным подсчетам в политической жизни действовало более 80-ти политических партий1. Кроме 2-3-х (Наш Дом Россия, КПРФ, ЛДПР и др.), это были в основном мелкие, маловлиятельные политические партии, со слабой социальной базой, созданные под лидера, под выборы. Большинство образовавшихся российских партий не имело четко проработанных программных документов, устойчивых политико-идеологических ценностей, ориентировалось на текущие политические цели, частные политические интересы, не выполняли роль представителей и защитников интересов своих сторонников и союзников в органах государственной власти. Политические партии отличались широким спектром идеологических и идейно-политических ориентаций, частой их сменой, слабо влияли на политическую жизнь общества. Партийные фракции в Государственной Думе были крайне неустойчивы, практически не являлись институтом представительства интересов. От 30 до 50% депутатов Государственной Думы созывов 1993, 1995 и 1999 годов меняли свои политико-идеологические пристрастия и партийную принадлежность, переходили из одной партийной фракции в другую2.
Определенная стабилизация экономической и социально-политической обстановки в российском обществе в начале ХХI, принятие в 2001 году Федерального Закона «О политических партиях» и другие факторы вызвали в последнее время некоторые положительные тенденции в функционировании и развитии политических партий и многопартийности в России. Усилился процесс объединения и интеграции мелких политических партий, активизировалась институционализация отдельных партий как самостоятельных субъектов политики, возрастает их роль как элементов гражданского общества, выразителей различных социальных интересов. Укрепляются межпартийные связи, происходит упорядочение и структурирование политических партий на пути формирования национальной модели российской многопартийности, наиболее полно отвечающей политическим традициям российского общества, его современному состоянию и перспективам развития. Из возможных вариантов развития российской многопартийности, по мнению отечественных ученых и известных политиков, наиболее вероятны: многопартийная система с доминирующей партией – «партией власти»; бипартийная система с двумя доминирующими партиями родственной или близкой ориентации, которые периодически сменяют друг друга у власти; многопартийная конкурентная система, где отдельные организационно и идейно сложившиеся партии образуют блоки и коалиции для участия в выборах и работы в законодательных и исполнительных органах государственной власти. Укрепление политических партий, формирование устойчивой партийной системы в России являются «эликсиром» жизнеспособности российского общества, его демократизации и стабильности, повышения эффективности российской государственной власти.
Политические партии и партийные системы взаимосвязаны со всеми другими институтами общества, в том числе и с вооруженными силами государства. На практике, учитывая особую роль вооруженных сил в системе политико-властных отношений, в борьбе за завоевание, использование и удержание государственной власти, существуют три основные модели отношений армии и политических партий: плюралистическая партизация армии; полная или жесткая департизация армии; частичная департизация армии. Модель «плюралистической департизации армии» допускает партийную пропаганду в вооруженных силах, создание в них партийных организаций и структур. В современных условиях, такая модель отношений политических партий и вооруженных сил практически не существует. Модель «полной или жесткой департизации армии» предполагает максимальную изоляцию вооруженных сил от влияния политических партий. Не допускаются создание в воинских частях и подразделениях партийных структур, партийная пропаганда и агитация, политические права военнослужащих ограничиваются. Эта модель распространена в странах с переходными политическими системами, в периоды трансформации политических режимов. Модель «частичной департизации армии» заключается в том, что полный запрет на создание в воинских частях и подразделениях партийных структур, ведение партийной пропаганды и агитации, сочетается с предоставлением военнослужащим определенных политических прав и свобод как гражданам страны, права на установление контактов с политическими партиями во внеслужебное время. Такая модель отношений вооруженных сил и политических партий существует в большинстве современных демократических стран, в том числе и в России. Взаимоотношения армии и политических партий в любом обществе регулируются Конституцией страны, другими законами и нормативно-правовыми актами государства.
Политические партии выполняют важную роль в политической жизни общества, механизме организации и функционирования государственной власти, во взаимоотношениях государства и гражданского общества. В политическом процессе они тесно взаимодействуют с общественно-политическими организациями и движениями, деятельность которых в современных условиях оказывает все возрастающее влияние на политику и государственную власть.
- Авторский коллектив:
- Ответственный редактор:
- Рецензенты:
- Введение
- Глава I Политология как наука и учебная дисциплина
- 1. Зарождение, становление и институционализация науки о политике
- 2. Объект, предмет политологии и ее место в системе социально-гуманитарных наук
- 3. Категории, методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава II Генезис и эволюция зарубежных политических учений
- 1. Возникновение и становление политической мысли в Древнем мире и в эпоху Средневековья
- 2. Политическая мысль Нового и Новейшего времени
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава III Социально-политическая мысль в России
- 1. Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства
- 2. Политические идеи в России в XVIII- начале XX вв.
- 3. Идейно-политическая доктрина в ссср.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава IV Политика как общественное явление
- 1. Сущность политики, её функции и разновидности
- 2. Политика и другие явления общественной жизни
- 3. Военная политика как специфический вид политики
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава V Политическая власть
- 1. Понятие, структура, формы реализации и разновидности власти
- 2. Сущность и основные черты политической власти
- 3. Легитимность политической власти
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VI Политическая система общества
- I. Понятие политической системы общества и её структура
- 2. Свойства, типы и функции политической системы общества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VII Государство в политической системе общества
- Природа, сущность, типы и функции государства как политического института
- 2. Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава VIII Политические партии, общественно-политические организации и движения в политической жизни общества
- Политические партии и партийные системы
- 2. Общественно-политические организации и движения
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава IX Политическая элита и политическое лидерство
- 1. Политическая элита как разновидность общественной элиты
- Политическое лидерство в системе общественных отношений
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава X Политические интересы и политическое сознание
- 1. Природа и сущность политических интересов
- 2. Сущность, структура и социальная роль политического сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава хi Политические режимы
- 1. Сущность политического режима и его основные типы
- 2. Пути и способы укрепления и смены политических режимов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XII Политический процесс
- Сущность, содержание и структура политического процесса
- 2. Типология политического процесса и его особенности в современной России
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XIII Гражданское общество
- 1. Гражданское общество: сущность и основные признаки
- 2. Взаимодействие гражданского общества и государства
- Контрольные вопросы.
- Литература
- Глава XIV Политические конфликты
- Сущность, содержание и динамика политического конфликта
- 2. Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XV Политические проблемы межнациональных отношений
- Нации и межнациональные отношения: политико-практический аспект
- Сущность и принципы национальной политики, ее стратегия и методы.
- 3. Основные направления национальной политики
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Глава XVI Политическая культура
- Сущность и структура политической культуры, ее типы и функции
- 2. Особенности политической культуры современного российского общества и пути ее развития
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XVII Мировой политический процесс
- Сущность и структура мирового политического процесса
- Основные черты и тенденции функционирования и развития современного мирового политического процесса.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XVIII Национальная безопасность: сущность и система, проблемы обеспечения
- Сущность и система национальной безопасности. Особенности национальной безопасности современной России
- Военная безопасность и ее обеспечение в современных условиях
- Контрольные вопросы
- Литература
- Глава XIX Политическое прогнозирование
- 1. Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования.
- 2. Основные этапы и современные способы разработки политического прогноза
- Контрольные вопросы.
- Литература
- Глава XX Прикладная политология
- 1. Специфика и содержание прикладной политологии. Прикладное политическое исследование
- 2. Политические технологии и их практическое значение
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Список учебной литературы по курсу «Политология»
- Содержание